Школьная психологическая служба

Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение обучающихся:

· психологическую диагностику (индивидуальную и групповую);

· наблюдение во время уроков и во внеурочное время;

· проведение  групповых коррекционно-развивающих занятий, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком;

· консультирование  учащихся;

· консультирование  учителей и администрации гимназии;

· консультирование и просвещение родителей (индивидуально и в рамках родительских собраний).

 

Педагог – психолог:

· предоставляет информацию о результатах психолого-педагогического сопровождения ребенка при обращении родителей (законных представителей);

· не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;

· разрабатывает рекомендации для осуществления индивидуальной работы;

· предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого – медико - педагогическую комиссию (ПМПк).

 

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

· если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим  лицам;

· если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;

· если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.

 
Документация психолога .doc (скачать)
Конвенция ООН о правах ребёнка.doc (скачать)
Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов.doc (скачать)

Как бороться с травлей в школе

23.09.2024

Проблема буллинга в подростковой среде не нова, но до недавнего времени в нашей стране к ней не относились серьезно. С каждым годом этот вопрос все больше обостряется и принимает новые формы.


Буллинг или конфликт?

В первую очередь мы должны понимать, что буллинг – это не просто конфликтная ситуация.

Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, ребенок вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.

Как отличить? При буллинге всегда одна из сторон ощущает свое превосходство, а другая – чувствует себя беспомощной и униженной. Ни о каком равноправии позиций в случае буллинга речи не идет. У жертвы травли просто нет возможности самостоятельно уменьшить дисбаланс. Если есть возможность отстоять себя, такого явления не возникнет. 

Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий, при котором причина травли не в поведении жертвы. Нужно понимать, что для его прекращения (буллинг нельзя разрешить, только прекратить) нужно работать с агрессором: это в нем проблема, а не в жертве. И единственный вариант разрешения этой проблемы – вмешательство третьей, взрослой, стороны.
 
Что происходит

По статистике, на первом месте по частоте встречаемости – словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, словесные провокации, обзывания и т.д.), на втором месте – бойкот, на третьем – физическое насилие, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это негативное явление может стать причиной возникновения разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний и даже явиться причиной самоубийства.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же ощущение собственной «крутости», безнаказанности. В дальнейшем это приводит к еще большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность, качеств, девиантному поведению и, как следствие, постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.


Профилактика работает 

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где авторитетом выступает сам учитель. Он может эффективно пресекать проявления насилия. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Рекомендуется приглашать в класс школьного психолога. Чем раньше вы начнете работу с детьми, тем больше шансов избежать этой проблемы, ведь после 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить.

Кроме того, необходимо создавать общий здоровый климат в школе, выстраивать четкие, справедливые и единые для всех правила поведения, а также формировать доверие между педагогами и детьми. Важно, чтобы все понимали последствия за нарушение этих норм.

Лучшая профилактика, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка, а  также подготовка его к принятию правильных мер в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ваш сын или дочь могут иметь в запасе для обидчика, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань». 


Прецедент: что делать?

Если случай буллинга выявлен, крайне важно понимать, что, помимо участия родителей агрессора или жертвы, необходима работа педагогического коллектива и администрации школы в целом по устранению проблемы. Ребенок должен знать, что он может обратиться со своей проблемой к взрослому, и это очень важно! Потому что, решая, стоит ли обращаться к учителю, школьник оценивает возможные негативные последствия этого обращения. Риски виктимизации выше у тех ребят, у которых не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

При работе с буллером, во-первых, до агрессора нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств. Во-вторых, агрессор должен официально принять ответственность за свои поступки, принести извинения.  Но взрослые должны понимать, что ни в коем случае это не должно проходить через унижение агрессора. И конечно, нужно понять: откуда у агрессора возникает желание ощутить собственное превосходство? Возможно, это подростковое самоутверждение, и тут необходимо перенастроить реализацию его лидерских качеств и направить их в мирное русло, а может быть, у подростка серьезные проблемы дома. В любом случае без погружения в ситуацию всех участников учебного процесса проблему не разрешить.Хочу такой сайт


Психолог Мария Фадеева


Источник: Как бороться с травлей в школе | Новости портала "Российское образование" (www.edu.ru)

news

 

Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать

16.09.2024

Что нужно знать учителю о физиологии ребенка, что такое нейромифы и какими они бывают, как письмо влияет на процесс обучения, какую информацию блокируют подростки и как взрослые могут помогать детям – обо всем этом шла речь в онлайн-программе «Образовательная среда», гостем которой стала Марьяна Безруких, знаменитый ученый, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких


Какие дети приходят в школу сегодня

Наши исследования показывают, что с точки зрения физиологии современные дети практически не отличаются от их сверстников 20–30-летней давности, возможно, существенно  изменились психологические характеристики.

За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, у которых к школе не сформировалась речь, детей с низкой двигательной активностью и моторной неловкостью. Для этого есть ряд причин. Так, например, по данным Института возрастной физиологии, уже в полтора года 5% детей используют гаджеты, а к шести годам их больше 90%, хотя специалисты считают, что они ограничивают речевое и моторное развитие в этом возрасте. 

Кроме того, анализ режима дня и нагрузки дошкольников показал, что у них практически нет свободного времени, дети мало бывают на воздухе и не очень активно занимаются спортом.


Учить по-старому или по-новому?

Учителю необходимо понимать, как функционирует мозг ребенка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков, и сегодня мы знаем об этом гораздо больше, чем раньше. При этом мы предъявляем к ребенку уже новые требования, а учим его по-старому.

Представьте себе букварь 30-летней давности и современный учебник русского языка для первого класса. Они существенно отличаются, а вот методики преподавания практически не изменились.

Раньше ребенка учили письму в течение всей начальной школы, спокойно и без спешки, сегодня он должен освоить чтение и письмо за два-три месяца, а это сложные когнитивные навыки и действия, которым нельзя научить за такое короткое время, используя старые методики.

На начальном этапе мы уже требуем быстрого письма и чтения. Но это не осознанное чтение и письмо, а механическое, то есть совершенно бесполезная  деятельность с каракулями вместо букв и с угадыванием без понимания смысла.
Поэтому знание возрастной физиологии детей помогает формировать правильные методики работы, давать знания, которые усваиваются.

Как хорошо уметь писать!

В российских школах традиционно учат детей курсивному письму, которое дает больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно ее воспринимать. От сложной каллиграфии мы уже отошли: она отнимает много сил и времени – в современных условиях это нерационально.

Во многих странах используют полускрипт – упрощенное, «разрывное» письмо, полупечатными буквами, без сложных соединений; оно позволяет детям писать осознанно и грамотно. При укороченном периоде обучения и высокой интенсификации учебного процесса оно работает очень эффективно и дает возможность снять много проблем.

А вот клавиатурное письмо все-таки вторично: первоклассник не может освоить десятипальцевую систему печатания, это требует особой организации деятельности, внимания и регуляции, и начинать такое обучение можно не раньше третьего-четвертого класса, и то медленно и постепенно. Так что в первом и втором классе продолжаем писать ручкой.


Нейромифы: неэффективно, но популярно

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа, – это нейромифы, популярные представления, основой которых являются неверные представления или некорректная интерпретация данных о развитии и функционировании мозга. Эти мифы живут в образовательной среде. Руководствуясь ими, педагоги создают различные программы, используют методики, к примеру, разделяют детей по разным типам восприятия информации (аудиалы или визуалы) и в зависимости от этого выстраивают работу с ними, считают, что существуют биологически предопределенные типы обучения, а  кратковременные физические упражнения могут улучшить работу полушарий мозга и т. д. Это совсем не безобидные мифы, следуя которым невозможно повысить эффективность обучения.

А вот если учитель считает, что левшу надо переучивать, – все гораздо серьезнее: значит, что он не понимает логику физиологических процессов.

Если нет знаний – возникает множество проблем.  Бороться с нейромифами сложно, это подтверждают исследования наших зарубежных коллег. Нужно учить, объяснять результаты  новейших исследований, чтобы понять, почему такие нейромифы недостоверны.

Кстати, у родителей и даже у специалистов дошкольного образования есть еще один популярный миф, который формулируется так: «После трех уже поздно». В соответствии с ним  обучающий ресурс мозга снижается после шести лет, поэтому надо успеть всему максимально научить в дошкольном возрасте. В  этот миф верят около 70% педагогов, и они готовы организовать интенсивную подготовку дошкольников, учить всему, в том числе письму и чтению и, более того, рекомендуют родителям это делать.

Если же обратиться к фактам, то мы знаем, что обучающий ресурс мозга и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом  возрасте только растет, он достигает максимума к 20–25 годам.


Как общаться с подростком

Работа с этой группой ребят начинается не с наступлением их подросткового возраста – с ними нужно уметь разговаривать с малых лет, не терять ниточку контакта.

Для подростков более значимыми становятся сверстники, а из взрослых – только те люди, которым они доверяют. Подростки готовы слушать референтных взрослых и дорожить общением с ними. Хорошо, если это будут учителя, тренеры в спортивных секциях, педагоги в кружках.

Но общение должно учитывать особенности возраста, особенности их эмоционально-волевой сферы  и взаимодействия: нотации читать не стоит, потому что негативную информацию мозг просто блокирует, запреты тоже работают далеко не всегда.

Поэтому мы снова возвращаемся к тому, что у учителя должны быть глубокие  знания о физиологии и психологии детей разного возраста, понимание того, как и когда перестраивается их организм и как это влияет на обучение, учитывать проблемы восприятия и памяти и многое другое.


Что должны знать учителя?

Знание возрастной психологии и физиологии должно быть вписано в контекст педагогической работы: это позволит облегчить процесс обучения, понять, что можно делать и чего делать не следует, как формируются учебные навыки у детей, как проявляются отклонения и дефициты в развитии и как помочь ребенку, если у него возникают проблемы.

Поэтому необходимо начинать изучение этих дисциплин в вузах. Для будущих педагогов и  для тех, кто работает в Институте возрастной физиологии РАО, разрабатывается специальный курс « Педагогическая физиология»: лекции, в которых рассматриваются ключевые проблемы возрастного развития и обучения, создается электронный учебник с современными материалами о росте и развитии ребенка,  о развитии мозга и познавательной деятельности, о физиологических и психофизиологических аспектах обучения.

Все материалы будут размещены в свободном доступе, ими сможет воспользоваться любой педагог. Курс будет готов к концу этого года.

Наша задача – наладить обратную связь: на сайте нашего института есть раздел, где родители и учителя могут задать интересующие их вопросы. С учетом этих вопросов и ежегодно появляющихся новых результатов исследований мы будем постоянно дополнять и обновлять учебник – он должен быть живым, полезным и актуальным.

«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Она выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.


Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».

news
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».