Рабочая программа курса внеурочноу деятелности_ Что,где,когда_4класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение, цели и задачи изучения курса:
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий
потенциал – одна из основных задач современной школы. Вот почему учителя начальных классов должны
создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей
каждого ребенка. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются
предметные олимпиады.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на
уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью правильно воспринимать задания нестандартного характера
повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше
начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через
решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах
школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление
кроссвордов, шарад, ребусов.
Программа способствует развитию следующих УУД:
Личностные результаты
1. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
2. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
5. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их
осуществления.
5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных
и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач.
4. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
5. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5

Тема занятия

Кол-во
часов

Практ.
раб

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

В Страну Говорящих Скал
Малые фольклорные жанры
Математика – это интересно
Мир, который нужен мне
Выполнение олимпиадных заданий по

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по
математике
Выполнение олимпиадных заданий по
окружающему миру
В стране весёлых человечков
Пробы пера!
Праздник чисел
Самый-самый-самый…
Выполнение олимпиадных заданий по
русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по
математике
Выполнение
олимпиадных
заданий
по,окружающему миру
На карнавале слов
Сочиняем свои сказки.
Весёлая геометрия
Планета в опасности
Выполнение олимпиадных заданий по
русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

математике
24
Выполнение олимпиадных заданий по
окружающему миру
25
Экскурсия в прошлое.
26
Мы – писатели.
27
Работа с величинами
28
Знатоки родного края
29
Выполнение олимпиадных заданий по
русскому языку, литературному чтению
30
Выполнение олимпиадных заданий по
русскому языку
31
Выполнение олимпиадных заданий по
математике
32-33 Выполнение олимпиадных заданий по
окружающему миру
33
Итоговое занятие
33-35 Резерв

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

2

1

1
2

1
0

Список рекомендуемой литературы:
1.
2.
3.
4.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2005 г
Волина В.В.. Праздник числа.
Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Жикалкина Т.К.. Игровые и занимательные задания по математике.
1 класс. М.: Просвещение, 2000.

Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 2004.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство
“Сам Вен”, 2007 г
9. Тонких А.П.. Логические игры и задачи на уроках математики
10. Узорова О.В.. Контрольные и олимпиадные задачи по математике. Пособие для начальной школы.
5.
6.
7.
8.

11. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

Календарно-тематическое планирование
№
1

2

3

4

5
6
7
8
9

Тема занятия

Содержание

Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том,
как наши предки научились писать и считать.
Старинные
системы
записи
чисел.
Головоломка
«Заколдованные
слова»,
разгадывание ребусов, головоломок.
Малые фольклорные жанры
Потешка, прибаутка, побасенка пословица,
поговорка, скороговорка, считалка, загадка
Сочинение
собственных
скороговорок.
Конкурс собственных загадок
Математика – это интересно
Выполнение заданий презентации «Как люди
научились считать», интересные приемы
устного счёта, задачи в стихотворной форме.
Мир, который нужен мне
Что интересного вокруг нас. Природа создает
красоту. Необычные места на земле. Сохраним
планету. Учимся работать с энциклопедией
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
математике
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
окружающему миру
В стране весёлых человечков
Подбор синонимов и антонимов. Игра в
омонимы. Головоломка «Начинай на А».
Загадки, игры, пословицы, стихотворения

Кол-во
часов

В Страну Говорящих Скал

1

1

1

1

1
1
1
1

1

Дата

10
11

12

13
14
15
16
17

18

19

20

21

Пробы пера!

Понятие «рифма». Веселые стихи. Сочинение
четверостиший по заданным рифмам.
Праздник чисел
Разноуровневые игры, выполнение заданий
творческого и поискового характера, решение
числовых головоломок, кроссвордов
Самый-самый-самый…
Самые удивительные и необычные животные.
Разгадывание загадок, ребусов о животных.
Викторина «Узнай меня»
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
математике
Выполнение
олимпиадных
заданий Выполнение олимпиадных заданий
по,окружающему миру
На карнавале слов
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова –
омофоны Работа со словарём.
Шутки –
каламбуры. Конкурс загадок.
Сочиняем свои сказки.
Выразительная речь, особенности чтения и
рассказывания сказок, сказки с новым концом.
Иллюстрирование собственных сказок
Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность, моделирование с помощью
предметов, схематических рисунков. Учимся
чертить
Планета в опасности
Рассказ
об
экологических катастрофах.
Создание рисунков и плаката «Живи Земля».
Сочиняем экологическую сказку
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

22
23
24
25

26

27

28

29
30
31
32
33

русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
математике
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
окружающему миру
Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы
(рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Работа со словарями.
Мы – писатели.
Составление небольших рассказов о добре,
дружбе, любви к животным. Иллюстрирование
рассказов, составление книжек - малышек
Работа с величинами
Исследовательская работа по измерению
длины, веса, объема различными способами.
Решение задач, головоломок, шарад с
величинами
Знатоки родного края
Рассказ о народностях Сахалина, их жизни,
традициях. Загадки, пословицы, рассказы о
родном крае. Чтение книг детских сахалинских
писателей
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
русскому языку, литературному чтению
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
русскому языку
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
математике
Выполнение олимпиадных заданий по Выполнение олимпиадных заданий
окружающему миру
Итоговое занятие
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со
словами. Викторина

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

33-35 Резерв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».