Рабочая программа по литературному чтению 4 а класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
8. .Программы по литературному чтению для образовательных учреждений ( 1-4 классы / Автор В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В.
Бойкина, М.В.Голованова Л.А.Виноградская : Просвещения, 2020 г и учебника «Литературному чтению» 3 класс В. П. Канакина, В.
Г.Горецкий, М: Просвещения, 20120 г)
2 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Автор/Авторский
Название
Класс
Издатель
Нормативный документ
Федеральном перечне
коллектив
учебника
учебника
1.1.1.1. 2.2.4
В.П.Канакина
Литературное
4
Просвещение
Приказ Минобразования
В.Г.Горецкий
чтение
РФ от 23.12.2020г. № 766
М.В.Голованова
«О внесении изменений в
Л.А.Виноградская
федеральный
перечень
М.В.Бойкина
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего, среднего общего
образования,
утверждённый приказом

Министерства
просвещения Российской
Федерации от 2 декабря
2018г. 3345».
3.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
Четвероклассники научатся:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых моральноэтических норм;
- определять авторскую позицию и выказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Четвероклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- высказывать и пояснять свою точку зрения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики
текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- применять правила сотрудничества;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной - читательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование,
творческий пересказ и др.);
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема);
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
- согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на
уроке;
- задавать вопросы;
- выразительно читать и пересказывать текст кратко, выборочно, творчески;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне)
монологической и диалогической формами речи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Четвероклассник научится:
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее 90 слов в минуту, «про себя» - не менее 120 слов в
минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
- работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого
удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки
и др.).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 4 классе у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать
содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
Ученик получит возможность научиться:
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой четвероклассник научится:
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- работать с содержанием (оглавлением);
- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
- выявлять авторское отношение к персонажам;
- выделять эпизод из текста;
- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;
- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- ориентироваться в книге; - ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети научатся:

~ говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость,
эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
- читать по ролям;
- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой
драматизации;
- графически иллюстрировать прочитанное;
Четвероклассники получат возможность научиться:
- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
4 Содержание учебного предмета.
Вводный урок (1)
Былины. Летописи. Жития (8 ч)
О былинах.«Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...»
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (15ч)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь 1 (10ч)
Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна,
весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А.Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (10 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В.М.Гаршин. «Сказка о
жабе и розе».
Делу время — потехе час (7ч)
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я
не ел».
Страна далекого детства (7ч)
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь 2 (4ч)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (7 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»
Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь 3 (7 ч)

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин.
«Лебедушка».
Родина (7ч)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (7ч)
Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника». К.Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (12 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г.X.Андерсен «Русалочка»; М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В
Назарете»
5 Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему
образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова,
быстроты понимания, прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными
текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему
и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в
учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные
учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
В результате изучения литературного чтения обучающийся должен уметь:
 читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);
 правильно ставить ударение в словах, чётко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
 читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;
 выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
 слышать звучание стиха (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок
стихотворного произведения;
 читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
 создавать монологи небольшого объема, связанных с прочитанным произведением;
 произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;
 сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
 находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.

6 Содержание учебного предмета (курса)
№

Название раздела (блока)

Кол-во часов на

Из них кол-во часов, отведенных на практическую

п/
п

изучение
раздела (блока)

Диагностиче
ская работа
1

Тест

часть и контроль
Техника чтения

1

1
1

Контрольная работа

1.

Вводный урок

1

2.

Былины. Летописи. Жития

8

1

3

Чудесный мир классики

15

1

4

Поэтическая тетрадь 1

10

1

1

1

5

Литературные сказки

10

1

1

1

6

Делу время — потехе час

7

2

2

Страна далекого детства

7

7

Поэтическая тетрадь 2

4

9

Природа и мы (7 ч)

7

10

Поэтическая тетрадь 3 (7 ч)

7

11

Родина (7ч)

7

1

12

Страна «Фантазия» (7ч)

7

1

13

Зарубежная литература (12 ч)

12

Итого

102

1
1

1

1
1

1

1
1

3

5

1

1

1

8

13

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного
обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.

Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием
мультимедийных средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: диагностическая работа, проверка техники чтения промежуточная, проверка
техники чтения итоговая, тесты, контрольные работы
В результате изучения курса литературного чтения программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами,
образовательной программой образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Планируемые предметные результаты

Дата
Тема урока
план

факт

1

Введение.
Знакомство с
учебником по
литературному
чтению.
Ориентироваться
в учебнике и
составлять
связное
высказывание.

2

Внеклассное
чтение.
Интересные
книги,
прочитанные
летом.

3
П

Из летописи. «И
повесил Олег щит
свой на вратах
Царьграда».
Нахождение в

Кол. во
часов

предметные

метапредметные

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)
Постановка учебной задачи на
Осознавать структуру
основе соотнесения того, что
учебника, систему
уже известно и усвоено
условных обозначений.
учащимися, и того, что ещё
Пользоваться
неизвестно; умение с
оглавлением, словарём. достаточной полнотой и
Различать элементы
точностью выражать свои
книги (обложка,
мысли в соответствии с
оглавление, титульный
задачами и условиями
лист, иллюстрация,
коммуникации
аннотация)
Летописи, былины, жития (8 часов)
Развивать память, речь, Выбирать книгу для чтения,
мышление.
ориентируясь на тематический
и алфавитный каталоги;
оценивать результаты своей
читательской деятельности.
Понимать значение
слова «летопись».
Оценивать свои знания
и достижения.
Правильно, осознанно

Умение называть элементы
учебной книги, быстро
в них ориентироваться.

Формы
контроля
личностные

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Проявление уважения Фронтальная
к истории своей
– устные
Родины
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Проявление уважения Индивидуальна
я
к истории своей
Родины

4

5

6

тексте летописи
данные о
различных
исторических
фактах.
Стартовая
диагностическая
работа
Из летописи «И
вспомнил Олег
коня своего».
Сравнение текста
летописи и
исторических
источников.
Летописьисточник
исторических
фактов.
Сравнение текста
летописи с
текстом
произведения
А.С.Пушкина
«Песнь о вещем
Олеге».
Былина – жанр
устного
народного
творчества.
«Ильины три
поездочки».
Характеристика
главного героя.

читать летописи,
понимать глубину
содержания
произведения, отвечать
на вопросы

Понимать, что события
летописи – основные
события Древней Руси.
Сравнивать текст
летописи с текстом
произведения
А.С.Пушкина «Песнь о
вещем Олеге»
Понимать ценность и
значимость литературы
для сохранения русской
культуры. Осознанно и
полно воспринимать
содержание читаемого
учителем или
одноклассником
произведения

Смысловое чтение как
осмысление цели чтения,
извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, построение
логической цепочки
рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели, создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера, инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации

Проявление
бережного
отношения к учебной
книге, уважение к
истории России.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
чувства гордости за
свою Родину, её
историю, народ.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Понимать ценность и
значимость литературы
для сохранения русской
культуры.
Самостоятельно или с
помощью учителя
давать простейшую
характеристику

Смысловое чтение как
осмысление цели чтения,
извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, построение
логической цепочки
рассуждений, анализ
истинности утверждений

Формирование
чувства гордости за
свою Родину, её
историю, народ.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

основным
действующим лицам
произведения
7

8
П

9
П

«Ильины три
поездочки»
.Герой былинызащитник
Русского
государства.
Картина
В.Васнецова
«Богатыри».

«Житие Сергия
Радонежского».
В. Клыков
«Памятник
Сергию
Радонежскому».
Рассказ о битве
на Куликовом
поле на основе
опорных слов.
Тест №1 Оценка
достижений.
Обобщение по
разделу
«Летописи.
Былины.
Жития». Проект:

Размышлять над
содержанием
произведения,
выражать свое
отношение к
прослушанному .
Определять тему и
главную мысль
произведения,
пересказывать текст,
использовать приобретённые умения для
самостоятельного
чтения книг.
Составлять рассказ по
репродукции картин
известных художников.
Ставить вопросы по
содержанию прочитанного текста , отвечать
на них

Различать жанры
произведений.
Создавать календарь
исторических событий .
Читать осознанно

Смысловое чтение как
осмысление цели чтения,
извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.

Формирование
чувства гордости за
свою Родину, её
историю, народ.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Договариваться друг с другом;
принимать позицию
собеседника, проявлять к нему
внимание

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуальна
я

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; построение
логической цепочки

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –

«Создание
календаря
исторических
событий».
Проверка
техники чтения.

10

П.П. Ершов.
«Конёкгорбунок»

11

П.П. Ершов.
«Конёкгорбунок»

12

А.С.Пушкин.

вслух тексты
рассуждений, анализ
художественных
истинности утверждений;
произведений целыми
планирование учебного
словами, соблюдая
сотрудничества с учителем и
орфоэпические нормы
сверстниками. Осознанно и
русского литературного произвольно строить
языка; читать
высказывание в устной речи,
выразительно
соблюдая нормы построения
художественный текст;
приводить примеры
фольклорных
произведений;
определять тему и
главную мысль
Чудесный мир классики (15 часов)
Рассказывать о жизни
Инициативное сотрудничество
и творчестве П.П.
в поиске и сборе информации.
Ершова
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Знать название и
Самостоятельное выделение и
основное содержание
формулирование
изученного
познавательной цели, создание
произведения.
способов решения проблем
Характеризовать
поискового характера,
героев сказки,
инициативное сотрудничество
выражать своё
в поиске информации. Умение
отношение к ним.
с достаточной полнотой и
Анализировать
точностью выражать свои
поведение героев
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
Рассказывать о жизни Инициативное сотрудничество

выполнение
задания

Проявление интереса
к творчеству
П.П.Ершова, его
биографии

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Проявление интереса

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Фронтальная

Подготовка
сообщения о А.С.
Пушкине
«Няне».

и творчестве А.С.
Пушкина

13

А.С. Пушкин
«Туча», «Унылая
пора!»
Составление
рассказа по
репродукции
картин известных
художников.

14

А.С. Пушкин.
«Сказка о
мертвой царевне
и о семи
богатырях».
Наблюдение за
выразительность
ю литературного
языка.

Читать стихотворные
произведения наизусть
(по выбору),
определять средства
выразительности.
Сравнивать
произведения
словесного и
изобразительного
искусства
Знать название и
основное содержание
изученного
произведения.
Характеризовать
героев сказки,
выражать своё
отношение к ним.
Анализировать
поведение героев

15

А.С. Пушкин.
«Сказка о
мертвой царевне
и о семи
богатырях».
Деление сказки
на части.

в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели, создание
способов решения проблем
поискового характера,
инициативное сотрудничество
в поиске информации. Умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
Извлечение необходимой
Делить текст на
информации из прослушанных
составные части,
текстов, преобразование
составлять его простой объекта из чувственной формы
план, читать
в модель, где выделены
осознанно вслух тексты существенные характеристики.
художественных
Учебное сотрудничество с

к творчеству
А.С.Пушкина, его
биографии

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

16

Внеклассное
чтение. УрокКВН по сказкам
А.С.Пушкина.

17

«Дары Терека».
М.Ю. Лермонтов.
Подготовка
сообщения о
М.Ю. Лермонтов
е

18

М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб».

произведений целыми
словами, соблюдая
орфоэпические нормы
русского литературного
языка. Объяснять
понятие «литературная
сказка»
Выявлять
специфические
особенности сказок;
умение анализировать
книги, представленные
на выставке,
планировать свою
деятельность по
решению учебной
задачи, работать в
группе; проявление
интереса к творчеству
А.С.Пушкина.
Рассказывать о жизни и
творчестве М.Ю.
Лермонтова Называть
изученные
произведения М.Ю.
Лермонтова. Различать
жанры произведений.
Понимать прием
изображения
действительности в
стихотворении
«олицетворение»
Составлять

учителем и сверстниками

Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные характеристики.
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Проявление интереса
к творчеству
М.Ю.Лермонтова, его
биографии

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Извлечение необходимой
информации из прослушанных

Формирование
системы

Фронтальная
– устные

Деление текста
на составные
части.

19

20

Л.Н. Толстой.
Подготовка
сообщения о
Л.Н. Толстом.
Работа над
текстом
С.Толстого.
«Детство».
Характеристика
героев.
Л.Н.Толстой
«Как мужик
камень убрал».
Составление
плана
произведения.

небольшое
монологическое
высказывание с опорой
на авторский текст;
оценивать события,
героев произведения;
делить текст на
составные части,
составлять его
простой план. Иметь
представление о
классической
литературе
Рассказывать о жизни
и творчестве Л.Н.
Толстого

Читать осознанно
вслух текст
художественного
произведения целыми
словами, соблюдая
орфоэпические нормы
русского литературного
языка. Делить текст на
составные части,
составлять его
простой план.

текстов, преобразование
нравственных
объекта из чувственной формы ценностей.
в модель, где выделены
существенные характеристики.
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Появление бережного
отношения к
художественной
книге, знание правила
выбора книги.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные характеристики.
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

21

Внеклассное
чтение.
Творчество
Л.Н.Толстого.

22
П

А.П. Чехов.
Подготовка
сообщения о
А.П. Чехове.
Знакомство со
статьёй М.
Семановой о
семье
А.П.Чехова.
Оценка
достижений.
Тест №2
А.П. Чехов
«Мальчики».Хар
актеристика
главных героев.

23
П

Проверка
техники чтения

Называть особенности
басни
Выявлять
специфические
особенности сказок;
умение анализировать
книги, представленные
на выставке,
планировать свою
деятельность по
решению учебной
задачи, работать в
группе; проявление
интереса к творчеству
Л.Н. Толстого.
Рассказывать о жизни
и творчестве А.П.
Чехова

Читать выразительно
и осознанно текст
художественного
произведения и
выделять главное в
прочитанном.
Высказывать

Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные характеристики.
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Проявление интереса
к творчеству автора.

Индивидуальна
я

Анализ объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков.
Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов. Учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

оценочные суждения о
прочитанном
произведении
24
П

Обобщение по
разделу
«Чудесный мир
классики».
Контрольная
работа № 1.
Оценка своих
достижений.

25

Поэтическая
тетрадь.
Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирование
его содержания.
Ф. И. Тютчев
«Еще земли
печален вид...»,
«Как неожиданно
и ярко…».
Определение
средств
художественной

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; построение
логической цепочки
рассуждений, анализ
истинности утверждений;
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками

Пересказывать основное содержание изученных литературных
произведений. читать
осознанно,
выразительно вслух
тексты
художественных
произведений целыми
словами, соблюдая
орфоэпические нормы
русского литературного
языка; определять тему
и главную мысль
произведения
Поэтическая тетрадь №1 (10 часов)
Участвовать в
Постановка и формулирование
анализе содержания,
проблемы, самостоятельное
определять тему и
создание алгоритмов
главную мысль
деятельности при решении
произведения.
проблем творческого и
Отбирать средства
поискового характера.
художественной
Осознанное и произвольное
выразительности для
построение высказываний в
создания картин
устной речи с соблюдением
природы.
нормы построения текста.
Определять ритм,
Осознание способов и
порядок слов, знаки
приёмов действий при
препинания как
решении учебных задач
отражение особого
настроения в

Самооценка

Индивидуальна
я

Проявление
бережного отношения
к художественной
книге, аккуратность в
её использовании.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

26

27

28

29

выразительности
в лирическом
тексте.
А.А. Фет.
«Весенний
дождь» ,
«Бабочка». Ритм
и интонация
стихотворения.

лирическом тексте.
Характеризовать
картины природы в
лирическом
стихотворении.
Определять ритм,
интонации (тон, паузы,
темп) стихотворения

Самостоятельное выделение и Формирование
формулирование
системы нравственных
познавательной цели, создание ценностей.
способов решения проблем
поискового характера,
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Е.А. Баратынский
«Весна, весна!
Как воздух
чист!..» «Где
сладкий шепот...»
Средства
художественной
выразительности
в лирическом
тексте.
А.Н. Плещеев
«Дети и птичка».
Ритм
стихотворения.

Передавать
настроение и чувства в
стихотворении.
Называть лирические
произведения о весне.
Развивать умения
воссоздавать
художественные
образы

Извлечение необходимой
Формирование
информации из прослушанных системы нравственных
текстов, преобразование
ценностей.
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные
характеристики.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Определять ритм
стихотворения

Определение эмоционального
характера текста
Определение темы, идеи
произведения.

И.С. Никитин «В
синем небе
плывут над
полями...»
Прослеживание
изменений
картин природы в

Прослеживать
изменения картин
природы в
стихотворении.
Называть
произведения о
Родине. Высказывать

Анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Определение эмоционального
характера текста

Формирование
Фронтальная
системы нравственных – устные
ценностей.
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Формирование
Фронтальная
системы нравственных – устные
ценностей.
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

стихотворении.

30

Н.А. Некрасов
«Школьник».
Приёмы
интонационного
чтения.

31

Н.А.Некрасов «В
зимние сумерки
нянины сказки...»
Средства
художественной
выразительности
в лирическом
тексте.
И.А. Бунин
«Листопад».
Картина осени в
стихах
И.А.Бунина.
Тест № 3

32
П

оценочные суждения о
прочитанном
произведении, отвечать
на вопросы, умение
находить необычное в
обычных предметах
Читать стихотворные
произведения наизусть
(по выбору),
анализировать
образные языковые
средства .Называть
произведения русских
поэтов. Выразительно
читать стихотворение,
использовать
интонацию, читать
стихотворения
наизусть.
Анализировать
средства
художественной
выразительности

Описывать картины
осени в стихотворении.
Определять слово как
средство
художественной
выразительности.
Называть
произведения русских

Анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Определение эмоционального
характера текста

Формирование
Фронтальная
системы нравственных – устные
ценностей.
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Определение эмоционального
характера текста

Формирование
Фронтальная
системы нравственных – устные
ценностей.
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Чтение про себя с
осознанием содержания
текста. Определение
эмоционального характера
текста. Извлечение
необходимой информации из
прослушанных текстов

Индивидуальна
Формирование
системы нравственных я
ценностей.

поэтов.
33
П

34

Обобщение по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».
Контрольная
работа № 2
Внеклассное
чтение. Родные
поэты ( стихи для
детей поэтовклассиков ХIХначала ХХ в.)

35

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозировани
е его
содержания.
В.Ф. Одоевский
«Городок в
табакерке»

36

В.Ф. Одоевский
«Городок в
табакерке».
Подробный

Называть изученные
литературные
произведения и их
авторов.
Понимать значение
слова «строфа»

Индивидуальна
я

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.

Самоконтроль.

Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

Формирование
Фронтальная
системы нравственных – устные
ценностей.
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Называть
произведения русских
поэтов. Выразительно
читать текст,
использовать
интонацию.
Анализировать
сочинённые детьми
стихотворения
Литературные сказки (10 часов)
Участвовать в анализе Самостоятельное выделение и
содержания,
формулирование
определять тему и
познавательной цели, создание
главную мысль
способов решения проблем
произведения.
поискового характера,
Читать выразительно инициативное сотрудничество
и осознанно текст
в поиске и сборе информации.
сказки
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Называть особенности
данного литературного
жанра. Называть
авторов, которые

Проявление интереса к
литературной сказке.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа

пересказ.

37

В.М. Гаршин
«Сказка о жабе
и розе».
Наблюдение за
развитием и
последовательн
остью событий
в литературной
сказке.

58

В.М. Гаршин
«Сказка о жабе
и розе». Анализ
поступков
героев.

39

П.П. Бажов
«Серебряное
копытце».
Знакомство с
жизнью и

пишут литературные
сказки.
Прогнозировать жанр
произведения,
определять мотив
поведения героев путём
выбора правильного
ответа из текста.
Называть особенности
данного литературного
жанра. Определять
сказка или рассказ.
Находить тексописание в содержании
художественного
произведения
Работать с
иллюстрациями, анализировать мотивы
поведения героев, пересказывать по плану.
Сопоставлять
особенности
художественных
образов, давать
эмоциональноэстетическая оценка
изображения героев
Определять мотивы
народных сказок в
авторском тексте.
Рассказывать об
авторском отношении к

льная –
выполнени
е задания

Установление причинноследственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.
Рассуждение о значении тех
или иных нравственных
качеств

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели, создание
способов решения проблем
поискового характера,

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –

творчеством
писателя.

40

П.П. Бажов
«Серебряное
копытце».
Подготовка к
пересказу.

41
П

С.Т. Аксаков
«Аленький
цветочек».
Знакомство с
жизнью и
творчеством
писателя.
Диагностическ
ая работа.
С.Т. Аксаков
«Аленький
цветочек».
Характеристика
героев.
Проверка
техники
чтения

42
П

43

Обобщение по
разделу
«Литературные
сказки».

героям произведения.
Использовать средства
художественной
выразительности в
устных высказываниях
Выразительно читать,
отвечать на вопросы,
различать жанры
литературных
произведений.
Называть авторов,
которые пишут
литературные сказки.
Анализировать
характер, мотивы
поведения героев;
выделять
фантастические
события, отвечать на
вопросы.

инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.

Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.
Рассуждение о значении тех
или иных нравственных
качеств
Самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели, создание
способов решения проблем
поискового характера,
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Индивидуаль
ная

Объяснять авторское и
собственное отношение
к персонажам, работать
с иллюстрацией,
составлять небольшое
монологическое
высказывание с опорой
на авторский текст

Создание способов решения
проблем поискового характера,
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; построение

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа

Создавать небольшой
устный текст на
заданную тему.
Называть авторов,

выполнени
е задания

которые пишут
литературные сказки.
Поддерживать диалог,
вступать в дискуссию,
оценивать свой ответ
44
П

Внеклассное
чтение. Сказки
любимых
писателей.
Оценка
достижений.
Контрольная
работа №3 за I
полугодие.

45

Знакомство с
названием раздела,
прогнозирование
его содержания.
Е.Л. Шварц
«Сказка о
потерянном
времени».
Характеристика
главных героев.

46

В.Ю. Драгунский
«Главные реки».
Понимание
юмористического
смысла рассказа.

логической цепочки
рассуждений, анализ
истинности утверждений;
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Извлечение необходимой
Формирование системы
информации из прослушанных нравственных
текстов, преобразование
ценностей.
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные характеристики.
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

льная –
выполнени
е задания

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –

Выявлять
специфические
особенности сказок;
умение анализировать
книги, представленные
на выставке,
планировать свою
деятельность по
решению учебной
задачи, работать в
группе
Делу время – потехе час (7 часов)
Определять
Постановка учебной задачи на
особенности данного
основе соотнесения того, что
литературного жанра.
уже известно и усвоено
Объяснять заглавие и
учащимися, и того, что ещё
называть главных
неизвестно; умение с
героев литературной
достаточной полнотой и
сказки. Различать
точностью выражать свои
сказки народные и
мысли в соответствии с
литературные,
задачами и условиями
высказывать оценочные коммуникации
суждения о прочитанном
Высказывать оценочные Освоение основ смыслового
суждения о прочитанном чтения художественных и
произведении (герое,
познавательных текстов,
событии) Определять
выделение существенной
построение и характер
информации из текстов

Индивидуаль
ная

47

48

49

50
П

51

В.Ю. Драгунский
«Что любит
Мишка».
Определение
отношения
автора к
событиям и
героям.
В.В. Галявкин
«Никакой я
горчицы не ел».
Расширить
знания о
творчестве
В.В.Голявкина.
Внеклассное
чтение. Книги о
сверстниках, о
школе.

Обобщение по
разделу «Делу
время – потехе
час».
Контрольная
работа № 4
Оценка

текста, использовать
силу голоса для
постановки логического
ударения, участвовать в
диалоге
Объяснять авторское и
собственное отношение
к персонажам,
составлять небольшое
монологическое
высказывание с опорой
на авторский текст

разных видов. Развитие
воссоздающего и творческого
воображения

выполнени
е задания

Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Определять построение
и характер текста,
использовать силу
голоса для постановки
логического ударения,
участвовать в диалоге

Определять цели учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
поиск средства её
осуществления.

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Выявлять
специфические
особенности сказок;
умение анализировать
книги, представленные
на выставке, проявление
интереса к творчеству
Л.Н. Толстого.
Называть авторов,
которые пишут
юмористические
рассказы. Поддерживать
диалог, вступать в
дискуссию.
Называть авторов,

Выбор наиболее
эффективных способов
решения задач. Учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания
Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Рефлексия способов и
условий действия, анализ
истинности утверждений;
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Контроль и оценка процесса

Формирование системы
нравственных
ценностей.

Индивидуаль
ная

Формирование системы

Индивидуаль

П

достижений.
Тест №4

52

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирование
его содержания.
Б.С. Житков «Как
я ловил
человечков» .
Расширить
знания о
творчестве
Б.С.Житкова.
Б.С. Житков «Как
я ловил
человечков».
Характеристика
главных героев.

53

которые пишут
и результатов деятельности;
нравственных
юмористические
построение логической
ценностей.
рассказы. Поддерживать цепочки рассуждений
диалог, вступать в
дискуссию
Страна детства (7 часов)
Объяснять авторское и
Целеполагание как постановка
Формирование
собственное отношение учебной задачи на основе соотнесения системы
к персонажам, работать того, что уже известно и усвоено
нравственных
с иллюстрацией,
учащимися. Учебное сотрудничество с ценностей.
составлять небольшое
учителем и сверстниками
монологическое
высказывание с опорой
на авторский текст.
Высказывать оценочные
суждения о прочитанном
произведении (герое,
событии)
Определять
Постановка и формулирование
Формирование
эмоциональный тон
проблемы, самостоятельное создание
системы
персонажа, проводить
алгоритмов деятельности при
нравственных
лексическую работу,
решении проблем творческого и
ценностей.
создать небольшой
поискового характера.
устный текст на
заданную тему
Пересказывать текст,
различать жанры
литературных
произведений, отвечать
на вопросы

ная

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

54

К.Г. Паустовский
«Корзина с
еловыми
шишками»
Воспринимать на
слух
художественное
произведение.

55

М.М. Зощенко
«Елка».
Анализ поступков
героев.

56
П

Обобщение по
разделу «Страна
детства».
Контрольная
работа № 5

57
П

Оценка
достижений. Тест
№5

Прогнозировать
содержание текста по
заголовку; участвовать
в диалоге; читать
осознанно текст
художественного
произведения;
определять тему и
главную мысль
произведения;
создавать небольшой
устный текст на
заданную тему.
Определять тему и
главную мысль
произведения,
составлять вопросы по
тексту
Высказывать оценочные
суждения о
прочитанном произведении (герое,
событии), анализировать образные языковые
средства
Называть изученные
литературные
произведения и их
авторов, рассказывать
основное содержание изученных литературных
произведений
Называть авторов,
которые пишут
юмористические

Постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуаль
ная

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;

Формирование
системы
нравственных

58

59

60

61

Внеклассное
чтение. Что такое
серии книг и
каково их
назначение.

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирование
его содержания
В.Я. Брюсов
«Опять сон»,
«Детская».Выраз
ительное чтение.
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Определение
различных
средств
выразительности.

М.И. Цветаева
«Бежит тропинка
с бугорка»,

рассказы. Поддерживать построение логической цепочки
диалог, вступать в
рассуждений.
дискуссию
Выбирать книгу для
Извлечение необходимой информации
самостоятельного
из прослушанных текстов. Учебное
чтения; оценивать
сотрудничество с учителем и
результаты своей
сверстниками
читательской
деятельности;
пользоваться
справочными
источниками.
Поэтическая тетрадь №2 (4 часов)
Называть произведения Целеполагание как постановка
русских поэтов.
учебной задачи на основе соотнесения
Выразительно читать
того, что уже известно и усвоено
стихотворение,
учащимися, и того, что ещё
использовать
неизвестно.
интонацию.
Анализировать средства
художественной
выразительности
Определять тему и
Определение цели учебной
главную мысль
деятельности с помощью учителя и
произведения,
самостоятельно, поиск средства её
сравнивать
осуществления. Построение логичного
стихотворения разных
рассуждения, аналогии
авторов на одну и ту же
тему. Выразительно
читать стихотворение,
использовать
интонацию
Определять тему и
Осуществление анализа объектов с
главную мысль
выделением существенных и
произведения,
несущественных признаков.

ценностей.
Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование
системы
нравственных

Фронтальн
ая – устные
ответы;

«Наши царства».
Выразительное
чтение.

62
П

Устный журнал
«Поэтическая
тетрадь».
Контрольная
работа № 6

63

64

Знакомство с
названием раздела,
прогнозирование
его содержания.
Д.Н. МаминСибиряк
«Приёмыш»
.Передача
настроения с
помощью
интонации.
А.И. Куприн
«Барбос и Жулька».
Раскрытие смысла
рассказа.

сравнивать
Декларирование произведения.
стихотворения разных
Определение эмоционального
авторов на одну и ту же
характера текста
тему. Выразительно
читать стихотворение,
использовать интонацию
Называть произведения Рефлексия способов и условий
русских поэтов.
действия, контроль и оценка процесса
Анализировать средства и результатов деятельности;
художественной
построение логической цепочки
выразительности,
рассуждений, анализ истинности
выразительно читать
утверждений.
текст, использовать
интонацию, участвовать
в диалоге при
обсуждении
прочитанного
произведения
Природа и мы (7 часов)
Определять тему и
Постановка учебной задачи на основе
главную мысль
соотнесения того, что уже известно и
произведения; выделять в усвоено учащимися, и того, что ещё
тексте главное и
неизвестно.
второстепенное; ставить
вопросы к прочитанному

Определять тему и
главную мысль рассказа,
участвовать в
обсуждении
прочитанного

Развитие навыков формулировки
личной оценки, аргументирования
своего мнения. Учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками

ценностей.

Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуаль
ная

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –

65

М.М. Пришвин
«Выскочка».
Понимание
нравственного
смысла рассказа.

66

Е.И. Чарушин
«Кабан»
Постановка
вопросов по
содержанию
прочитанного.

67
П

В.П. Астафьев
«Стрижонок
Скрип». Деление
текста на части
Тест № 6.

68
П

В.П. Астафьев
«Стрижонок
Скрип». Пересказ
текста.
Проект «Природа и
мы». Оценка
достижений.

произведения, читать
выразительно, осознанно
текст художественного
произведения
Определять тему и
главную мысль
произведения; выделять
в тексте главное и
второстепенное; ставить
вопросы к прочитанному

выполнени
е задания
Освоение основ смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов. Развитие воссоздающего и
творческого воображения

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания
Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

Определять тему и
главную мысль
произведения; выделять
в тексте главное и
второстепенное; ставить
вопросы к прочитанному

Освоение основ смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов. Развитие воссоздающего и
творческого воображения

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Определять тему и
главную мысль
произведения; выделять
в тексте главное и
второстепенное; ставить
вопросы к
прочитанному
Определять
эмоциональный тон
персонажа, проводить
лексическую работу,
составлять план, создать
устный текст на
заданную тему

Освоение основ смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов, выделение существенной
информации из текстов разных видов.
Развитие воссоздающего и творческого
воображения

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуаль
ная

Установление аналогии, формулировка
собственного мнения и позиции. Обмен
мнениями с одноклассниками по
поводу читаемых произведений

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальн
ая – устные
ответы;
Индивидуа
льная –
выполнени
е задания

69
П

Обобщение по
разделу «Природа
и мы».
Контрольная
работа № 7

70

71

72

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирован
ие его
содержания
Б.Л. Пастернак
«Золотая
осень».
С.А. Клычков
«Весна в лесу».
Знакомство с
творчеством
С.А.Клычкова.

Д.Б. Кедрин
«Бабье лето».
Картины осени
в
произведении.

Называть изученные
литературные
произведения и их
авторов.
Анализировать
содержание изученных
литературных произведений о природе

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.

Поэтическая тетрадь №3 (7 часов)
Участвовать в анализе
Постановка учебной задачи на
содержания, определять
основе соотнесения того, что
тему и главную мысль
уже известно и усвоено
произведения
учащимися, и того, что ещё
неизвестно; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Называть произведения
Самостоятельное выделение и
русских поэтов.
формулирование познавательной
Выразительно читать
цели. Умение с достаточной
стихотворение,
полнотой и точностью выражать
использовать интонацию, свои мысли в соответствии с
читать стихотворения
задачами и условиями
наизусть. Анализировать коммуникации
средства художественной
выразительности
(олицетворение)
Называть произведения
Чтение про себя с осознанием
русских поэтов.
содержания текста. Определение
Определять
эмоционального характера
эмоциональность
текста. Учебное сотрудничество с
характера текста
учителем и сверстниками

Проект «Природа
и мы». Оценка
достижений.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –

73

Н.М. Рубцов
«Сентябрь».
Работа над
выразительным
чтением
произведения.

74

С.А. Есенин
«Лебедушка».
Обогащение
словарного
запаса.

75
П

С.А. Есенин
«Лебедушка».В
ыразительное
чтение.
Проверка
техники
чтения

(представить картину,
изображённую поэтом);
читать осознанно текст
художественного
произведения
Называть произведения
русских поэтов.
Определять
эмоциональность
характера текста
(представить картину,
изображённую поэтом);
читать осознанно текст
художественного
произведения
Называть произведения
русских поэтов.
Анализировать средства
художественной
выразительности,
выразительно читать
текст, использовать
интонацию, участвовать в
диалоге при обсуждении
прочитанного
произведения.
Читать стихотворения
выразительно.

выполнение
задания

Определение эмоционального
характера текста. Соотнесение
иллюстрации с фрагментами
текста. Определение темы, идеи
произведения.

Установление причинноследственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений

Смысловое чтение поэтического
текста, выделение
существенной информации.
Анализ объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Индивидуальн
ая

76
П

Урок-конкурс
«Поэзии
прекрасные
страницы».Чте
ние
стихотворений
наизусть.
Обобщение по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».
Контрольная
работа № 8

77

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирован
ие его
содержания
И.С. Никитин
«Русь». Образ
Родины в
поэтическом
тексте.

78

С.Д. Дрожжин
«Родине».Авт
орское
отношение к
изображаемом
у.

Называть произведения
русских поэтов.
Наизусть и выразительно
читать текст, использовать
интонацию.
Участвовать в анализе
содержания, определять
тему и главную мысль
произведения

Родина (7 часов)
Определять тему и
главную мысль
произведения, участвовать
в диалоге при обсуждении
прочитанного.
Объяснять авторское и
собственное отношение к
персонажам, работать с
иллюстрацией, составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст
Выразительно читать,
прогнозировать
содержание по названию,
анализировать
произведение

Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование объекта
из чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста. Обоснование способов и
приёмов действий при решении
учебных задач. Использование

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

79

80

А.В. Жигулин
«О, Родина! В
неярком
блеске».
Понимание
нравственного
смысла
произведения.
Б.А. Слуцкий
«Лошади в
океане».
Понимание
содержания
прочитанного.

81

Внеклассное
чтение. «Кто с
мечом к нам
придёт, от
меча и
погибнет!»

82

Проект: «Они
защищали
Родину».
Составлять
рассказы о
Родине,
передавая
свои чувства,
своё
отношение.

Называть произведения
русских поэтов. Делать
выводы, давать
аргументированные
ответы, подтверждая
отрывками из текста
Объяснять авторское и
собственное отношение к
персонажам, составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст
Выбирать книгу для
самостоятельного чтения;
оценивать результаты
своей читательской
деятельности;
пользоваться
справочными
источниками.
Определять смысл
произведения, поддержать
диалог, вступить в
дискуссию, оценить свой
ответ. Делать выводы,
давать аргументированные
ответы, подтверждая
отрывками из текста.
Рассказывать о своей
Родине, используя

разных способов выполнения
задания
Установление аналогии,
формулировка собственного
мнения и позиции, выделение
существенной информации.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений
Использование разных
способов выполнения задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста

83
П

Обобщение
по разделу
«Родина».
Контрольная
работа № 9

84

Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирован
ие его
содержания Е.
С. Велтистов
Приключения
Электроника
Воспринимать
на слух
художественно
е произведение.

85

Е. С.
Велтистов
«Приключения
Электроника».
Обогащение
словарного
запаса.
Кир Булычёв
«Путешествие
Алисы».
Особенности
фантастическог

86

прочитанные
произведения
Называть авторов,
которые пишут о Родине.
Поддерживать диалог,
вступать в дискуссию

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности…

Страна Фантазия (7 часов)
Называть произведения
Постановка учебной задачи на
русских писателей.
основе соотнесения того, что
Объяснять авторское и
уже известно и усвоено
собственное отношение к учащимися, и того, что ещё
персонажам, работать с
неизвестно; умение с
иллюстрацией, составлять достаточной полнотой и
небольшое
точностью выражать свои
монологическое
мысли в соответствии с
высказывание с опорой на задачами и условиями
авторский текст.
коммуникации
Определять особенности
фантастического жанра.
Прогнозировать
содержание текста по
заголовку
Осознанно и
Установление аналогии,
выразительно читать текст формулировка собственного
художественного
мнения и позиции, выделение
произведения.
существенной информации.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений
Называть произведения
Чтение вслух и про себя текстов
русских писателей.
учебника (прогнозировать
Объяснять авторское и
будущее чтение; ставить
собственное отношение к вопросы к тексту и искать
персонажам, работать с
ответы; проверять себя);

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуальна
я

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

о жанра.

87

Кир Булычёв
«Путешествие
Алисы».
Ответы на
вопросы по
содержанию
произведения.

88

Кир Булычёв
«Путешествие
Алисы» .

89

Внеклассное
чтение. «В
путь, друзья!»
( книги о
путешествиях и
путешественни
ках, настоящих

иллюстрацией, составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст.
Определять особенности
фантастического жанра.
Прогнозировать
содержание текста по
заголовку
Осознанно и
выразительно читать текст
художественного
произведения

Прогнозировать
содержание текста по
заголовку; участвовать в
диалоге; читать осознанно
текст художественного
произведения; определять
тему и главную мысль
произведения
Выбирать книгу для
самостоятельного чтения;
оценивать результаты
своей читательской
деятельности;
пользоваться
справочными

отделение нового от известного;
выделение главного

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста. Обоснование способов и
приёмов действий при решении
учебных задач. Использование
разных способов выполнения
задания
Установление аналогии,
формулировка собственного
мнения и позиции, выделение
существенной информации.
Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений
Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование объекта
из чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики.

выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

90
П

91

92

и
вымышленных
Обобщение по
разделу
«Страна
Фантазия».
Контрольная
работа № 10

Знакомство с
названием
раздела . Д.
Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Составление
плана.
Д. Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Пересказ от
лица героя.

93

Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Чтение и
восприятие на
слух
художественног
о произведения

94

Г. Х. Андерсен
«Русалочка» .

источниками.
Определять тему и
Рефлексия способов и условий
главную мысль
действия, контроль и оценка
произведения; выделять в процесса и результатов
тексте главное и
деятельности; построение
второстепенное; ставить
логической цепочки
вопросы к прочитанному,
рассуждений; планирование
сочинять фантастические учебного сотрудничества с
истории
учителем и сверстниками
Зарубежная литература (12 часов)
Понимать содержание
Извлечение необходимой
текста и подтекста
информации из прослушанных
несложных по
текстов, преобразование объекта
художественному и
из чувственной формы в модель,
смысловому уровню
где выделены существенные
произведений; давать
характеристики.
персонажам достаточную
характеристику
Составлять простой план
текста; составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст
Называть произведения
Смысловое чтение
Г.Х. Андерсена. Читать
художественных текстов,
выразительно текст
выделение существенной
художественного
информации из текстов разных
произведения и выделять
видов. Учебное сотрудничество
главное в прочитанном;
с учителем и сверстниками
оценивать события, героев
произведения
Установление причинноОпределять
следственных связей.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуальн
ая

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные

Деление текста
на части.

95

Г.Х. Андерсен
«Русалочка».В
ыборочный
пересказ.

96
П

М. Твен
«Приключения
Тома Сойера».
Знакомство с
жизнью и
творчеством
писателя.
Проверка
техники
чтения.
М. Твен
«Приключения
Тома Сойера».
Характеристик
а героев и их
поступков.
Итоговая
контрольная
работа.

97
П

эмоциональный характер
читаемого произведения;
читать осознанно текст
художественного
произведения «про себя»
(без учета скорости),
выразительно;
высказываться о чтении
товарища
Составлять простой план
текста; составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст
Определять характер
текста; читать осознанно
текст художественного
произведения; определять
тему и главную мысль
произведения; оценивать
события, героев
произведения
Понимать текст
художественных
произведений; осознавать
отношение автора к тому,
о чём ведётся речь, и
собственное отношение к
тому, что и как написано

Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Соотнесение названия
произведения с его
содержанием, фрагментов
текста и иллюстрации

Обмен мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.
Характеристика персонажей в
опоре на текст

ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания
Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Индивидуальна
я

Чтение вслух и про себя текстов
учебника (прогнозировать
будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя);
отделение нового от известного;
выделение главного

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста. Использование разных
способов выполнения задания

98

С. Лагерлеф
«Святая ночь».
Знакомство с
жизнью и
творчеством С.
Лагерлеф.

99

С. Лагерлеф «В
Назарете»
.Определение
нравственного
смысла
произведения.

100

Обобщение по
разделу
«Зарубежная
литература»

101

Внеклассное
чтение. Урокотчёт по
дорогам
любимых книг.

Определять характер
текста; читать осознанно
текст художественного
произведения; определять
тему и главную мысль
произведения; оценивать
события, героев
произведения
Определять характер
текста; читать осознанно
текст художественного
произведения; определять
тему и главную мысль
произведения; оценивать
события, героев
произведения
Читать осознанно текст
художественного
произведения; составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст;
оценивать события, героев
произведения
Выбирать книгу для
самостоятельного чтения;
оценивать результаты
своей читательской
деятельности;
пользоваться
справочными
источниками.

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста. Использование разных
способов выполнения задания

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Умение осознанно и
произвольно строить
высказывание в устной речи,
передавая содержание текста и
соблюдая нормы построения
текста.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; построение
логической цепочки
рассуждений, анализ
истинности утверждений.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов, преобразование объекта
из чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики.

Фронтальная
– устные
ответы;
Индивидуаль
ная –
выполнение
задания

102
П

Экскурсия в
библиотеку.
Что читать
летом.

Понимать перспективы
дальнейшей учебной
работы, определять цели
и задачи усвоения новых
знаний.

Умение вести себя культурно,
безопасно в социальной среде,
обогащение опыта культурного
общения с одноклассниками и
другими людьми.

Формирование
системы
нравственных
ценностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».