Учебный план
начального общего образования
для обучающегося с НОДА(вариант6.4.)
на 2025-2026 учебный год
п. Калининский 2025 г.
2
Пояснительная записка
к учебному плану на 2025-2026 учебный год - извлечению из организационного раздела (п.4.1.)
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4) (далее АООП НОО с НОДА (вариант 6.4)) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г №1598 (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ), Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1023.
АООП НОО с НОДА (вариант 6.4) МБОУ ООШ п. Калининский отражает психофизические
особенности и возможности обучающихся, образовательные потребности и запросы обучающихся
и их родителей/законных представителей, обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков
республик Российской Федерации.
Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 6.4) формируется в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г №1598;
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1023;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» от 22.03.2021 № 115;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
3
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план АООП НОО с НОДА (вариант 6.4) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру предметных областей, курсов
коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия,
экскурсии, другие виды деятельности).
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с
НОДА, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для группы обучающихся с НОДА в структуре ТМНР, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом
развитии;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том числе
этнокультурные (например, история и культура родного края, этика, музыкальные занятия).
В учебный план включается внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивноспортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Обязательной частью внеурочной деятельности является реализация коррекционных курсов
и проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР предусматривают: занятия
ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных
функций. Все эти занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий до 2530 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.
Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие,
коррекцию физических недостатков с помощью массажа и ЛФК, логопедическую работу,
психологическую коррекцию.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента обучающихся,
ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание
4
компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.
В предметной области "Физическая культура" в учебном плане включен предмет
"Адаптивная физическая культура". В случае необходимости целесообразна замена групповых
занятий адаптивной физической культурой индивидуальными занятиями для обучающихся с
тяжелыми двигательными нарушениями. Педагогический работник в таком случае может
эффективно работать по коррекции индивидуального двигательного нарушения.
Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного нарушения для каждого
обучающегося определяется на основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести
двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных
возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением
элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную
адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4 строятся на основе предметнопрактической деятельности обучающихся, осуществляются педагогическим работником через
систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают
большое количество игровых и занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных и групповых занятий;
продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются педагогическим
работником, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния
обучающихся.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Ведущими специалистами при этом являются педагогические работники (учителя
адаптивной физической культуры и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды,
учителя-дефектологи), которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции и
проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению
коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО с НОДА
(вариант 6.4) определяет образовательная организация.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную
область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.
Образовательный процесс в 2025-2026 учебном году по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 6.4) организован для обучающегося 1доп – I-IV классов.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным
графиком. Начало учебного года 04 сентября 2025 года, окончание учебного года 31 мая 2026 года.
Учебный план на 2025-2026
учебный год обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21.
Сроки окончания учебного года определяются не ранее установленного нормативными
5
правовыми документами количества учебных недель: 33 учебных недели в году в 1
дополнительном и в 1 классах и 34 учебных недели в году со 2 по 4 класс.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности
не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Классы
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
I доп
21
I
21
II
23
III
23
IV
23
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
693
693
782
782
782
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
-для обучающихся дополнительного- 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз
в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность урока - 40 минут, за исключением дополнительного первого класса
(первый год обучения) в первом полугодии учебного года.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Режим работы, согласно СанПиН 1.2.3685-21, осуществляется по пятидневной учебной
неделе. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организованы в первую смену.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий. Между
началом внеурочных занятий и последним уроком устраивается перерыв не менее 30 минут.
Обучение в 1 классе (первого года обучения) осуществляется с соблюдением следующих
требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре - декабре - но 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня в 1 полугодии организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от
четвертей.
Обучение в 1 классе (первого года обучения) в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки6
театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на
развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока
физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по
предмету «Развитие речи и окружающий природный мир», 3-4 экскурсии по предмету
«Изобразительная деятельность (лепка, рисование,аппликация)», 4-6 нетрадиционных занятий по
предмету «Предметные действия», 4-5 уроков-театрализаций по предмету «Музыка», 6-7 уроковигр и экскурсий по предмету «Математические представления».
Для обеспечения образовательного процесса и выполнения образовательных программ,
учебный план может быть реализован с помощью организации электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (Статья
16 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
7
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана
МБОУ ООШ п. Калининский при реализации учебного плана использует:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20.05.2020
№ 254).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в обязательную часть учебного плана адаптированной основной
образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана адаптированной основной образовательной программы.
Особенности учебного плана
Из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в I
дополнительном, I классах по 1 часу в неделю (по 33 часа в год) – II-IV классах - по 1 часу в
неделю (по 34 часа в год) добавлено на изучение учебного предмета «Общение (письмо)» для
развития функциональных возможности кистей и пальцев рук (мелкая моторика), кинестетическая
организация движений и серийная организация движений (в соответствии с физическими
возможностями обучающегося).
Из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений во II-IV
классах - по 1 часу в неделю (по 34 часа в год) добавлено на изучение учебного предмета
«Домоводство (самообслуживание)» с целью формирования умения решать постоянно
возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Недельный учебный план АООП НОО с НОДА (вариант 6.4)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Подгот
овител
ьный
Обязательная часть
Общение
4
4
(общение и чтение)
Общение (письмо)
3
3
Математические
4
4
представления
Классы
Язык и речевая
практика
Математика
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
4
4
4
20
3
4
3
4
3
4
15
20
8
Окружающий мир
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
(самообслуживание)
Музыка
Искусство
Изобразительная
деятельность
(лепка, рисование,
аппликация)
Технология
Предметные
действия
Физическая
Адаптивная
культура
физическая
культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Общение (письмо)
Домоводство (самообслуживание)
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
индивидуальные и групповые занятия по
программе коррекционной работы
другие направления внеурочной
деятельности
1
1
2
2
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
3
15
20
1
20
1
21
2
21
2
21
2
103
8
1
21
1
21
1
1
23
1
1
23
1
1
23
5
3
111
10
5
10
5
10
5
10
5
10
5
50
25
5
5
5
5
5
25
9
Годовой учебный план АООП НОО с НОДА (вариант 6.4)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Учебные предметы
Подгот
овител
ьный
Обязательная часть
Язык и речевая
Общение
132
132
(общение и чтение)
практика
Общение (письмо)
99
99
Математика
Математические
132
132
представления
Развитие речи и
Окружающий мир
33
33
окружающий
природный мир
Человек
33
33
Домоводство
33
33
(самообслуживание)
Музыка
33
33
Искусство
Изобразительная
33
33
деятельность
(лепка, рисование,
аппликация)
Технология
Предметные
33
33
действия
Физическая
Адаптивная
99
99
культура
физическая
культура
Итого:
660
660
Часть учебного плана, формируемая
33
33
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Общение (письмо)
33
33
Домоводство (самообслуживание)
Предельно допустимая аудиторная учебная
693
693
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
330
330
Классы
индивидуальные и групповые занятия по
программе коррекционной работы
другие направления внеурочной
деятельности
Всего
136
136
136
672
102
136
102
136
102
136
504
672
68
68
68
270
34
34
34
34
34
34
168
168
34
34
34
34
34
34
168
168
34
34
34
168
102
102
102
504
714
68
714
68
714
68
3462
270
34
34
782
34
34
782
34
34
782
168
102
3732
340
340
340
1680
165
165
170
170
170
840
165
165
170
170
170
840
10
Предметные области
Учебные предметы
Всего
На
дому
самост
4
1
3
3
4
1
1
2
3
2
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Искусство
Человек
Домоводство
(самообслуживание)
Музыка
Изобразительная
деятельность (лепка,
рисование, аппликация)
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Технология
Предметные действия
1
1
0
3
1
2
21
2
8
0
13
2
1
1
0
0
1
1
23
8
15
1
1
0
0
1
1
0
0
0
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Физическая
культура
Общение
(общение и чтение)
Общение (письмо)
Математические
представления
Развитие речи и окружающий
природный мир
Адаптивная
физическая
культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса при 5дневной неделе
Общение (письмо)
Домоводство
(самообслуживание)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
индивидуальные занятия по программе
коррекционной работы
другие направления внеурочной деятельности
При реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) создаются
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
11
Формы промежуточной аттестации обучающихся с НОДА (вариант 6.4)
В процессе обучения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
введена без оценочная форма аттестации. Перевод в другой класс обучающихся целесообразно
проводить записи об их продвижении в различных аспектах обучения, формами промежуточного
контроля выступают практические и теоретические задания с отметками о выполнении, запись
достижений в тех или иных видах деятельности, что позволяет педагогам в наглядной форме
представить реальные успехи учащихся.
Текущая аттестация проводится в форме беседы, опроса, индивидуальных заданий,
наблюдений за работу на уроке и отмечается в учебном дневнике или дневнике наблюдений.
В конце четверти, года в графе «итоги года» ставить усвоил/не усвоил.
В процессе занятий с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
целесообразно вести записи об их продвижении в различных аспектах обучения. Это поможет
учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам определять задачи и содержание работы в
текущий период, судить об адекватности и эффективности проведенных коррекционных
мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет родителям и
педагогам в наглядной форме представить реальные успехи учащихся.
12