04.09.2023
Все мы родом из детства: все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье. А это значит, что «ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание».
«Проблемные», «трудные», «невозможные», «непослушные», также как «дети с комплексами», «забитые» или «несчастные» - в большинстве случаев результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Исходя из этого, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье, можно разрешить его проблемы.
Основная цель нашей работы с семьей - гармонизация детско-родительских отношений через формирование активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: высокий профессионализм, доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.
28.08.2023
Для того чтобы предотвратить трудности в обучении в первом классе, задолго до поступления в школу у ребёнка необходимо развивать определённые структуры интеллекта и формировать различные навыки, которые помогут ему успешно адаптироваться и усваивать программный материал в школе. В первом классе малышу необходимо обладать специальными навыками для успешной учебы и если они не развивались прежде, он оказывается не готов к школьной жизни. Вот несколько общих советов, которые помогут в такой ситуации:
1. Если у Вашего ребенка проблемы с запоминаем стишков и другого учебного материала, то существует простой прием, который поможет Вашему малышу. Предложите ему поиграть в интересную игру, в который Вы будете рассказывать короткие истории, а ребенок зарисовывать их. Начните с простых фраз "На улице идёт снег. Дети во дворе лепят снежную бабу." Делайте большие перерывы между предложениями, чтобы ребенок успел их зарисовать. Теперь о рисунках: они должны быть схематичными, без подробной прорисовки. Ребенок будет неизбежно увлекаться рисованием. Не расстраивайтесь. Постарайтесь подробно ему объяснить какие должны быть рисунки - краткими, схематичными, передающими суть рассказа.
Затем давайте рисунки ребенку и просите рассказать их по картинкам. Делать это можно спустя несколько часов после рисования и на следующий день. Если ребенок рассказывает не совсем точно, помогите ему, задавая наводящие вопросы. Не забывайте хвалить малыша, он ведь очень старается.
В одно занятие давайте не больше 3-4 историй. Заниматься желательно каждый день или через день.
Позже уже не понадобятся рисунки. Просто обсуждайте с ребенком, какие события происходили в прочитанной сказке, что делал с бабушкой на рынке или в другом месте, что произошло в очередной серии мультика. Это позволит ребенку образно представлять запоминаемый материал. Подсказывайте ему слова, пополняйте словарный запас и учите правильно строить предложение.
2. Если Ваш ребенок невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца, то его нужно научить планировать ход своих действий. Прежде чем ребенок начнет что-либо делать, узнайте у него, как он собирается это делать. Помогите ему составить подробный план предстоящей деятельности: собирается убирать игрушки - куда какие поставить? в каком порядке?; рисует - что собирается рисовать? Что будет на рисунке? каким цветом? в какой последовательности рисовать? и т.д. Родители должны следить, чтобы планированием ребенок не подменял действие, то есть, чтобы выполнял запланированные пункты плана. Все законченные дела малыша (подделки, рисунки, порядок в игрушках и т.д.) должны быть выставлены на обозрение другим членам семьи, чтобы они могли хвалить ребенка и поддерживать. Затем такое планирование и контроль за выполнением плана станут автоматизмом в поведении ребенка. Конечно, это произойдет не сразу и не во всех сферах деятельности, но если Вы наберетесь терпения и поможете малышу, то все непременно получится. Однако не стоит браться за все сферы деятельности сразу, так как каждый отдельный автоматизм нужно отрабатывать отдельно.
Сначала ребенку понадобится максимальная помощь взрослых, а в дальнейшем - уже намного меньше. Если ребенку не становится легче выполнять организационные требования, то родители его торопят или завышают требования.
Также можно использовать прием нахождения и исправления ошибок. Дайте ребенку, например, такое задание "Волшебник дал своему ученику задание: нарисуй такую же фигуру, как я! Но ученик постоянно отвлекался и был невнимателен. У него получалось то как надо, то неправильно. Найди где ученик ошибся и исправь." Таких заданий можно придумать множество. Главное приучить ребенка находить ошибки и исправлять их, пока, чужие, но позже он станет исправлять свои ошибки. Это основа организованности.
3. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.
а) Игра «Да и Нет» не говорить
Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.
Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.
- "Ты девочка?" и т.п.
Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.
б) Игра «Донесение».
Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается функция осознания.
в) Режим и порядок.
Купите готовые или нарисуйте сами рисунки с изображением повседневных дел, выполнения которых вы добиваетесь от ребёнка. Прикрепите их на ватман, сделайте на этом же ватмане графы с днями (календарь) и повесьте на видное место. Объясните ребенку: если сделал дело, то напротив мама или он сам может прикрепить какой-либо знак, символ (звёздочка, сердечко, цветочек и т.д., их тоже нужно заготовить). Получил много значков - получи приз, сюрприз, что-то приятное, в зависимости от качества и объёма выполненной работы.
Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Суть этого приёма: последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее, в правило к самому себе.
В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).
Вещи, которые категорически НЕЛЬЗЯ допускать родителям в воспитании детей:
НЕЛЬЗЯ будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
НЕЛЬЗЯ кормить ребенка перед школой и после нее бутербродами, объясняя себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
НЕЛЬЗЯ требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
НЕЛЬЗЯ сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
Нельзя лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
НЕЛЬЗЯ кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
НЕЛЬЗЯ заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
НЕЛЬЗЯ не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
НЕЛЬЗЯ ждать маму и папу, чтобы начать выполнять уроки.
НЕЛЬЗЯ сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.
НЕЛЬЗЯ смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
НЕЛЬЗЯ не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
НЕЛЬЗЯ разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
НЕЛЬЗЯ не прощать ошибки и неудачи ребенка.