Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Практикум по русскому языку_ 9 класс

Общая характеристика программы внеурочной деятельности по русскому языку «Практикум по русскому языку» в 9 классе
Программа по внеурочной деятельности «Работа с текстом» направлена на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание
текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с
текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения,
приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и
эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Программа призвана обеспечить освоение
наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и
реализации собственных текстов. Актуальность программы «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать
проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое
изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые
темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данная программа неразрывно связана со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 20 часов, практику – 14 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм
работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается
использование:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.
2

Технологии обучения
В процессе будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:







использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно -ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного)
обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9
классе.
Содержание программы внеурочной деятельности направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий,
проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых
норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать
собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения
русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,
организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены
решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
3

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ
(сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста, бесед, игр, опросов, выставок творческих заданий. После изучения всего
курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям,
предусмотренным для ГИА.
Учебно-тематический план
№

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Текст как результат речевой деятельности

5

4

1

2. Средства выразительности в тексте

5

3

2

3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова

2

-

2

4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста

6

4

2

5. От анализа текста к изложению

8

5

3

6. Сочинение — это тоже текст

8

4

4

7. Итого

34

20

14

Формы
аттестации,
контроля
входной
контроль
промежуточный
контроль
промежуточный
контроль
входной
контроль,
промежуточная
диагностика,
итоговый
контроль.
промежуточная
диагностика,
промежуточная
диагностика,
итоговый
контроль.

Основные формы, технологии, методы обучения, типы занятий
Формы организации занятий:

Повторение проводится в следующих видах и формах:
4












индивидуальные,
групповые,
индивидуально-групповые,
фронтальные,
внеклассные.

Основная форма организации образовательного процесса

предусматривает применение следующих технологий обучения

повторение и контроль теоретического материала;
тестовые работы
самостоятельная работа;
контрольные срезы.

Виды
•
игровые технологии;
•
Технология проблемно обучения;
•
технологии уровневой дифференциации;
•
здоровьесберегающие технологии;
•
ИКТ;
•
технология развития критического мышления;
•
исследовательская деятельность.

Среди методов обучения преобладают

• репродуктивно-продуктивные;
• объяснительно-иллюстративные.

Занятия представляют собой преимущественно

• комбинированный тип .

СОДЕРЖАНИЕ
программы внеурочной деятельности «Работа с текстом»
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности (5 ч)
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические
и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
5

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте (5 ч)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы
и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты,
вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств
выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
Слова (2 ч)
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны
логические ударения, паузы.

Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста (6 ч)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
6

Раздел 5. От анализа текста к изложению (8 ч)
Виды изложений.Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение
второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное
воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью
свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст (8 ч)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише,
используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения данной программы обучаемый должен знать:
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
7

• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
•свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности по русскому языку «Практикум по русскому языку»
Личностные: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; - осознание эстетической
ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него; - достаточный
объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения.
Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: - аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение
разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета); - говорение и письмо
(способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в
устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, умение выступать перед аудиторией). 2)
применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим
предметам; 3) коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
8

Предметные: 1) овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах связи предложений в тексте, типы текстов, практических
стилях речи и их признаках, видах тропов и стилистических фигур; 2) владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста,
выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств
художественного текста.

9

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по русскому языку «Практикум по русскому языку» для 9 класса
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
план

1-2

3-4

Определение,
2
признаки и
характеристика текста
как единицы языка
Тема, идея, проблема
текста и способы их
установления
и
формулирования
Роль ключевых слов
2
текста
Способы и средства
связи между
предложениями в
тексте

5

Характер смысловых
отношений между
частями текста
Смысловая и
композиционная
целостность текста

6-7

Особенности
использования
лексических,

1

Вид и форма контроля

Планируемый результат

факт
Текст как результат речевой деятельности
КомпозиционноЗнать основные признаки текста. Уметь
содержательный анализ текста
характеризовать текст по форме, виду и типу
речи.
Знать: что такое тема и основная мысль;
Уметь: определять тему, идею, проблему текста.

Восстановление
текста
по
ключевым словам
Тренировочные
упражнения
«Моделируем текст»

Знать: ключевые понятия – микротема,
микротекст, абзац;
Уметь: определять микротему текста, составлять
микротекст,
членить
текст
на
абзацы,
восстанавливать текст по ключевым словам.
Знать: виды и средства связи предложений в
тексте; смысловые отношения, средства и виды
связи между предложениями текста
Уметь: моделировать текст.

Творческая работа в группах.
Составление текстов на основе
данных ситуаций
Работа с текстом

Знать характер смысловых отношений между
частями текста.
Уметь определять смысловую и композиционную
целостность текста.

Средства выразительности в тексте
Работа с текстом
Умение
проводить
морфемнословообразовательный анализ слова; определять
10

8-9-10

11-12

словообразовательных,
морфологических,
2
синтаксических
средства
выразительности в
тексте
Специальные
изобразительновыразительные
средства в тексте и их
роль
Выбор и организация
3
языковых средств в
соответствии с темой и
основной мыслью
текста
Практическая работа
«Анализ текста с
точки зрения
использования в нём
средств
выразительности»
Выразительное чтение
как тест на понимание
текста
Логические паузы и
ударения. Интонация
текста

2

основные
способы
образования
слов,
принадлежность слова к определенной части
речи по его грамматическим признакам.
Уметь находить изобразительно-выразительные
средства в тексте и определять их роль.

Подбор рабочего материала
Уметь делать выбор языковых средств в
Работа
с
художественным соответствии с темой и основной мыслью текста.
текстом
Знать
порядок
анализа
текста.
Уметь
анализировать текст, находить в нем средства
выразительности и определять их роль в
предложении.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение текста
Знать: основные правила выразительного чтения.
Работа над интонацией
Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во
внимание содержание текста, его языковые
особенности; определять, где нужны логические
ударения, паузы.
Синтаксические и пунктуационные нормы текста

13-1415

Словосочетание и
предложение

3

Конструирование
Знать функции словосочетания и предложения.
словосочетаний и предложений Уметь определять принадлежность предложения
11

Функции сложного
предложения в тексте

16-1718

Пунктуация в сложном 3
предложении текста
Текстовые
иллюстрации
синтаксических и
пунктуационных норм

19-20

Виды изложений
Глубина и точность
понимания
содержания,
проблематики
исходного текста
Способы и приёмы
компрессии
(сокращения) текста.
Главная и
второстепенная
информация в тексте
Пишем сжатое
изложение
Ключевые слова и их
роль в определении
границ
главной
информации.
Соотношение
микротемы
и
абзацного
строения
текста

21-22

23-24

25-26

2

2

по
схемам.
Работа
над к определенной синтаксической модели по его
синонимичной
заменой смыслу, интонации и грамматическим признакам.
словосочетаний
Знать
особенности
построения
сложного
предложения
Тестовые
задания
для Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
подготовки к ГИА
Уметь строить текст в соответствии с
Работа с текстом
синтаксическими и пунктуационными нормами.
Уметь: использовать знания по синтаксису и
пунктуации при анализе предложенного текста.
От анализа текста к изложению
Задание «Подбираем заголовок Знать основные виды изложений. Уметь
к тексту»
определять задачу при написании изложения в
зависимости от вида изложения.
Уметь определять основную мысль в тексте,
выражать информацию текста в виде кратких
записей.
Работа с текстом
Уметь: применять языковые приёмы сжатия
Задание «Учимся задавать исходного текста: исключение, упрощение,
вопросы к тексту»
обобщение.
Уметь создавать текст в соответствии с заданной
темой и функционально-смысловым типом речи;

2

Сжатое изложение
Уметь: самостоятельно работать над сжатым
Пересказ текста по ключевым изложением
словам
Уметь выделять ключевые слова в тексте,
воспроизводить текст по ключевым словам.

2

Работа по выделению микротем Уметь выделять микротемы текста.
в тексте
Знать роль абзацного членения текста. Уметь
Работа по выделению абзацев в выделять в тексте абзацы.
тексте
12

Представление
об
абзаце
как
о
пунктуационном знаке
27-28

Структура сочинения- 2
рассуждения
Алгоритм написания
сочинения
–
рассуждения

29

Речевые
клише,
используемые
в
сочинениирассуждении
Подготовка
к
написанию сочинения
– рассуждения на
лингвистическую тему
Написание сочинения рассуждения
Извлечение
информации
из
различных источников
Создание текста в
соответствии
с
заданной
темой
и
функциональносмысловым
типом
речи. Критерии оценки
сочинениярассуждения.
Итоги
года

30

31-3233-34

1

Сочинение — это тоже текст
Работа над сочинением по Знать: композицию рассуждения, понятие
цитате
«аргумент», способы введения аргументов;
Уметь: составлять схемы рассуждения,
развернутый ответ на поставленный вопрос.
Знать алгоритм написания сочинения –
рассуждения. Уметь строить высказывание в
зависимости от темы.
Работа
над
языковым Уметь: самостоятельно работать над сочинениемоформлением высказывания.
рассуждением с использованием речевых клише.
Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь
создавать рассуждение в соответствии с заданной
темой.

1

Работа
со
литературой

справочной Уметь извлекать информацию из различных
источников, строить высказывание по
нескольким источникам. Уметь работать с
достаточно объемной информацией.

3+
1(резерв)

Сочинение-рассуждение
Уметь использовать в собственной речи
Оценивание
собственных разнообразные грамматические конструкции и
сочинений
лексическое богатство языка; оформлять речь в
соответствии
с
орфографическими,
грамматическими, пунктуационными и речевыми
нормами литературного языка.
Знать критерии оценивания сочинений. Уметь
оценивать собственное сочинение.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».