Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение обучающихся:
· психологическую диагностику (индивидуальную и групповую);
· наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
· проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком;
· консультирование учащихся;
· консультирование учителей и администрации гимназии;
· консультирование и просвещение родителей (индивидуально и в рамках родительских собраний).
Педагог – психолог:
· предоставляет информацию о результатах психолого-педагогического сопровождения ребенка при обращении родителей (законных представителей);
· не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
· разрабатывает рекомендации для осуществления индивидуальной работы;
· предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого – медико - педагогическую комиссию (ПМПк).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
· если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
· если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
· если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.
23.09.2024
Проблема буллинга в подростковой среде не нова, но до недавнего времени в нашей стране к ней не относились серьезно. С каждым годом этот вопрос все больше обостряется и принимает новые формы.
Буллинг или конфликт?
В первую очередь мы должны понимать, что буллинг – это не просто конфликтная ситуация.
Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, ребенок вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.
Как отличить? При буллинге всегда одна из сторон ощущает свое превосходство, а другая – чувствует себя беспомощной и униженной. Ни о каком равноправии позиций в случае буллинга речи не идет. У жертвы травли просто нет возможности самостоятельно уменьшить дисбаланс. Если есть возможность отстоять себя, такого явления не возникнет.
Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий, при котором причина травли не в поведении жертвы. Нужно понимать, что для его прекращения (буллинг нельзя разрешить, только прекратить) нужно работать с агрессором: это в нем проблема, а не в жертве. И единственный вариант разрешения этой проблемы – вмешательство третьей, взрослой, стороны.
Что происходит
По статистике, на первом месте по частоте встречаемости – словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, словесные провокации, обзывания и т.д.), на втором месте – бойкот, на третьем – физическое насилие, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.
Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это негативное явление может стать причиной возникновения разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний и даже явиться причиной самоубийства.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же ощущение собственной «крутости», безнаказанности. В дальнейшем это приводит к еще большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность, качеств, девиантному поведению и, как следствие, постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Профилактика работает
Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где авторитетом выступает сам учитель. Он может эффективно пресекать проявления насилия. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Рекомендуется приглашать в класс школьного психолога. Чем раньше вы начнете работу с детьми, тем больше шансов избежать этой проблемы, ведь после 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить.
Кроме того, необходимо создавать общий здоровый климат в школе, выстраивать четкие, справедливые и единые для всех правила поведения, а также формировать доверие между педагогами и детьми. Важно, чтобы все понимали последствия за нарушение этих норм.
Лучшая профилактика, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка, а также подготовка его к принятию правильных мер в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ваш сын или дочь могут иметь в запасе для обидчика, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».
Прецедент: что делать?
Если случай буллинга выявлен, крайне важно понимать, что, помимо участия родителей агрессора или жертвы, необходима работа педагогического коллектива и администрации школы в целом по устранению проблемы. Ребенок должен знать, что он может обратиться со своей проблемой к взрослому, и это очень важно! Потому что, решая, стоит ли обращаться к учителю, школьник оценивает возможные негативные последствия этого обращения. Риски виктимизации выше у тех ребят, у которых не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.
При работе с буллером, во-первых, до агрессора нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств. Во-вторых, агрессор должен официально принять ответственность за свои поступки, принести извинения. Но взрослые должны понимать, что ни в коем случае это не должно проходить через унижение агрессора. И конечно, нужно понять: откуда у агрессора возникает желание ощутить собственное превосходство? Возможно, это подростковое самоутверждение, и тут необходимо перенастроить реализацию его лидерских качеств и направить их в мирное русло, а может быть, у подростка серьезные проблемы дома. В любом случае без погружения в ситуацию всех участников учебного процесса проблему не разрешить.
Психолог Мария Фадеева
Источник: Как бороться с травлей в школе | Новости портала "Российское образование" (www.edu.ru)
16.09.2024
Что нужно знать учителю о физиологии ребенка, что такое нейромифы и какими они бывают, как письмо влияет на процесс обучения, какую информацию блокируют подростки и как взрослые могут помогать детям – обо всем этом шла речь в онлайн-программе «Образовательная среда», гостем которой стала Марьяна Безруких, знаменитый ученый, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких
Какие дети приходят в школу сегодня
Наши исследования показывают, что с точки зрения физиологии современные дети практически не отличаются от их сверстников 20–30-летней давности, возможно, существенно изменились психологические характеристики.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, у которых к школе не сформировалась речь, детей с низкой двигательной активностью и моторной неловкостью. Для этого есть ряд причин. Так, например, по данным Института возрастной физиологии, уже в полтора года 5% детей используют гаджеты, а к шести годам их больше 90%, хотя специалисты считают, что они ограничивают речевое и моторное развитие в этом возрасте.
Кроме того, анализ режима дня и нагрузки дошкольников показал, что у них практически нет свободного времени, дети мало бывают на воздухе и не очень активно занимаются спортом.
Учить по-старому или по-новому?
Учителю необходимо понимать, как функционирует мозг ребенка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков, и сегодня мы знаем об этом гораздо больше, чем раньше. При этом мы предъявляем к ребенку уже новые требования, а учим его по-старому.
Представьте себе букварь 30-летней давности и современный учебник русского языка для первого класса. Они существенно отличаются, а вот методики преподавания практически не изменились.
Раньше ребенка учили письму в течение всей начальной школы, спокойно и без спешки, сегодня он должен освоить чтение и письмо за два-три месяца, а это сложные когнитивные навыки и действия, которым нельзя научить за такое короткое время, используя старые методики.
На начальном этапе мы уже требуем быстрого письма и чтения. Но это не осознанное чтение и письмо, а механическое, то есть совершенно бесполезная деятельность с каракулями вместо букв и с угадыванием без понимания смысла.
Поэтому знание возрастной физиологии детей помогает формировать правильные методики работы, давать знания, которые усваиваются.
Как хорошо уметь писать!
В российских школах традиционно учат детей курсивному письму, которое дает больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно ее воспринимать. От сложной каллиграфии мы уже отошли: она отнимает много сил и времени – в современных условиях это нерационально.
Во многих странах используют полускрипт – упрощенное, «разрывное» письмо, полупечатными буквами, без сложных соединений; оно позволяет детям писать осознанно и грамотно. При укороченном периоде обучения и высокой интенсификации учебного процесса оно работает очень эффективно и дает возможность снять много проблем.
А вот клавиатурное письмо все-таки вторично: первоклассник не может освоить десятипальцевую систему печатания, это требует особой организации деятельности, внимания и регуляции, и начинать такое обучение можно не раньше третьего-четвертого класса, и то медленно и постепенно. Так что в первом и втором классе продолжаем писать ручкой.
Нейромифы: неэффективно, но популярно
Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа, – это нейромифы, популярные представления, основой которых являются неверные представления или некорректная интерпретация данных о развитии и функционировании мозга. Эти мифы живут в образовательной среде. Руководствуясь ими, педагоги создают различные программы, используют методики, к примеру, разделяют детей по разным типам восприятия информации (аудиалы или визуалы) и в зависимости от этого выстраивают работу с ними, считают, что существуют биологически предопределенные типы обучения, а кратковременные физические упражнения могут улучшить работу полушарий мозга и т. д. Это совсем не безобидные мифы, следуя которым невозможно повысить эффективность обучения.
А вот если учитель считает, что левшу надо переучивать, – все гораздо серьезнее: значит, что он не понимает логику физиологических процессов.
Если нет знаний – возникает множество проблем. Бороться с нейромифами сложно, это подтверждают исследования наших зарубежных коллег. Нужно учить, объяснять результаты новейших исследований, чтобы понять, почему такие нейромифы недостоверны.
Кстати, у родителей и даже у специалистов дошкольного образования есть еще один популярный миф, который формулируется так: «После трех уже поздно». В соответствии с ним обучающий ресурс мозга снижается после шести лет, поэтому надо успеть всему максимально научить в дошкольном возрасте. В этот миф верят около 70% педагогов, и они готовы организовать интенсивную подготовку дошкольников, учить всему, в том числе письму и чтению и, более того, рекомендуют родителям это делать.
Если же обратиться к фактам, то мы знаем, что обучающий ресурс мозга и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом возрасте только растет, он достигает максимума к 20–25 годам.
Как общаться с подростком
Работа с этой группой ребят начинается не с наступлением их подросткового возраста – с ними нужно уметь разговаривать с малых лет, не терять ниточку контакта.
Для подростков более значимыми становятся сверстники, а из взрослых – только те люди, которым они доверяют. Подростки готовы слушать референтных взрослых и дорожить общением с ними. Хорошо, если это будут учителя, тренеры в спортивных секциях, педагоги в кружках.
Но общение должно учитывать особенности возраста, особенности их эмоционально-волевой сферы и взаимодействия: нотации читать не стоит, потому что негативную информацию мозг просто блокирует, запреты тоже работают далеко не всегда.
Поэтому мы снова возвращаемся к тому, что у учителя должны быть глубокие знания о физиологии и психологии детей разного возраста, понимание того, как и когда перестраивается их организм и как это влияет на обучение, учитывать проблемы восприятия и памяти и многое другое.
Что должны знать учителя?
Знание возрастной психологии и физиологии должно быть вписано в контекст педагогической работы: это позволит облегчить процесс обучения, понять, что можно делать и чего делать не следует, как формируются учебные навыки у детей, как проявляются отклонения и дефициты в развитии и как помочь ребенку, если у него возникают проблемы.
Поэтому необходимо начинать изучение этих дисциплин в вузах. Для будущих педагогов и для тех, кто работает в Институте возрастной физиологии РАО, разрабатывается специальный курс « Педагогическая физиология»: лекции, в которых рассматриваются ключевые проблемы возрастного развития и обучения, создается электронный учебник с современными материалами о росте и развитии ребенка, о развитии мозга и познавательной деятельности, о физиологических и психофизиологических аспектах обучения.
Все материалы будут размещены в свободном доступе, ими сможет воспользоваться любой педагог. Курс будет готов к концу этого года.
Наша задача – наладить обратную связь: на сайте нашего института есть раздел, где родители и учителя могут задать интересующие их вопросы. С учетом этих вопросов и ежегодно появляющихся новых результатов исследований мы будем постоянно дополнять и обновлять учебник – он должен быть живым, полезным и актуальным.
«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Она выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.
Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».