Адаптация к школе
04.12.2020
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и
ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в
физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького
человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный
период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной
деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе,
школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что
школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных
непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных
и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не
день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему.
Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе
1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4
месяца.
Условия адаптации:
а) Физиологические:
- Изменение
режима
дня;
- Необходимость
игры;
- Правильная
посадка;
- Организация
правильного питания;
- Развитие
двигательной активности;
б) Психологические:
- психологический
климат в семье;
- формирование
интереса к школе;
-
недопустимость физического
воздействия;
-
предоставление
самостоятельности;
- учёт
темперамента ребёнка;
-
организация контроля за учёбой;
-
поощрение за успехи и достижения;
-
моральное стимулирование;
-
развитие самоконтроля и объективной самооценки.
С целью
выяснения степени успешности адаптационного периода среди учащихся 1 – х
классов была проведена следующая диагностическая работа: беседа «Знакомство»,
«Я и моя школа», ориентационной тест школьной зрелости Керна – Йиерасика,
методика « Сказка», анкетирование родителей «Особенности адаптации к школе»,
диагностика «Разноцветные странички».
В целом
адаптация первоклассников проходит нормально, у большинства первоклассников в
школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается
позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из
них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной.
Для содействия обучающимся в
социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД
разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению
социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1.
Формирование
положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
2.
Знакомство
школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и
ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене,
формирование личностных УУД;
3.
Развитие
эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и
саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения,
формирование регулятивных УУД.
4.
Развитие
познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
5.
Развитие у
детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с
педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6.
Создание
условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия
ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7.
Профилактика
школьной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной
формой работы является групповое занятие с элементами психологического
тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры,
психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии,
психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2020
Дата обновления: 04.12.2020
Дата публикации: 04.12.2020