Пояснительная записка Рабочая программа по музыке с 5-8 класс разработана и составлена на основе авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2014) к общеобразовательной школы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2021) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин а России, планируемых результатов начального общего образования. Программа адресована обучающимся общеобразовательных школ. В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34- учебных часа – 34 учебных недели. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культур е разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение и импровизация). Для достижения поставленных целей изучения предмета музыка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям; понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание; осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); изучать особенности музыкального языка; формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса (фгос) Личностные — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные Регулятивные УУД: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Познавательные УУД: – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Предметные Ученик научится: – формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формировать общее представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формировать устойчивый интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности; Ученик получит возможность научиться: – воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Содержание учебного предмета, курса 8 класса (34 часа) Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (17ч) Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально- образного содержания в классической и популярной музыке. Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека, многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи. Танец. Разнообразие танцев разных времён и народов( ритуальные, обрядовые, бальные, салонные идр.) .Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров ( опера, балет, соната, сюита и др.) Жанры маршевой музыки ( военный\, сказочно-фантастический , траурный, праздничный, церемонный и др.) Раздел 2. Музыкальный стиль камерной эпохи (17 ч) Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своебразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Обобщение взаимодействий музыки с другими видами искусства( литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Стили и направления современной популярной музыки( рэп, эстрада, авторская песня. фолк-рок, джаз, и др.). Известные композиторы и исполнители- интерпретаторы. Четверть Наименование тем Всего часов Контроль (Тесты) 1 ч. Жанровое многообразие музыки. 9 1 2 ч. Жанровое многообразие музыки. 8 1 3 ч. Музыкальный стиль камерной эпохи. 9 1 4 ч. Музыкальный стиль камерной эпохи. 8 1 34 4 Итого: Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: - экскурсия, путешествие, выставка. Виды контроля: - вводный, текущий, итоговый - фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест. - контрольные вопросы (бесед о прослушанных музыкальных произведениях - контрольные задания (устные и письменные) - музыкальные викторины - косвенный контроль (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах). Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класcа Содержание в УУД № Дат Дата Раздел. а по Тема урока соответствии с Регулятивные по фак Познавательные ФГОС п/ пла ту Коммуникативные п ну 1 четверть. Тема раздела: Классика и современность.17 часов 1 Значение слова Познавательные: выделять и формулировать Классика и «классика». Понятие познавательную цель; современност «классическая самостоятельно определять ь. Музыка музыка», музыки, учиться И.С.Баха и 21 классика жанра, стиль применять музыкальные век. стиль. знания и добывать новые из Разновидности стилей. различных источников. Интерпретация и обработка Регулятивные: выполнять классической задания в соответствии с музыки поставленной целью, прошлого. предвосхищать результаты Классика это и уровни усвоения; отвечать тот опыт, который на поставленные вопросы. донесли до нас Предметные результаты Понимать неповторимость музыкальных произведений. Личностные результаты Осознание и осмысление вечных тем в музыке «старой «и «новой». Формы контроля Устный опрос. великие мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. 2 Актуализироват жизненноСовременны ь е обработки музыкальный классических опыт учащихся; им произведени помочь осознать, что й. встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновение м к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникац ионных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Умение распознават ь Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз. опыта. музыку «старую» и «новую» через муз. формы и образы. бесед о прослушанн ых музыкальны х произведени ях. 3 4 эпохи, национальный, индивидуальны й). выделять и Жанровое многообразие формулировать познавательную музыки. цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства, использованные в песне «Плач Ярославны». Понимать неповторимость музыкальных произведений. Уметь проанализировать музыкальное произведение, описать картины. Развитие способност и творчески мыслить, рассуждать логически и обоснованн о, опорой на ранее полученные знания. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Развитие Развитие Песня – Познакомитьсяс Познавательные: популярными контролировать и оценивать вокальнохоровых способности самый хитами . процесс и результат навыков. творчески демократичн деятельности; раскрывать мыслить, ый жанр Научатся: сюжеты, темы, образы рассуждать музыки. определять искусства. логически и национальный обоснованно, колорит народной Регулятивные: опорой на ранее музыки. формулировать и полученные удерживать учебную задачу; знания. самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. Устный опрос. бесед о прослушанн ых музыкальны х произведени ях 5 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Понимать Познавательные: ставить и Уметь определять замысел Патриотичес закономерности формулировать проблемы. и приёмы произведения кая тема в развития Регулятивные: составлять через музыке. музыки, особен- план и последовательность средства ности действий, самостоятельно музыкальной музыкальной определять выразительные выразительности. драматургии музыкальные средства, оперного использованные в песне Развивать спектакля; «Плач Ярославны». вокально- хоровые выявлять в навыки. процессе Коммуникативные: интонационно- проявлять активность во образновзаимодействии, вести го анализа диалог, слушать взаимозависимо собеседника. сть и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Формирование. способности творч. освоения мира в различных видах муз. Деятельности. бесед о прослушанн ых музыкальны х произведени ях 6 7 Познакомятся с Патриотичес популярными кая тема в хитами из музыке и мюзиклов и классикой в эстрадная совре-менной песня. обработке Научатся: определять национальный колорит народной музыкиэ. Проникновен ие фольклора в современную музыку. Понимать значение фольклорной музыки в жизни людей,общества Познакомятся с Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональн ыми музыкантами. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Понимать, что в музыкальном мире Умение познавать закономерно – мир через муз. постоянное формы и образы обращение к народно-песенной традиции у многих композиторов. Познавательные: Знать осуществлять поиск особенности необходимой информации. народной музыки и жанры народной Регулятивные: выполнять песни Уметь учебные действия в проводить качестве слушателя и интонационнообра исполнителя. зный анализ музыки; -чисто Коммуникативные: ставить интонировать вопросы; обращаться за мелодии русских помощью, слушать народных собеседника, воспринимать свадебных песен и музыкальное произведение фрагментов хоров и мнение других людей о из опер. Формирование позитивной самооценки своей деятельности. Устный опрос хоровое исполнение Хоровое исполнение импровизаци я, сочинение простейших текстов и мелодий 8 Научатся: – передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;– проявлять творческую инициативу. Понимать Вокальные жанры и их закономерности приёмы развитие в и развития музыке разных эпох. музыки. Научатся образно воспринимать музыкальные зарисовки. музыке. Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме; самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты; использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. 2 четверть. 9 Тема любви – Понимать вечная тема закономерности и приёмы в искусстве. Знать выдающихся художников и музыкантов, давать характеристику их наследию. Закрепить вокально- хоровые навыки. Понимание Тест русского искусства через музыкальнолитературные образы. Умение познавать мир человека, его культуру, традиции через музыку, литературу, живопись. Регулятивные: планировать Понимать, что в Понимание свою учебную деятельность; музыкальном мире жизненного – содержания принимать учебную задачу закономерно Хоровое исполнение 10 развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационнообразного анализа взаимозависимо сть и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Знакомство с Тема любви – вечная тема оперой Ж. Бизе «Кармен». в искусстве. «Кармен» – самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние . Музыкальные образы оперных героев. и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). постоянное обращение к народно-песенной традиции у многих композиторов. народной, религиозной классической и современной музыки. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ. Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, Познавательные: уметь определять осуществлять поиск образное необходимой информации. содержание. Закрепить Регулятивные: выполнять вокально- хоровые учебные действия в навыки. качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости. Устный опрос хоровое исполнение 11 Иоганн Штраус король вальса. 12 музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познакомятся с Регулятивные: учиться понятием вальс; планировать свою учебную деятельность; выполнять – с особенностями действия в устной форме; строения самостоятельно выявлять музыкальной картины.Научит жанровые основы сюиты; наряду с ся:– передавать использовать свои основными средствами музыкальные дополнительные (ИКТ, впечатления в справочную литературу). устной и письменной Коммуникативные: форме; сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать – проявлять творческую своё мнение о музыке в инициативу. процессе слушания и исполнения. Жанр вальса в «серьезной» и «легкой Понимать значение классической музыки в жизни Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в Знать понятия: фреска, орнамент; Уметь узнавать инструменты, исполняющие основные темы; определять приемы развития и музыки, ее формы. Уметь сравнивать произведения, выделять различия. Хоровое исполнение . Понимание жизненного содержания бесед о прослушанн ых музыке» 13 14 людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразовани я, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Вальс, как Понимать музыкальная закономерности иллюстрация и . приёмы развития музыки, особен- реальных ситуациях. жизненных Определять разножанровость музыкальных Регулятивные: оценивать произведений. уровень владения тем или Определять иным учебным действием музыкальные (отвечать на вопрос «Что я образы и характер не знаю и не умею?»). современной лирической музыки. музыкальны х произведени ях Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, отличным от своего; определять способы взаимодействия. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной ности выразительности. Регулятивные: музыкальной формулировать и Закрепить драматургии удерживать учебную вокально- хоровые навык. задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Уметь сравнивать Вальс, как Взаимодействие Познавательные: музыкальная слова, музыки, ориентироваться в произведения, иллюстрация сценического разнообразии способов выделять действия, к решения задач; различия. Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры. Эстетическое сознание как результат освоения художественного сочин ение простейших текстов и мелодий литературно му произведени ю. 15 хореографии Знакомство с популярными хитами из мюзиклов и классикой в современной обработке . Интонации и Учить– передавать свои ритмы музыкальные марша. впечатления в устной и письменной форме; – проявлять творческую инициативу. самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски, самостоятельно сопоставлять плач-песню и плач-причитание. Определять разножанровость музыкальных произведений. Определять музыкальные образы и характер. Развивать Регулятивные: использовать вокально- хоровые речь для регуляции своего навыки. действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя. Познавательные: Понимать использовать общие приемы Неповторимость и решения задач; разнообразие ориентироваться в музыкальных информационном материале произведений. учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать наследия композитора, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. бесед о Умение познавать прослушанн мир через формы и ых образы. музыкальны х произведени ях собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. 16 Познавательные: Овладение Интонации и Учить– передавать свои осуществлять поиск знаниями и ритмы музыкальные необходимой информации. навыками для марша. впечатления в расширения устной и Регулятивные: выполнять собственного муз. письменной учебные действия в опыта. форме; качестве слушателя и – проявлять исполнителя. творческую инициативу. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. 3 четверть: Тема раздела: «Музыкальный стиль камерной эпохи.» 17 часов 17 с Регулятивные: применять Уметь приводить Выдающиеся Знакомство исполнитель музыкой П. установленные правила в примеры ские Чайковского, С. планировании способа различных коллективы. Прокофьева решения. образов в музыке, Музыкальные литературе. образы героев Познавательные: симфонической осуществлять поиск сюиты. информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о Умение познавать Тест мир через формы и образы. Формирование. способности творч. освоения мира в различных видах муз. деятельности. бесед о прослушанн ых музыкальных произведения х музыкальном жанре – опера. 18 19 Джаз. Корни Знакомство с и стоки. жизнью и творчеством Симфоджаз. Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрывате ль симфоджаза. «Порги и Бесс» – первая американская национальная опера.Знакомст во с понятиями: симфоджаз, джазовая музыка, мюзикл, рапсодия, блюз. Рок-опера. Рок-опера ≪Преступление Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках). Понимать Особенности своеобразия и исполнения джазовой музыки, джазового оркестра. Знать состав джазоркестра, название инструментов, распознавать и Регулятивные: выбирать определять их действия в соответствии с звучание. поставленными задачами. Осознание Личностных смыслов джазовых произведений 20 века , их характерной особенности и своеобразия исполнения в современном мире. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: Знать основные Расширение представлений о контролировать и оценивать моменты Устный опрос хоровое исполнение 20 Рок-опера. и наказание≫. (открытие нового знания) Углубление знакомства с рок-оперой ≪Преступление и наказание≫. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля. процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Рок-опера ≪Преступление и наказание≫. (открытие нового знания) Углубление знакомства с рок-оперой ≪Преступление и наказание≫. Понимать закономерности и приёмы Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационнообра зный анализ музыки . музыкальном произведении на основе взаимосвязи литературы и искусства Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз. опыта. Расширение представлений о музыкальном произведении на основе взаимосвязи литературы и искусства бесед о прослушанн ых музыкальных произведения х развития собственному мнению. музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля. 21 Авторская песня. 22 Авторская Понимать значение авторской музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с авторским музыкальным наследием в процессе самообразовани я, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать значение Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках). Самостоятельно подбирать сходные произведения к изучаемой музыке. Развитие вокально- хоровых навыков. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Регулятивные: планировать Овладение свою учебную деятельность; знаниями и Понимание русского искусства через музыкальнолитературные образы. Умение познавать мир человека, его культуру, традиции через музыку, литературу, живопись. бесед о прослушанн ых музыкальных произведения х Понимание русского Муз. Викторина песня В.Высоцкий, Б.Окуджава. 23 Духовная музыка. авторской музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с авторским музыкальным наследием в процессе самообразовани я, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). Познакомятся с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Познавательные: Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Научатся проводить интонационнообразный анализ музыки. навыками для расширения собственного муз. опыта. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ. Знать основные характеристики и качества духовной музыки. Уметь приводить примеры, определять характер. Закрепить вокально-хоровые Регулятивные: Сравнивать навыки. музыкальные образы народных и церковных праздников. Выполнять творческие задания из искусства Урокчерез музыкально- концерт литературные образы. Умение познавать мир человека, его культуру, традиции через музыку, литературу, живопись. Оценивать собственную музыкальнотворче скую деятельность. Присвоение духовнонравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. Формирование активности, самостояте льности. Устный опрос и хоровое исполение рабочей тетради. 24 Духовная музыка. Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы Значимость музыки в песнопениях и молитвах национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) 25 Обращение композиторо в к образцам духовной музыки при создании музыкальны Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с Коммуникативные: Сочинять мелодии на поэтические тексты. Познавательные: Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Регулятивные: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Коммуникативные: Сочинять мелодии на поэтические тексты. Регулятивные: уделить внимание на различные выразительные средства (минорный лад, напряженные интонации, ровный спокойный ритм…) Коммуникативные: Знать основные характеристики и качества духовной музыки. Уметь приводить примеры, определять характер. Закрепить вокально-хоровые навыки. Присвоение духовнонравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. Формирование активности, самостоятельност и. Знать и Присвоение определять духовнокомпозиторский нравственных ряд, узнавать ценностей музыки основные в музыкальные и процессе познания художественные содержания сочинение простейших текстов и мелодий основными событиями из жизни и творчества композиторов, х произведени й. 26 Вечная музыка Вивальди. .Эпоха Барокко музыке. прослушивание произведений Свиридова. произведения. Закрепить вокально- хоровые навыки. Понимать значение классической музыки в жизни людей, в общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразовани я, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Регулятивные: выполнять Понимать, что в учебные действия в музыкальном мире качестве слушателя. закономерно – постоянное Коммуникативные: обращение к использовать простые народно-песенной речевые средства для традиции у передачи своего многих впечатления от музыки; композиторов. адекватно оценивать Понимать почему собственное поведение; сказка и миф воспринимать музыкальное относятся к произведение и мнение «вечным» темам других людей о музыке. искусства. : Знакомство с творчеством Н. Паганини и Ф. Листа Музыка эпохи романтизма — эпоха в истории европейской профессиональн ой музыки, охватывающая Познавательные: Знать изученные осуществлять поиск картины, необходимой информации. музыкальные произведения Регулятивные: выполнять распознавать их. учебные действия в Закрепить качестве слушателя и вокально- хоровые исполнителя. навыки. музыки. Формирование активности, самостоятельност и. Осознание личностных смыслов балетных и др. крупных форм произведений на контрасте и общности музыки различных культур. 4 четверть . 27 «…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке. Эстетические потребности, ценности чувства. и в основном конец первой четверти XIX века — первое десятилетие XX. 28 Творческий Развивающие: стиль .С.Рахманино Развитие умения ва. общаться с образцами классической музыки, испытывать в этом потребность. Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение. Воспитательны е: Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальн Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Знать понятия: Увертюра, программная музыка; -строение сонатной форм. Уметь называть полное имя композитора; проводить интонационнообра зный анализ музыки. Эстетическ ое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Начло анализа музыкальног о произведения ую отзывчивость. Воспитать чувства патриотизма. 29 30 краткое Историческа знакомство с я хроника. биографией А.С.Пушкин. поэта, основными чертами его творчества; выявление роли творчества поэта в русской музыке; воспитание слушательской культуры; формирование художественного вкуса; Развивающие: развитие усвоение этапов навыков анализа, пушкинианы, формирование знакомство с самостоятельности перечнем мышления; авторов и развитие эмоциональной музыкальных сферы; жанров на развитие музыкальных стихи поэта; знаний и навыков учащихся; расширение художественного и жизненного кругозора. Познавательные: Историческа увлечь я хроника учащихся осуществлять поиск А.Пушкина и красотой поэзии необходимой информации. Пушкина; опера М.Мусоргско Регулятивные: выполнять го «Борис вызвать в них учебные действия в любовь к Годунов» слушателя и русской музыке, качестве научить их исполнителя. Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально- хоровые навыки. Формирование умения познавать характер человека, с его традициями через музыкальные и литературные образы. Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить Формирован Устный ие опрос умения хоровое познавать исполнение характер человека, с его традициями ценить ее красоту и эстетическую ценность. 31 Всегда современный Чайковский. Знакомство с музыкой П. Чайковского, С. Прокофьева Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Познакомятся с представлением о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные вокально- хоровые через Коммуникативные: ставить навыки. музыкальные вопросы; обращаться за и помощью, слушать литературные собеседника, воспринимать образы. музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Инсценировать фрагменты Понимать, что Проявление популярных мюзиклов и такое эмпатии и рок-опер. Называть имена форма в музыке, эстетической выдающихся русских и знать сонатные восприимчивости. зарубежных композиторов, формы музыки. приводить примеры их Закрепить произведений. вокально- хоровые навыки. наблюдение, самостоятел ьная работа, работа в группах. бесед о прослушанн ых музыкальны х произведени ях 32 33 Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига. Музыка кинематогра фа. произведения по характеру. Делать самостоятельны й разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительност и). Знакомство с симфонической картиной Симфония №7 («Ленинградска я») Д. Шостаковича. Живописность музыкальных образов симфонической картины Познакомятся с понятиями: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Роль музыки в кино и на телевидении Роль и значение Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме; самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты; использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз. опыта. Формирование умения самостоятельно сопоставлять муз. образы с художественными. Стремление к самостоятельному общению с муз искусством. Повторить терминологию. Уметь определять движение образов и Осознание личностных смыслов классических произведений на Урокконцерт 34 музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Познакомятся с Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональн ыми музыкантами. Научатся: – передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме– проявлять творческую инициативу. Традиции и С. Прокофьева Музыкальные новаторство образы героев в творчествеве симфонической С.Прокофьев сюиты. Знакомство с а. представлением Стилизация о стилевых и полистилист чертах и особенностях ика. информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках). персонажей на примере музыкального произведения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или Знать композиторский ряд, музыкальные произведения распознавать на слух. Закрепить вокально-хоровые навыки. исторический сюжет, понимание их роли в развитии современной музыки. Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Формирование активности, самостоятельности Муз. Викторина Урокконцерт музыки С.Прокофьева. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, отличным от своего; определять способы взаимодействия. Образец Лист корректировки календарно-тематического планирования Предмет____Музыка Класс _5-8_ Учитель:_Коваленко Надежда Анатольевна 2023-2024 учебный год № урока Тема Количество часов по плану дано Причина Способ корректировки корректировки Требования к оформлению рабочей программы. Для набора текста документа используется формат Word, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание осуществляется по ширине, поля страницы: верх – 1 см, низ – 1 см, лево (отступ) – 2 см, право – 1 см. Альбомная ориентация. Таблицы вставляются в текст документа (в таблицах используется кегль 12).