Пояснительная записка Рабочая программа по музыке с 5-8 класс разработана и составлена на основе авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2014) к общеобразовательной школы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2021) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин а России, планируемых результатов начального общего образования. Программа адресована обучающимся общеобразовательных школ. В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34- учебных часа – 34 учебных недели. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культур е разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение и импровизация). Для достижения поставленных целей изучения предмета музыка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям; понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание; осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); изучать особенности музыкального языка; формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса (фгос) Личностные Метапредметные — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Регулятивные УУД: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Познавательные УУД: – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Предметные Ученик научится: – формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формировать общее представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формировать устойчивый интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности; Ученик получит возможность научиться: – воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Содержание учебного предмета, курса 7 класса (34 часа) Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историкоэпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч) Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений. Четверть Наименование тем Всего часов Контроль (Тесты) 1 ч. Особенности музыкальной драматургии. 9 1 2 ч. Особенности музыкальной драматургии. 8 1 3 ч. Основные направления музыкальной культуры. 9 1 4 ч. Основные направления музыкальной культуры. 8 1 Итого: 34 4 Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: - экскурсия, путешествие, выставка. Виды контроля: - вводный, текущий, итоговый - фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест. - контрольные вопросы (бесед о прослушанных музыкальных произведениях - контрольные задания (устные и письменные) - музыкальные викторины - косвенный контроль (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах). Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класcа Содержание в УУД Предметные № Дата Дата Раздел. по по Тема урока Регулятивные соответствии с результаты план фак Познавательные ФГОС п/ Коммуникативные у ту п 1 четверть. Тема раздела: Особенности музыкальной драматургии. 17 часов 1 Значение слова Л осознание Знать -что «классика». личностных роднит музыку и Классика и Понятие смыслов разговорную речь; современность. «классическая музыкальных классификаци ю музыка», музыкальных классика жанра, произведений разных жанров, жанров. Уметь стиль. стилей, приводить примеры Разновидности стилей. направлений, различных Интерпретация понимание их роли в музыкальных и обработка развитии образов. классической современной музыки музыки. прошлого. П – сопоставление Классика это терминов и понятий. тот опыт, который К – хоровое пение. донесли до нас И - Презентация великие "Классика" мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Личностные результаты Формы контроля Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры. Хоровое исполнение. 2 3 Музыкальная драматургия – развитие музыки. В музыкальном театре. Опера "Иван Сусанин". Актуализироват ь жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновение м к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» эпохи, национальный, индивидуальны й). Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, Л - Присвоение духовнонравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проектпостановка одной из сцен оперы. И - Модуль ФЦИОР "Музыкальнотеатральные жанры. Опера. Практическое занятие" Знать понятия: романс; -способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена ( монолог, диалог) Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций. Л - Присвоение духовнонравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Уметь проводить интонационнообразн ый анализ Чувство гордости за свою музыкальных произведений; - Родину, российский Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. бесед о прослушанн ых музыкальных произведени ях. Хоровое исполнение 4 понимание его драматургии на основе взаимозависимо сти и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. В музыкальном Глинка – театре. Опера первый русский композитор "Иван мирового Сусанин". значения, симфонически образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проектпостановка одной из сцен оперы. И - Модуль ФЦИОР "Музыкальнотеатральные жанры. Опера. Практическое занятие" определять приемы развития, форму музыкальных произведений. народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Л - Присвоение духовнонравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проект- Уметь объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки . Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. бесед о прослушанн ых музыкальных произведени ях 5 постановка одной из сцен оперы. И - Модуль ФЦИОР "Музыкальнотеатральные жанры. Опера. Практическое занятие" Л - осознание В концертном Обобщение личностных зале. Симфония представлений учащихся о смыслов № 40 Моцарта. жанре музыкального эпической произведения. оперы, усвоение П – слушание принципов музыки и анализ драматургическ муз. формы. ого развития на Р – эссе – «Традиция основе и новаторство в знакомства с сонатной форме» музыкальными И - Видео: характеристика "Рондо в турецком ми её героев стиле" - Венский (сольными и оркестр Моцарта. хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки; сравнивать исполнительск ие интерпретации. Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. бесед о прослушанн ых музыкальных произведени ях 6 7 В концертном Актуализироват зале. Симфония ь знания № 5 Бетховена. учащихся о симфонии на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургическ ого развития образов на основе контраста, сопоставления. Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?» И - Видео: Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент) Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки; сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников. 7 Героическая Обобщить тема в музыке. особенности драматургии разных жанров музыки героикопатриотическог о, эпического характера. Развивать Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовнонравственных ценностей музыкального искусства. П Обобщение Знать особенности народной музыки и жанры народной песни Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки; чисто интонировать мелодии русских народных свадебных Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Устный опрос хоровое исполнение Хоровое исполнение импровизаци я, сочинение простейших текстов и мелодий ассоциативнообразное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественны х образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительно го искусства. особенностей песен и фрагментов драматургии разных хоров из опер. жанров музыки героикопатриотического, эпического характера. Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства. К – исполнение песен патриотического характера. И - Презентация "Галерея героических образов" Выявлять Знать понятия: Обобщить возможности бельканто. особенности эмоционального драматургии воздействия музыки разных жанров на человека (на музыки личном примере). героикопатриотическог о, эпического характера. 2 четверть. «Особенности музыкальной драматургии.» 9 Приводить примеры Знать основные Анализ моменты из жизни и преобразующего контрольных творчества влияния музыки. работ. Ф.Шуберта; понятие баллада Уметь определять приемы развития музыкального произведения; Выявлять средства выразительност и и изобразительно сти музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. 8 Обобщение по теме: "Особенности музыкальной драматургии". Закрепить получен - Тест ные знания. Закрепить получен - Хоровое ные знания. исполнение 10 В музыкальном Актуализироват театре. Балет. ь знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургическ ого развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографическ ие ансамбли. Основа драматургическ Л – присвоение духовнонравственных ценностей произведения. П – анализ музыкальных образов - портретов. Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета. И - Видео: Балет "Карменсюита" (фрагменты). Знать основные этапы развития Понимание чувств духов -понятия: других людей и знаменный распев, сопереживание им. партесное пение и а капелла, унисон, духовный концертной музыки. Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки; Составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий). Устный опрос хоровое исполнение ого развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусст в балете. 11 Камерная музыка. Ф. Шопен. 12 Транскрипция. Эстетические потребности, ценности и чувства. Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт. И - Видео: Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент). Л – постижение Знать понятия: фреска, орнамент; Уметь узнавать инструменты, исполняющие основные темы; определять приемы развития и музыки, ее формы. Знать понятия : хор, Хоровое исполнение Готовность и бесед о 13 «Кончерто гроссо». А. Шнитке. музыки композиторов романтиков через пение. П – слушание музыки – анализ произведений. Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?» И - Презентация "Этюд" солист, симфония, ударные инструменты Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительност и, особенности музыкального языка жанра молитва. способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Л расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовнонравственных ценностей музыкального искусства. П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы». Р – эссе на тему Знать особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко; понятия: токката, фуга, хорал, полифония. Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки. Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры. прослушанн ых музыкальных произведени ях сочине ние простейших текстов и мелодий 14 Сюита старинном стиле". А. Шнитке. в 15 Обобщение по теме: "Особенности музыкальной драматургии.» «Настоящее и прошлое» И - Видео: А.Шнитке "Кончерто гроссо" концертная запись (фрагмент). Л осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). П – слушание музыки – анализ музыкальных образов. И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатносимфонический цикл" Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Знать основные факты из жизни и творчества В.А.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; Понятия: кантата, реквием, полифония Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки. Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Знать особенности творчества К.Орфа; понятие фортуна; кто такие ваганты. Уметь проводить Целостный, социально ориентирован ный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии бесед о прослушанн ых музыкальных произведени ях интонационнообразн природы, народов, ый анализ музыки. культур и религий. Знать историю развития авторской песни ; -особенности и жанры авторской песни Уметь называть имена исполнителей авторской песни. 3 четверть: Тема раздела: «Основные направления музыкальной культуры» 17 часов 17 Ориентиров аться в Знать историю Сюжеты и образы джазовой музыке, развития джаза; религиозной называть ее отличительные музыки. отдельных особенности блюза и выдающихся спиричуэла исполнителей и понятия: композиторов. импровизация, обработка Уметь называть имена джазовых музыкантов. 18 Л развитие Знать понятия"Высокая способности вокальная и месса". критически инструментальная мыслить, музыка, Камерная и действовать в симфоническая, 16 Анализ контрольной работы. Заключительн ый концерт. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Целостный, Тест социально ориентирован ный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Обнаруживать общность истоков народной и профессиона льной музыки. бесед о прослушанны х музыкальных произведения х Устный опрос хоровое исполнение 19 "Всенощное бдение". условиях программная и плюрализма мнений. непрограммная. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. И - Видео: "Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)). Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или Творчески интерпретир овать содержание музыкальных произведени й, 20 Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационнообразн ый анализ музыки . Л Составить Знать понятие словарь ноктюрн Уметь направлений проводить современной интонационнообразн популярной музыки. П – Сопоставление ый анализ музыки. музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ). Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова». К – пение хором отрывков из рокоперы. И - Видео: Фильм-опера "Иисус-Христос суперзвезда" (фрагменты). используя приемы пластическог о интонирования, музыкальноритмиче ского движения, импровизаци и. Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. бесед о прослушанны х музыкальных произведения х 21 Соната. 22 Соната № 8 Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовнонравственных ценностей музыкального искусства; П познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Р провести интонационнообразный и сравнительный анализ музыки в виде эссе. И - Видео: "Ревизская сказка" концертное исполнение (фрагменты). Л - развитие Знать понятие инструменталь ный концерт; особенности стиля барокко. Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди, и И.С.Бах; Проводить интонационнообразн ый анализ музыки; определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения Знать Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. понятия Готовность бесед о прослушанны х музыкальных произведения х и Муз. 23 "Патетическая " Л. Бетховен. способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. И - Видео: "Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)). синтезатор Уметь называть полные имена композиторов. Проводить интонационнообразн ый анализ музыки. способность вести Викторина диалог с другими Урок-концерт людьми и достигать в нём взаимопонимания. Соната № 2 С. Прокофьев. Л осознание Уметь называть Эстетические личностных полное имя потребности, смыслов композитора: - ценности и чувства. Устный опрос хоровое и 24 Соната № 11 В.-А. Моцарт. 25 Обобщение по теме: музыкального произведения. П – слушание музыки и анализ муз. формы. Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» И - Видео: "Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта. Л осознание личностных смыслов музыкального произведения. П – слушание музыки и анализ муз. формы. Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» И - Видео: "Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта. Л – осознание личностных проводить интонационнообразн ый анализ музыки; определять форму, приемы развития музыки, тембры; исполение Уметь называть Эстетические полное имя потребности, композитора: ценности и чувства. проводить интонационнообразн ый анализ музыки; определять форму, приемы развития музыки, тембры; сочинение простейших текстов и мелодий Уметь полное называть . Осуществ лять имя исследовательскую «Основные направления музыкальной культуры». 26 Анализ контрольной работы. Заключительн ый концерт. смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. И - Видео: "Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" фрагменты передачи "Абсолютный слух" Творчески интерпретиров ать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкальноритмиче ского движения, импровизации. композитора: - художествен проводить ноэстетическую интонационнообразн деятельность. ый анализ музыки; определять форму, приемы развития музыки, тембры; Знать понятия Увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь называть полное имя композитора; проводить интонационнообразн ый анализ музыки Творчески интерпретиро вать содержание музыкальных произведений, используя приемы Оценивать собственную музыкальнотворческ ую деятельность. пластического интонирования, музыкальноритмиче ского движения, импровизации. 4 четверть : Основные направления музыкальной культуры. 27 Инструменталь ный концерт. Л активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П проявление устойчивого интереса к информационнокоммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в Знать понятия: Эстетические увертюра, потребности, программная ценности и чувства. музыка; -строение сонатной формы Уметь выявлять общие черты в средствах выразительност и музыки и изобразительно го искусства. 28 Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. познакомить учащихся с творчеством композитора А. Хачатуряна; - закрепить изученный материал; - раскрыть смысл понятия, «концерт», «инструменталь ный концерт»; музыкальноэстетической деятельности. Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектноисследовательской деятельности. И – презентации на выбранные темы. развитие музыкального мышления и эмоциональной отзывчивости; - развитие умений анализировать и сравнивать; развивать умение детей прогнозировать тему урока и участвовать в целеполагании; выявление стилевых особенностей творчества А. Хачатуряна Знать понятия: Увертюра, программная музыка; -строение сонатной форм. Уметь называть полное имя композитора; проводить интонационнообразн ый анализ музыки. - воспитание музыкального вкуса, потребности общения с высокохудожествен ной музыкой; воспитание потребности в понимании значения музыки для человека. Начло анализа музыкальног о произведения (народность тематизма); научить определять содержание, образный строй, национальный колорит произведения, определять функции солиста и оркестра, особенности развития музыкальных образов. формирование слушательской музыкальной культуры. 29 "Рапсодия стиле блюз". Д. Гершвин. в Познакомить обучающихся с жанром инструментальн ой музыки «Рапсодия»; Воспитать интерес и любовь к музыке джазового характера. Л осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально- Знать понятия: Увертюра, программная музыка; -строение сонатной форм. Уметь называть полное имя композитора; проводить интонационнообразн Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Основные понятия и термины: концерт ,джаз ,блюз . 30 Музыка народов мира. познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер, развивать интерес к этой музыке. литературной композиции о музыке своего края. И - Видео: "Rhapsody in blue" (Летний галаконцерт в Графенеге) Мультфильм "Фантазии Диснея" Предметные:Развити е музыкальных способностей. Учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Метапредметные: Развитие мышления и памяти.Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки. ый анализ музыки. Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительно го искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Уметь называть полные имена композиторов проводить интонационнообразн ый анализ Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. Устный опрос хоровое исполнение 31 32 Популярные хиты. дать определение словам «хит», «шлягер», познакомить учащихся с историей жанра мюзикла и рокоперы, продолжить знакомить с лучшими образцами популярной музыки, мюзикла, рокоперы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие образцов легкой и популярной музыки, уметь рассуждать о вечных темах искусства, их воплощении в творчестве композиторов. Помочь сформировать понятие мюзикл, выявить характерные особенности, определить жанровые категории мюзикла, проследить связь с литературными жанрами (трагедия, стих, роман) Развитие музыкальных произведений Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительно го искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Уметь называть полные имена композиторов проводить интонационнообразн ый анализ музыкальных произведений Знать воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие образцов легкой и популярной музыки, уметь рассуждать о вечных темах искусства, их воплощении в творчестве композиторов. понятия: Эстетическое наблюдение, самостоятель ная работа, работа в группах. бесед о прослушанн ых музыкальных произведени ях Рок-опера «Юнона и Авось». учащимся разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества. - развитие способности к эмоциональноценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений. 33 Повторение и Обобщение по закрепление пройденного теме: материала. «Основные направления музыкальной культуры». Контрольная работа. исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти. увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительно го искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Уметь называть полные имена композиторов проводить интонационнообразн ый анализ музыкальных произведений. Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка Уметь проводить интонационнообразн ый анализ определять форму музыкального сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Применять информацион нокоммуникационные технологии для музыкального самообразования . Урокконцерт 34 Анализ контрольной работы. Заключительн ый концерт. Повторение пройденного материала. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. произведения. Знать понятия: вокальная и инструментальн ая музыка Уметь проводить интонационнообразн ый анализ определять форму музыкального произведения. Образец Лист корректировки календарно-тематического планирования Предмет____Музыка Класс _5-8_____________ Учитель:__Коваленко Надежда Анатольевна 2023-2024 учебный год № урока Тема Количество часов по плану дано Причина Способ корректировки корректировки Применять информацион нокоммуникационные технологии для музыкального самообразования . Муз. Викторина Урокконцерт Требования к оформлению рабочей программы. Для набора текста документа используется формат Word, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание осуществляется по ширине, поля страницы: верх – 1 см, низ – 1 см, лево (отступ) – 2 см, право – 1 см. Альбомная ориентация. Таблицы вставляются в текст документа (в таблицах используется кегль 12).