биология 5 кл внеурочка

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.
На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует

следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и
воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию
основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной
практической деятельности по охране окружающей среды.

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично
излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга
учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество,
познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания
учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение
наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и
интереса к предмету.
Учебно-тематический план
№
п/п

Тема занятий
Всего

Количество часов
Теоретич.
Практич.

Интересный мир биологии
25
13
12
Занимательные опыты и эксперименты по биологии
3
0
3
Познаем себя
7
0
7
Итого:
35
14
21
Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания
человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.
Количество тем регионального содержания – 12;
Количество лабораторных работ – 3;
Количество экскурсий -2;
Количество бесед – 35;
Количество тестов – 1.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины
мира, показано практическое применение биологических знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья
своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств
личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;

овладение ключевыми
компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми,
коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны
освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды
и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
1
2
3

- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
 выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
 применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения;
 ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
 наблюдать предметы и явления природы;
 оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
 подготовить доклад, презентацию;
 ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты обучения:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной
литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать
различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и
организмов растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса

1.

Интересный мир биологии (25ч)

По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная экскурсия в археологический музей.
Экологический турнир «В содружестве с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши меньшие».
Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
2.

Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)

Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
3.

Познаем себя (7 ч)

Определение норм рационального питания.
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Круглый стол « Экология моей местности»
Круглый стол «Я и биология».
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника
2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Технические средства обучения
1.
2.

Ноутбук
Настенная доска.
Тематическое планирование
№
п/п

1

Название раздела
(темы)

Интересный мир
биологии

Коли
чество
часов

25

№
урока

Тема урока

Дата
проведения
по
плану

1
2
3
4
5
6
7

По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс лозунгов и плакатов
«Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В
мире динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная экскурсия в

по
факту

5А

5Б

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

2

Занимательные
опыты и
эксперименты по
биологии

3

23
24
25
1(26)
2(27)

археологический музей –
заповедник «Танаис».
Экологический турнир «В
содружестве с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья
наши меньшие».
Самые «печальные» страницы
из жизни животных.
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие,
сильные.
Кое – что о внешнем виде
животных.
Великаны и лилипуты
животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые
растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
Л/р №1 по теме «Строение
клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение
микропрепаратов по ботанике».

Л/р №3 по теме «Изучение
зоологических микропрепаратов».
1(29)
Определение норм
рационального питания.
2(30)
Определение темперамента.
3(31)
Оказание первой медицинской
помощи.
4(32)
Приготовление фитонапитков.
5(33)
Итоговое занятие «Мой
биологический интерес».
6
Круглый стол «Экология моей
(34)
местности»
7(35)
Круглый стол «Я и биология».
Список книгопечатной продукции
3(28)

3

Познаём себя

7

Для учителя
Методическое пособие предназначено для организации обучения по учебнику «Биология» для 5 класса общеобразовательных организаций (авт.:
И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему
«Алгоритм
успеха».
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/biologiya-umk-ponomareva-5-klass-metodicheskoe-posobie/

Интернет-ресурсы
1.
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические
рекомендации).
2.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3.
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
4.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6.
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.

Формы проведения занятий.
Преподавание курса в основном должно проводиться с использованием активных методов обучения. Курс «Мир живой природы »
включает 1 лабораторную и 4 практических работы, 2 экскурсии на природу, 5 виртуальных экскурсий и 2 акции с выходом в природу.
Значительная роль на занятиях отведена на постановку и разрешение проблемных вопросов. В рамках курса может проводиться урокразмышление. Развить у учащихся умение работать в коллективе поможет выполнение работы в группе и в парах.
Учитывая возрастные особенности учащихся 5-го класса, среди методов обучения широко представлены игры, конкурсы, творческие
задания (дидактические игры, уроки-путешествия, биологическая гостиная, конкурсные задания и т.д.).
Формы учета знаний:
ответы учащихся на проблемные вопросы по ходу занятия;
выводы практических работ, виртуальных экскурсий;
выполнение творческих отчетов об экскурсиях и акциях в природе;
самостоятельные мини-проекты учащихся.
Результаты обучения курса (знания, умения, навыки).
1. Учащиеся в течение курса приобретает знания:
 о практической значимости и некоторых особенностях наиболее распространенных и важных для человека групп растений и
животных таких, как злаки, овощи, фрукты и ягоды, лекарственные растения, декоративные растения, сельскохозяйственные
животные;
 об отличительных особенностях растений и животных разных сред обитания нашей области таких, как растения леса, растения
луга, растения водоема, растения степи, воздушно-наземные животные, водные животные, почвенные животные;
 об охране редких растений и животных Ульяновской области и России.
2. Учащиеся в течение курса приобретают умения и навыки:
- находить отличительные черты растений и животных разных экологических групп, а также объяснять предназначение этих
особенностей;
- самостоятельно применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными,
- правильно ухаживать за сельскохозяйственными растениями и животными (что особенно важно для сельских школ);
- применять на практике полезные свойства растений (съедобных, лекарственных и декоративных);
- излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.

Содержание
Введение (2 часа)
«Живая и неживая природа вокруг нас»
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений
жизни ни Земле.
Экскурсия в парковую зону (пригородную зону, пришкольный участок) «Многоцветье жизни».
Тема 1. «Без растений - никуда» (9 часов)
Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые человеком. Растения, используемые в пищу: овощи,
фрукты и ягоды, злаки. Витамины естественные и искусственные. Правильное питание.
Лекарственные, декоративные и комнатные растения.
Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Улья невской области.
Практическая работа № 1 «Сотвори красоту сам». Изучение декоративных растений, составление цветочных композиций, икебана.
Практическая работа № 2 «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями».
Практическая работа № 3 «Размножение комнатных растений».
Лабораторная работа N9 1 «Из чего ты, каша?». Знакомство со злаковыми растениями и зерновыми культурами.
«Во саду ли в огороде». Изучение многообразия овощных культур и их значения для человека.
Конкурс-презентация «Мой любимый фрукт». Изучение многообразия фруктово-ягодных культур и их значения для человека.
Праздник урожая «Щедрая осень».
Тема 2. «Растения - наши зеленые соседи по планете» (9 часов)
Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные особенности растений леса, луга, водоема,
степи, пустыни. Основные представители этих групп (на примере 5-6 растений). Климатические зоны Ульяновской области,
преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений Ульяновской области.
Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений).
Виртуальная экскурсия. №2 «Изучение растений луга».
Виртуальная экскурсия №3 «Изучение растений водоема».
Виртуальная экскурсия №4 «Изучение растений степи».
Биологическая гостиная «Кактусы - гости из пустыни». Особенности растений пустыни и правила ухода за кактусами.

Итоговая дидактическая игра «Все ли я знаю о растениях?».
Тема 3. «Эти удивительные грибы» (2 часа)
Съедобные и несъедобные грибы Ульяновской области. Правила сбора грибов. Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи,
трутовик). Полезные и опасные грибы. Многообразие грибов, их значение для человека.
Урок-путешествие «Собирай грибы правильно!»
Тема 4. «Животные вокруг нас» (9 часов)
Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания. Наиболее важные представители
этих групп животных Ульяновской области. Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные). Отличие
диких и домашних животных Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными и домашними животными. Редкие и исчезающие
животные. Красная книга животных Ульяновской области.
Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе».
Урок-путешествие «Водный животный мир».
Урок-путешествие «Мир подземной жизни».
Урок-размышление «Дикие и домашние животные: похожи или нет?».
Практическая работа №4 «Мы в ответе за тех, кого приручили». Составление правил ухода за домашними животными. Творческий
конкурс «Мой питомец - лучше всех!»
Акция с выходом в природу «Помоги птицам!».
Экскурсия в зоосад, зоопарк, на станцию юных натуралистов и т.д.
Тема 5. «Обобщение знаний» (3 часа)
Итоги акции «Помоги птицам!». Отчет в виде рисунков, фотографий, докладов, творческих сочинений о строительстве скворечников,
кормушек и зимний период года.
Акция с выходом на природу «Спаси первоцвет!». Составление листовок, подготовка плакатов, проведение опросов,
интервьюирование взрослого населения.
Итоговая дидактическая игра «Как прекрасен этот мир, посмотри!».

Учебный план

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Учащиеся должны знать:
• строение и особенности жизнедеятельности грибов, бактерий, лишайников
• о современных проблемах охраны природы;
• о современном состоянии растительного мира;
• о мониторинге окружающей среды;
• об особенностях экологической обстановки в Ульяновской области;
• о воздействии живых систем (бактерий, грибов, лишайников) на здоровье человека;
• о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
• съедобные лекарственные ядовитые растения Ульяновской области;
Учащиеся должны уметь:
• определять состояние окружающей среды методами биоиндикадии;
• выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды
• вести наблюдения в природе;
• осуществлять исследовательскую деятельность;
• фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
• определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
• оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями или грибами;
• ухаживать за комнатными растениями;
• работать с дополнительной литературой;
• обрабатывать статистические данные.
Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:
• создание информационных стендов;
• создание и реализация экологических проектов;
• просветительская деятельность среди школьников:
• участие в областных, городских, районных акциях

Тематическое планирование
№

Тема урока

Основные
понятия

Методы и
формы

Оборудова
ние

Формы
контроля

Планируемые результаты

Домашн

урока

личностные

метапредметные

предметн
ые

ее
задание

Введение «Живое вокруг нас» (2 часа)
1.1
сентяб
рь

«Живая и неживая
природа
вокруг нас».

2.2
сен
тябрь

Экскурсия в
парковую
зону «Многоцветье жизни».

Признаки
живой и
неживой
природы.
Жизнь.
Растения,
животные,
грибы.
Охрана
живых
объектов.

Мониторин
г,
многообраз
ие,
сезонные
изменения,
гербарий.
Синквейн.

Эвристическ
ая беседа,
заполнение
таблицы,
работа с
наглядным
материалом.
Демонстрация
рисунков,
кино- и
видеопродукции.
Дидактическая игра
«Отгадай,
кто?»
Наблюдение,
мониторинг,
эвристическая беседа,
проблемные
вопросы,
дидактическ
ая игра
«Представь.
что ты ...».

Растения
пришкольного
участка,
школьного
кабинета,
аквариум,
зооуголок.
Видео- и
мультимедиасредства.

Ответы на
проблемные
вопросы,
заполнение
таблицы
«Сравнение
живых и
неживых
объектов».

Формировани
е
познавательн
ых интересов
при сравнении
тел живой и
неживой
природы,
выявлении
признаков
живого.

Умение работать с
различными
источниками
информации
(учебник, ЭОР),
структурировать
материал об
основных признаках
живого, давать
определение
понятиям (признаки
живого, орган,
организм)

Знать:
- признаки
живого, его
отличие от
неживого;
о
необходимости
охраны
живых
объектов.

Творческ
ое
сочинени
е
«Природ
а моего
двора».

Блокноты,
карандаши,
фотоаппараты,
диктофоны.

Записи в
блокнотах,
ответы на
проблемны
е
вопросы,
зарисовки.
Составлени
е
синквейна.

Мотивация на
изучение
живой
природы,
частью
которой
является
человек;
эстетическое
отношение к
объектам
живой
природы.

Структурирование
материала,
полученного их
различных
источников
информации; умение
грамотно излагать
материал; развитие
способностей
выбирать целевые
установки по
отношению к живой
природе.

Знать
правила
поведения
на
экскурсии
и правила
её проведения

Творческ
ий отчет
об
экскурси
и (в виде
рисунков,
фотографий
, стихов,
сказок и
т.д.)

Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации,
анализировать и
оценивать
информацию.

Уметь
пояснить
значение
растений в
природе и
жизни
человека.
Знать

Написат
ь
паспорт
любого

Тема I. «Без растений - никуда» (9 часов)
3.1
сен
тябрь

«Такие необходимые растения».

Сельско
хозяйственны
е, пищевые,
технические.
декорат

Проблемные
вопросы,
эвристическая беседа.
Демонстрация
рисунков,
кино- и

Таблицы,
плакаты,
слайды.
Гербарный
материал,
муляжи.

Ответы на
проблемны
е вопросы,
задание
«За- кончи
фразу».

Формировани
е
познавательн
ых интересов
и мотивов,
направленных
на изучение
растений как

растения,
с точки
зрения

ивные
растения.

видеопродукции.
Решение
познавательных задач.-

4.2
сен
тябрь

Изучение особенностей и
многообразия
овощей. «Во
саду ли в огороде».

Овощи
и овощные
культур
ы,
почва,
сорт,
уход,
насекомыевредите
ли.

Наблюдение,
сравнение,
демонстрация
объектов,
проблемные
вопросы,
работа в
группах
(изучение
овощной
культуры),
заполнение
таблицы «К
нам на
огород со
всех
земель».

Таблицы,
плакаты,
овощи и их
муляжи.
Пакеты с
семенами
овощных
культур.

5.3
ок
тябрь

Изучение особенностей и
многообразия
декоративных
растений.
Практическая
работа №1
«Сотвори красоту сам».

4-5
видов
декоративны
х растений.
Клумб
ы, альпийски
е
горки,
цветни
к,
искус-

Эвристическ
ая беседа,
объяснение,
демонстраци
я, самостоятельн
ая работа с
литературой,
групповая
деловая игра
«Моя
профессия дизайнер».

Сухие и
живые
цветы,
вазы, декоративны
е украшения.
Рисунки,
открытки,
фото,
иллюстра
ции.
Цветовой
шес-

части
природы,
эстетического
отношения к
живым
объектам,
знания
основных
принципов и
правил
отношения к
живым
объектам.
Заполнение Формировани
таблицы,
е
отчет о рапознавательн
боте
ых интересов
каждой
и мотивов,
группы. Об- направленных
суждение
на изучение
проблемны растений как
х вопросов. части
природы,
эстетического
отношения к
живым
объектам,
знания
основных
принципов и
правил
отношения к
живым
объектам.
Отчет о ра- Формировани
боте групп. е
Выполнени познавательн
е заданий
ых интересов
со
и мотивов,
свободным направленных
ответом.
на изучение
растений как
части
природы,
эстетического
отношения к
живым
объектам,

Умение создавать
модели и схемы,
преобразовывать
знаки и символы для
решения учебных
задач. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество для
решения совместных
задач. Развитие
ИКТкомпетентности.
Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации,
анализировать и
оценивать
информацию.
Умение создавать
модели и схемы,
преобразовывать
знаки и символы для
решения учебных
задач. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество для
решения совместных
задач. Развитие
ИКТкомпетентности.
Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации,
анализировать и
оценивать
информацию.
Умение создавать
модели и схемы,
преобразовывать
знаки и символы для
решения учебных
задач. Умение

практически
важные для
человека
группы
растений

его значения
для
природы
и
человека.

Знать:
особенност
и внешнего
вида,
произраста
ния
овощных
культур, их
виды и
продукты
из них;
овощные
культуры
Ульяновской
области.

Творчес
кий
отчет в
свободной ;
форме
на тему:
«Долгое
путешес
твие
растения»,
«Ни дня
без овощей» и
т.д.

Знать
особенности
произрастания
различных
декоративных
культур.
Уметь
правильно
составлять
букеты,
икебаны.

Доделат
ь
икебану
или
букет,
дать ему
названи
е,
сделать
рисунок
или
фотографию. Составить

6.4
ок
тябрь

7.5
ок
тябрь

’

Праздник
урожая «Щедрая осень».

Изучение особенностей и
многообразия
злаков.
Лабораторная
работа №1 «Из
чего ты,
каша?».

ство
икебан
ы.
Дизайн
,
интерьер.

.
Злаковы
е растения,
зерновы
е
культур
ы. Яровой,
озимый
злак.
Мягкая
и
твердая
пшеница.
Колос,
солома,
крупа:
манная,

тисекторн
ый круг.

Урокконкурс,
урок-турнир.

Поделки
учащихся с
использование
овощей,
фруктов,
цветов,
декоративн
ого
материала.

Наблюдение,
сравнение,
работа в
группах
(изучение
конкретного
злака),
дидактическ
ая сказка
«Как люди
научились
печь хлеб»,
заполнение
таблицы
«Злаки в
поле и на
столе».

Таблицы,
плакаты,
слайды,
гербарный
материал.
Образцы
колосьев,
семян
злаков и
видов
круп.
Рецепты
блюд из
круп

.

Заполнение
таблицы,
отчет о работе каждой
группы.
Выполнение
заданий с
выбором ответов

знания
основных
принципов и
правил
отношения к
живым
объектам.
Формировани
е
познавательн
ых интересов
и мотивов,
направленных
на изучение
растений как
части
природы,
эстетического
отношения к
живым
объектам,
знания
основных
принципов и
правил
отношения к
живым
объектам.
Формировани
е
познавательн
ых интересов
и мотивов,
направленных
на изучение
растений как
части
природы,
эстетического
отношения к
живым
объектам,
знания
основных
принципов и
правил
отношения к
живым

организовывать
учебное
сотрудничество для
решения совместных
задач. Развитие
ИКТкомпетентности.
Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации,
анализировать и
оценивать
информацию.
Умение создавать
модели и схемы,
преобразовывать
знаки и символы для
решения учебных
задач. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество для
решения совместных
задач. Развитие
ИКТкомпетентности.
Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации,
анализировать и
оценивать
информацию. Умение
создавать модели и
схемы,
преобразовывать
знаки и символы для
решения учебных
задач. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество для
решения совместных
задач. Развитие ИКТкомпетентности.

общий
плакат
композиций.

Составлени
е
букетов,
композици
й.
Проведени
е
творческих
конкурсов

Знать:
особен
ности
внешнего
вида,
произраст
ания
злаков, их
виды:
- продукты
злаковых
культур;
- злаки
Ульяновской
области.

Сделать
перепись
домашних
продуктов
,
которые
получены
из злаков.
Узнать у
родителей
рецепты
каш.

8.6
но
ябрь

Изучение особенностей и
многообразия
фруктов. Конкурс - презентация «Мой
любимый
фрукт».

9.7
но
ябрь

Изучение особенностей и
многообразия
комнатных
растений.
Практическая
работа №2 «Я
умею и могу
ухаживать за
комнатными
растениями».

ячневая,
пшенна
я, рисовая,
овсяная,
кукуруз
ная.
Фрукты
и ягоды,
плодово
ягодные
культуры.
Соки и
сокосод
ержащие
напитки
,
нектары
. Естественна
я косметика.
Паспорт
ные характери
стики
растени
я: светолюбивы
е, теневыносли
вые,
влаголю
бивые,
засухоу
стойчивые
растени
я.

объектам.

Наблюдени
е, сравнение,
демонстрация
объектов,
работа в
парах (изучение
конкретной
плодовой
культуры).
Конкурсное
задание
«Сделай
рекламу
твоего
фрукта».
Объясн
ение, демонстрация
ухода за
растениями,
поисковая
беседа, постановка
проблемных
вопросов,
экскурсия в
зимний сад
школы.

Таблицы,
плакаты,
рисунки,
открытки,
муляжи
плодов.
Свежие и
сушеные
плоды,
орехи,
соки

Отчет о
работе
некоторых
групп.
Выполнение
заданий со
свободны
м ответом.
Доклад
собственных
презентаций.

Готовность к
переходу к
самообразовани
ю на основе
учебнопознавательной
мотивации в
ходе работы над
проектом.
Формирование
способности к
саморазвитию,
личностных
представлений о
ценности
природы.

Комнатные
растения,
иллюстрации,
рисунки,
открытки,
фотографии.
Цветочные
горшки с
поддонами,
кактусницы,
принадлежнос
ти для
рыхления
почвы.

Устный
опрос о
правилах
ухода за
растениям
и. Ответы
на
проблемн
ые
вопросы.
Минидоклады
учащихся
о
комнатны
х
растениях
в их доме.

Готовность к
переходу к
самообразовани
ю на основе
учебнопознавательной
мотивации в
ходе работы над
проектом.
Формирование
способности к
саморазвитию,
личностных
представлений о
ценности
природы.

Формулировать
собственное мнение и
позицию;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать
решения и делать
выбор,
аргументировать
свою точку зрения;
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером.
Умение осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
адекватно
использовать речь
для планирования и
регуляции своей
деятельности, для
решения различных
коммуникативных
задач; планирование
путей достижения
целей;

Знать:
многообра
зие
плодовоягодных
культур, в
т.ч.
произрастающих в
Ульяновск
ой
области, и
их
особеннос
ти.

Подготовить
минисочинени
е,
рисунки
или
синквейн
о
любимо
м
фрукте.

Знать:
- 5-6
видов основных
представителе
й группы
«комнатные
растения»;
основные
принципы
ухода за
комнатными
растениями
(правила
подготовк
и почвы,
освещения,

Сделать
краткие
характеристики 5-6
видов
растений
дома или
в классе
и установить,
соответств
ует ли
им содержани
е этих
растений.

10.8
но
ябрь

Изучение особенностей размножения
комнатных
растений.
Практическая
работа №3
«Размножение
комнатных
растений»

Размно
жение
черенка
ми, отводками
, листом.
Значени
е для
растени
й
размнож
ения
частями
тела.

Объяснение,
демонстрация
размножения
и посадки
растений,
работа в
группах.

Комнатные
растения
(пеларгония,
традесканция,
хлорофитум,
фиалка, бегония).
Ящики с
почвой,
принадлежности
для
рыхления
почвы.

Устный
опрос о
правилах
рассаживания
(вегетатив
ного размножения
)
растений.
Самостоятельная
работа по
рассаживани
ю
растений.

Готовность к
переходу к
самообразовани
ю на основе
учебнопознавательной
мотивации в
ходе работы над
проектом.
Формирование
способности к
саморазвитию,
личностных
представлений о
ценности
природы.

11.9
НО'
ябрь

Знакомство с
лекарственными растениями «Целебное лукошко».

Зеленая
аптека,
фитонц
иды.
Шалфе
й,
подорожник
, зверобой,
календ
ула,
крапив
а, матьимачеха,
одуванчик,
чеснок.

Эвристическ
ая беседа,
рассказ,
обсуждение.
Демонстраци
я наглядного
материала.

Иллюстра
ции,
гербарии,
открытки,
фотографии.
Фармакологич
еские
препараты,
содержащие
лекарственные
растения.
Народная
медицина.

Индивиду
альные
задания:
«Закончи
фразу».
Ответы на
проблемн
ые
вопросы.

Готовность к
переходу к
самообразовани
ю на основе
учебнопознавательной
мотивации в
ходе работы над
проектом.
Формирование
способности к
саморазвитию,
личностных
представлений о
ценности
природы.

Овладение
составляющими
проектной
деятельности.
Формулировать
собственное мнение и
позицию;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать
решения и делать
выбор,
аргументировать
свою точку зрения;
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером.
Овладение
составляющими
проектной
деятельности.
Формирование
умения учитывать
разные мнения и
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Формулировать
собственное мнение и
позицию;
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать
решения и делать
выбор,
аргументировать
свою точку зрения;
задавать вопросы,
необходимые для
организации

полива).
Знать:
основные
способы
размножения
комнатных
растений.
Уметь:
подготови
ть почву,
пересадить и
рассадить
комнатное
растение.

Знать:
- внешний
вид и
места
произрастания
лекарственных
растений;
- календа
рь и
правила их
сбора;
- лекарств
енные
растения
Ульяновской
области.

Следить
за
развитие
м
посажен
ного
растения.
Сочинить
сказку
«Жизнь
нового
растения».

Ответить
на
вопрос:
«Почему
многие
лекарствен
ные
растения
занесены
в
Красную
книгу?»

собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером.
Тема 2. «Растения - наши зеленые соседи по планете» (9 часов)
12.1
де
кабрь

Особенности
различных мест
произрастания
растений
(географические,
климатические).

Лес,
луг,
поле,
водоем,
степь,
полупус
тыня и
пустыня
.

Рассказ,
демонстрация,
постановка
проблемных
вопросов,
заполнение
таблицы
«Есть ли у
растения
свой дом?».

Иллюстра
ции,
таблицы,
открытки,
фотографии.

Заполнени
е таблицы,
работа с
наглядны
м
материало
м, работа
в группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.

Формирование
устойчивого
познавательног
о
интереса,
интеллектуальн
ых
умений
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Формирование
бережного
отношения
к
окружающей
среде.

13.2
де
кабрь

Виртуальная
экскурсия №1
«Изучение
растений леса».

Растени
я-фитонцид
ы, производст
во кислорода,
защита
от
опустынивания
и развития
оврагов.
Деревья,
кустарники
, травы.

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение
докладов,
постановка
проблемных
вопросов.
Мультимедийная
презентация.

Иллюстра
ции,
таблицы,
гербарии,
фотографии.

Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемные
вопросы,
Самостоятельн
ые
выступлен
ия
учащихся.

Формирование
устойчивого
познавательног
о
интереса,
интеллектуальн
ых
умений
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Формирование
бережного
отношения
к
окружающей
среде.

Виртуальная
экскурсия №2
«Изучение

Особенн
ости
растени

Рассказ,
демонстрация,

Иллюстра
ции,
таблицы,

Работа с
наглядным

Формирование
устойчивого
познавательног

14.3
де
кабрь

Развитие
умения
давать определения
понятиям, сравнивать,
классифицировать,
делать
выводы
и
заключения. Умение
работать
с
различными
источниками
биологической
информации,
преобразовывать один
вид информации в
другой, работать со
схемами и таблицами.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество.
Развитие
умения
давать определения
понятиям, сравнивать,
классифицировать,
делать
выводы
и
заключения. Умение
работать
с
различными
источниками
биологической
информации,
преобразовывать один
вид информации в
другой, работать со
схемами и таблицами.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество.
Развитие
умения
давать определения
понятиям, сравнивать,

Знать
климатические
зоны
России и
Ульяновской
области.

Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) о
растения
х леса
(деревьях,
кустарни
ках,
травах).

Знать:
- 5-6 видов
основных
древесных,
кустарниковых
пород и
трав леса
Ульяновской
области и
их
значение.

Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) 0
растения
х луга.

Знать:
- 5-6 видов
основных

Подгото
вка
мини-

растений луга».

й луга и
поля.
Отличие
луга и
поля.

обсуждение
докладов,
постановка
проблемных
вопросов.
Мультимедийная
презентация.

гербарии,
фотограф
ии

материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.
Самостоятельн
ые выступления
учащихся.

15.4
де
кабрь

Виртуальная
экскурсия №3
«Изучение
растений водоема».

Особенн
ости
растени
й водоема.
Водорос
ли.

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение
докладов,
постановка
проблемных
вопросов.
Мультимедийная
презентация.

Иллюстра
ции,
таблицы,
гербарии,
фотограф
ии

Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.
Самостоятельн
ые выступления
учащихся

16.5
ян
варь

Виртуальная
экскурсия №4
«Изучение
растений степи».

Особенн
ости
растени
й степи.
Прерии,
пампа-

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение
докладов,
постановка

Иллюстра
ции,
таблицы,
гербарии,
фотограф
ии

Работа с
наглядным
материалом,
работа в

о
интереса,
интеллектуальн
ых
умений
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Формирование
бережного
отношения
к
окружающей
среде.

классифицировать,
делать
выводы
и
заключения. Умение
работать
с
различными
источниками
биологической
информации,
преобразовывать один
вид информации в
другой, работать со
схемами и таблицами.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество.
Формирование
Формирование
ответственного
умения
находить
отношения
к биологическую
учёбе,
информацию
в
способности к различных
саморазвитию,
источниках,
самообразовани анализировать,
ю,
структурировать её,
формированию
преобразовывать один
познавательных вид информации в
интересов.
другой.
Развитие
Знания
коммуникативной
основных
компетентности
правил
учащихся,
умения
отношения
к организовывать
живой природе, работу в группе в
формирование
ходе
учебного
личностных
сотрудничества,
представлений о умение излагать свою
ценности
точку
зрения,
природы.
отстаивать
её,
Формирование
используя
речевые
коммуникативн возможности,
ой
аргументируя
свою
компетентности точку зрения.
.
Формирование
Развитие
умения
устойчивого
давать определения
познавательног понятиям, сравнивать,
о
интереса, классифицировать,
интеллектуальн делать
выводы
и
ых
умений заключения. Умение

растений
луга
Ульяновской
области,
их
значение и
отличия от
растений
леса.

проектов
(2 учащихся) о
растения
х
водоема.

Знать;
- 5-6 видов
основных
водных
растений
Ульяновской
области,
их
значение и
отличия от
растений
леса и луга.

Подгото
вка
минипроеюов
(2 учащихся) о
растения
х степи.

Знать:
- 5-6 видов
основных
растений
степи
Ульянов-

Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) о

сы,
лесосте
пи.
Недоста
ток
влаги.

проблемных
вопросов.
Мультимедийная
презентация.

17,6
ян
варь

Биологическая
гостиная «Колючие гости из
пустыни».

Особенн
ости
растени
й пустыни и
правила
ухода за
кактусами,
молочая
, алоэ.

Биологическ
ая гостиная,
рассказ,
демонстрация,
обсуждение
докладов,
постановка
проблемных
вопросов.
Изучение
правил ухода
за кактусами.

Иллюстра
ции,
таблицы,
гербарии,
фотограф
ии.
Кактусы,
молочаи,
алоэ растения
на столе
учителя.

18.7
ян
варь

Изучение
краснокнижных
растений «Мы
исчезаем 508!».

Красная
книга
растени
й России,
Ульянов
ской
области.
Борьба с
исчезновение
м растений.
Охраняемые
терри-

Рассказ
«Путешествие в
мир Красной
книги»,
обсуждение
докладов,
постановка
проблемных
вопросов.

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотографии,
Красная
Книга
растений
России и
Ульяновск
ой
области.

группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.
Самостоятельн
ые выступления
учащихся.

анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Формирование
бережного
отношения
к
окружающей
среде.

Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.
Самостоятельн
ые выступления
учащихся
о кактусах
в их
квартирах.
Работа с
наглядным
материало
м, работа
в группах,
ответы на
проблемные
вопросы.
Самостоятельные
выступления
учащихся
о

Формирование
устойчивого
познавательног
о
интереса,
интеллектуальн
ых
умений
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Формирование
бережного
отношения
к
окружающей
среде.

Знание
основных
принципов
отношения к
живой природе,
формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.

работать
с
различными
источниками
биологической
информации,
преобразовывать один
вид информации в
другой, работать со
схемами и таблицами.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество.
Развитие
умения
давать определения
понятиям, сравнивать,
классифицировать,
делать
выводы
и
заключения. Умение
работать
с
различными
источниками
биологической
информации,
преобразовывать один
вид информации в
другой, работать со
схемами и таблицами.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество.
Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации;
осознанно
использовать речевые
средства для
аргументации своей
позиции.

ской
области,
их
значение и
отличия от
растений
леса,
водоема и
луга.

растения
х
пустыни.

Знать:
- 5-6
видов основных
растений
пустынь,
их значение и
отличия от
растений
леса, луга,
водоема и
степи.
Уметь:
правильно
ухаживать
за кактусами.

Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) 0
растения
х
Красной
Книги.

Знать:
- растения
Ульяновской
области,
занесенны
ев
Красную
книгу
(адонис
весенний,
велреничк
а
алтайская
и т.д.).

Подгото
вить,
плакат,
минисочинение или
синквейн
по защите
краснокнижных
растений
.

19.8
фев
раль

Итоговое занятие «Все ли
я знаю о растениях?»

20.9
фев
раль

Экскурсия в
краеведческий
музей города
«Растения
Ульяновской
области».

тории
Ульянов
ской
области.

Краеве
дение.
Экспоз
иция.

растениях
Красной
Книги.
Дидактичес
кая тира КВН «Все
ли я знаю о
растениях?».

Иллюстрации, таблицы,
фотографии,
творческие
отчеты
учащихся.
Призы командам.

Обсужден
ие
творчески
х отчетов.

Знание
основных
принципов
отношения к
живой природе,
формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.

Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации;
осознанно
использовать речевые
средства для
аргументации своей
позиции.

Наблюдени
е,
мониторинг
, эвристическая
беседа,
постановка
проблемных
вопросов.

Блокноты,
карандаш
и,
фотоаппар
а
ты.

Записи в
блокнотах,
ответы на
проблемн
ые вопросы,
зарисовки.
.

Знание
основных
принципов
отношения к
живой природе,
формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.

Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации;
осознанно
использовать речевые
средства для
аргументации своей
позиции.

Закрепить
полученные
знания.
Развить
умение
работать в
команде,
осущесгвл
ять
самоконтроль и
самооценку.
Закрепить
полученные
знания на
практике.

Синквей
н.

Тема 3. «Эти удивительные грибы» (2 часа)
21.1
фев
раль

Многооб
разие
грибов.

Гриб,
грибница,
микориз
а,
споры,
мукор,
пеницил
л,
дрожжи,
трутовик.
Грибыпаразиты.

Эвристическ
ая беседа,
объяснение,
демонстрация,
биологическая сказка
«Разнообраз
ие грибов»,
самостоятельная
работа с
литературой,
с набором
открыток.

Иллюстрации, таблицы,
фотографии, набор
открыток,
муляжи
грибов,
микроскоп,
препарат
дрожжей,
заплесневе
вший хлеб.

Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
отчет о
работе
каждой
группы,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.

Знание
основных
правил
отношения к
живой природе
на примере
сбора грибов;
развитие
умения
анализировать
информацию об
особенностях
грибов и делать
выводы.

Умение работать с
различными
источниками
информации; связано
и грамотно излагать
информацию

Знать:
- основных
представителей
царства
«Грибы»;
- значени
е терминов
«грибница»,
«споры»,
«микориз
а».
Уметь:
- сравнива
ть рас-

Подгото
вить
минипроекты
(2 учащихся) о
съедобн
ых и
несъедоб
ных
грибах.

22.2
фев
раль

Урок-путешествие «Собирай грибы
правильно!».

Съедобн
ые и
ядовиты
е грибы;
пищевое
отравле
ние.

Беседа,
объяснение,
демонстрация,
обсуждение
минипроектов,
групповая
деловая
игра: «Я грибникпрофессион
ал».

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотографии,
атласы,
муляжи
грибов.

Работа с
наглядным
материалом,
самостоятельная
работа
учащихся
(доклады).

Реализация
установок ЗОЖ
при изучении
материала о
значении
грибов в жизни
человека.

Умение осуществлять
исследования
(выращивание
плесени, изучение,
сравнение),
анализировать
полученные
результаты,
аргументировано
излагать их.

тение и
гриб.
Знать:
- основны
е съедобные
грибы
Ульяновск
ой
области;
- правила
сбора
грибов.
Уметь:
-отличать
съедобные
грибы от
несъедобн
ых

Написать
минисочинение на
тему
«Как НЕ
надо
собирать
грибы».

Тема 4. «Животные вокруг нас» (9 часов)

.23.1
март

24.225.3
март

Акция
«Помоги
птицам!» с
выходом на
природу.

Виртуальная
экскурсия
«Животные
на земле и в

Перелетн
ые, кочующие
птицы.
Снегири,
клесты.

Особенно
сти
животны
х на-

Урокэврика.

Фотограф
ии,
атласы,
иллюстраци
и, макеты,
поделки.

Изучение
способов
строения
кормушек,
птичьих
домиков,
скворечников.
Самостоятельн
ая работа
в группе.

Формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.
Развитие
эстетического
сознания.
Формирование
экологической
культуры на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях.

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотогра-

Работа с
наглядным
мате-

Формирование
эстетического
отношения к
живой природе

Овладение основами
проектной
деятельности, умение
структурировать
материал, сравнивать,
делать выводы.
Умение соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами. Умение
согласовывать
позиции в ходе
групповой и
коллективной
деятельности,
аргументировать
свою точку зрения,
находить
компромиссы для
достижения общей
учебной и
познавательной цели.
Умение работать с
разными источниками
информации,
анализировать

Уметь:
- делать
скворечники,
кормушки.
Знать:
перелетны
х птиц,
прилетающих на
территорию
области.

Сделать
кормушку,
птичий
домик
или
скворечник.
Вести
наблюде
ние и
записи
об их
обитателях.

Знать:
основные
группы
животных

Подгото
вка
минипроектов

воздухе».

26.4
март

27.5
март

28.6
апрель

земновоздушно
й среды.
Птицы,
насекомые,
рептилии,
звери.

мини-проектов
учащихся,
постановка
проблемных
вопросов.
Мультимедийная
презентация.

фии,
атласы,
коллекции
насекомы
х, чучела.

У рокпутешествие
«Водный
животный
мир».

Особеннос
ти
животных
водной
среды. Рыбы,
водоплавающие
птицы,
земноводн
ые,
водные
животные.

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение
мини-проектов
учащихся,
постановка
проблемных
вопросов.

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотографии,
атласы,
аквариум,
чучела
рыб.

Урок-путешествие «Мир
подземной
жизни» (изучение
животных
почвы).

Особеннос
ти
животных
почвенной
среды.
Черви,
моллюски,
почвенные
насекомые
и
млекопита
ющие.

Рассказ,
демонстрация,
обсуждение
минипроектов
учащихся,
постановка
проблемных
вопросов.

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотографии,
атласы.

«Они должны
жить!». Изучение живот-

Краснокни
жные
животные,

Рассказ,
эвристическая

Иллюстра
ции,
таблицы,

риалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемные
вопросы.
Групповая
защита
минипроекта.
Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемные
вопросы.
Групповая
защита
минипроекта.
Работа с
наглядным
материалом,
работа в
группах,
ответы на
проблемные
вопросы.
Групповая
защита
минипроекта.

при знакомстве
с различными
животными.

информацию,
классифицировать
живые объекты.

наземновоздушной
среды в
Ульяновской
области и
их
значение.

Формирование
эстетического
отношения к
живой природе
при знакомстве
с различными
животными.

Умение работать с
разными источниками
информации,
анализировать
информацию,
классифицировать
живые объекты.

Формирование
эстетического
отношения к
живой природе
при знакомстве
с различными
животными.

Умение работать с
разными источниками
информации,
анализировать
информацию,
классифицировать
живые объекты.

Работа в
группах,
ответы на

Знание
основных
принципов

Умение работать с
различными
источниками

Знать:
основные
группы
водных
животных
Ульяновской
области,
их
значение и
отличия от
животных
наземновоздушной
среды.
Знать:
осн
овные
группы
водных
животных
в
Ульяновс
кой
области,
их значение и
отличия
от
животных
наземновоздушной
среды.
Знать:
основных
представи

(2 учащихся) 0
животны
х
наземновоздушн
ой и
водной
сред
обитания
.
Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) о
животны
х
почвенно
й среды.

Подгото
вка
минипроектов
(2 учащихся) 0
животных
Красной
Книги
Ульянов
ской
области
и
России.

Подгото
вить
плакат

ных Красной
книги
области.

борьба с
их
исчезновением.
Заповедники,
заказники,
памятники
природы.

беседа,
обсуждение
минипроектов
учащихся,
постановка
проблемных
вопросов.

фотографии,
атласы

проблемн
ые
вопросы.
Групповая
защита
минипроекта.

отношения к
живой природе,
формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.

биологической
информации;
осознанно
использовать речевые
средства для
аргументации своей
позиции.

29.7
апрель

Урокразмышление
«Дикие и
домашние
животные:
похожи или
нет?».

Сельскох
озяйственные
животные,
дикие
предки.

Рассказ,
демонстрация,
беседа, постановка
проблемных
вопросов,
работа с литературой,
работа в
группах.

Иллюстра
ции,
таблицы,
фотографии,
атласы

Работа в
группах,
ответы на
проблемн
ые
вопросы.

Умение работать с
различными
источниками
информации; умение
работать в парах;
умение наблюдать,
делать выводы и
заключения из
увиденного.

30.8
апрель

Практическая
работа №4
«Мы в ответе
за тех, кого ,
приручили».

Рассказ,
демонстрация,
беседа,
творческий
конкурс
«Мой питомец - лучше
всех!».
Заслушивание
сказок о домашнем
животном.

Иллюстрации, фотографии, рисунки,
живые
объекты.

Составлен
ие правил
ухода за
домашним
и
животным
и. Обсуждение
творчески
х
докладов
учащихся.

Формирование
познавательных
интересов в
ходе
наблюдении яза
животными,
сравнения их
способов
передвижения,
вывода о
зависимости
способа
передвижения
от среды
обитания;
развитие
эстетического
отношения к
живой природе.
Знание
основных
принципов
отношения к
живой природе,
формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.

;

1

Правила
ухода за
домашними
животными.
А.де С.Экзюпери.

Умение работать с
различными
источниками
биологической
информации;
осознанно
использовать речевые
средства для
аргументации своей
позиции.

телей
животных
Красной
Книги
Ульяновской
области и
России; наиболее
известные
заповедники
России и
заказники
области.
Знать:
сельскохоз
яйственных
животных
и их диких
предков

Знать:
основные
группы
домашни
х
животных
; -правила
ухода за
ними.
Уметь:
доказыват
ь не-

или
минисочинение
по защите
краснокнижны
х животных.

Подгото
вить
сказку о
своем
домашн
ем
животн
ом.

_

31.9
май

Экскурсия в
зоосад, зоопарк, на
станцию
юных натуралистов или
на природу.

Наблюдение,
мониторинг,
эвристическая
беседа,
постановка
проблемных
вопросов,
самостоятель
ная работа.

Блокноты,
карандаш
и,
фотоаппар
а
ты.

Записи в
блокнотах
, ответы
на
проблемные
вопросы,
зарисовки.
.

Формирование
познавательных
интересов в
ходе
наблюдении яза
животными,
сравнения их
способов
передвижения,
вывода о
зависимости
способа
передвижения
от среды
обитания;
развитие
эстетического
отношения к
живой природе.

Умение работать с
различными
источниками
информации; умение
работать в парах;
умение наблюдать,
делать выводы и
заключения из
увиденного.

обходимо
сть ухода
и заботы
о
домашни
х животных.
Закрепить
полученные
знания
на
практике.

Тема 5. «Подведем итоги» (3 часа)
32.1
май

Итоги акции
«Помоги
птицам!».

Перелетн
ые,
кочующи
е птицы.
Снегири,
клесты.
Организа
ция «Г
ринпис».

Подведение
итогов акции
«Помоги
птицам».
Подведение
итогов
конкурса
плакатов и
минисочинений
по защите
животных
Красной
Книги.

Призы
победителям.

Отчет в
виде
рисунков,
фотограф
ий,
докладов,
творчески
х
сочинений
о строительстве
скворечни
ков,
кормушек
в зимний
период
года.
Плакаты
учащихся

Формирование
личностных
представлений о
ценности
природы.
Развитие
эстетического
сознания.
Формирование
экологической
культуры на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях.

Овладение основами
проектной
деятельности, умение
структурировать
материал, сравнивать,
делать выводы.
Умение соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами. Умение
согласовывать
позиции в ходе
групповой и
коллективной
деятельности,
аргументировать
свою точку зрения,
находить
компромиссы для

Уметь:
проводи
ть наблюдения
в природе;
делать
доклад о
проделанн
ой работе.
-

33.2
май

34.3
май

Акция «Спаси первоцвет!».

Итоговое занятие «Как
прекрасен
этот мир, посмотри!»

Первоцве
ты:
адонис,
ландыш.
Красная
Книга.
Организа
ция
«Гринпис
».

Подготовка
акции.
Подведение
итогов
конкурса
плакатов по
защите
растений
Красной
Книги.

Основные Дидактическ
понятия
ая игра «Как
курса.
прекрасен
этот мир, посмотри!».

по защите
животных
Красной
Книги.
Иллюстра- Составлен
ции, фото- ие листографии, ри- вок,
сунки,
подготовк
плакаты
а плакатов,
проведени
е опросов,
интервью
ирование
взрослого
населения.
Плакаты
учащихся
по защите
растений
Красной
Книги.

достижения общей
учебной и
познавательной цели.
Формирование
экологической
культуры на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде.

Формирование
экологической
культуры на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде.

Работать в группе при
обсуждении
результатов. Умение
выбирать наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных
задач. Умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами.
Осуществлять
самоконтроль,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменившейся
ситуацией.
Работать в группе при
обсуждении
результатов. Умение
выбирать наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных
задач. Умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами.
Осуществлять
самоконтроль,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменившейся
ситуацией.

Знать: о
массовом
уничтожен
ии
первоцвет
ов,
Уметь:
участвоват
ьв
активных
экологических
акциях;
подготови
ть доклад
о проделанной
работе.
Закрепить
полученные
знания.
Развить
умение
работать в
команде,
во времени,
осуществлять
самоконтроль и
самооценку.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЁ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Литература для учителя
Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
2. Глебова, В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах:
методические рекомендации / В.Д. Глебова,
Н.В. Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 60 с.
3. Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981.- 126 с.
4. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С.
Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.-224 с.
5. Люнькова, И.М. О чем поведали названия растений (лекарственные растения) / И.М. Люнькова; под ред.
Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992. - 145 с.
6. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей
дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л.П. Молодова. - Мн.: ООО «Асар» - 2004. - 512 с.
7. Особоохраняемые территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом
печати, 1997. - 184 с.
8. Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В.
Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-С. 25-34.
9. Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.:
Институт общего образования МО РФ, 1992,- 96 с.
10. Шорыгина, Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Путешествие в мир
природы и развитие речи) / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 48 с.
11. Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Путешествие в
мир природы и развитие речи) / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 88 с.
12. Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Серия
«Путешествие в мир природы. Развитие речи») / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 72 с.
1.

13. Пономарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайникики. б класс [Текст]: методическое
пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
14. Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии [Текст] / И.А. Тушина II
Первое
сентября.
Биология,
2003.
-.
.1Ча27-28.

Литература для учащихся
Бровкина, Е.Т. Атлас родной природы. Животные водоемов и побережий: учебное пособие для школьников младших и средних
классов / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 с.
2. Бровкина, Е.Т. Рыбы наших водоемов (Твой первый атлас- определитель) / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004. 64 с.
3. Былова, А.М. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / А.М. Былова, Н.И. Шорина; под
ред.
Н.М. Черновой. - М.: Вентанна-Графф, 2002. - 224 с.
4. Карпатова, Н.Н. Комнатные растения в интерьере / Н.Н. Карпатова. - М: Издательство Московского Университета, 1989. - 187 с.
5. Кивотов, С.А. Юному садоводу / С.А. Кивотов. М.: Детская литература, 1977. - 175 с.
6. Козлова, Т.А. Растения водоема (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005. - 63 с.
7. Козлова, Т.А. Растения луга (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2004. - 64 с.
8. Миловидова, И.В. Цветы вокруг нас / И.В. Миловидова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986. - 158 с.
9. Небесный, С.И. Юным овощеводам / С.И. Небесный. - М.: Детская литература, 1988. - 94 с.
10.
Акимушкин И.И Занимательная. биология [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Молодая гвардия, 1972. —304 с.
11.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночныё и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004. — 234с.
12.
. Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) [Текст]/ И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004. 318 с
13.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004.
—213 с.
14.
Акимушкин И. И Невидимые нити природы [Текст] / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 200. 142 с
15.
. Верзилин ИМ. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.
16.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост.М.М
Боднарук, КВ. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.
17.
Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст] / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для
детей. Биология [Текст]. — М.: Аванта+, 1996.
18.
Красная книга Ульяновской области [Текст] / под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С.
Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: АртИшок,2008. 508 с.
19.
Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В.С. Рохлов, В.А. Теремов, Р.А.
Петросова. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.-432 с.
1.

Мультимедийная Поддержка курса
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. б класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма х1 С»,
Издательский центр Вентана-Граф, 2007.
2. Биология. Животные. 7. класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр
Вентала-Граф, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».