Актуальность Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро- сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частьюобщего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познаниямира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературеособое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящеевремя. Практикум приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Программа внеурочной деятельности ориентирована на стимулирование творческойактивности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, развития мотивации и самоопределения. Цели программы внеурочной деятельности: 1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии 2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.) 3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д. 4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности,самореализоваться и самоутвердиться. Задачи: приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры; развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности; воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственнойпозиции обучающихся; формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене,занимающем специфическое место в жизни человечества; воспитание речевой культуры обучающихся. Методы и формы работы: Планирование бесед, конкурсов; Наличие дидактического и лекционного материала; Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч. Требования к учащимся: Учащиеся должны: 1. 2. 3. 4. 5. Воспринимать художественную литературу; Изучать культурное наследие; Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства; Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества. Расширять интеллектуального кругозора. Планируемые результаты деятельности: Предметные умения: - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование потребности в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,поисковое); - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; - умение пользоваться справочными источниками для понимания и получениядополнительной информации. Регулятивные умения: - умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - умение самостоятельно работать с новым произведением; - умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные умения: - прогнозирование содержание книги до чтения с использованием информации изаппарата книги; - отбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентация в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - способность составлять сценарии литературных и литературно-музыкальныхкомпозиций; - умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные умения: - участие в беседе о прочитанных произведениях, выражение своего мнения иаргументация своей точки зрения; -умение анализировать образ лирического героя произведения; - оценивание поведение героев с точки зрения морали, формирование своей этическойпозиции; - умение высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участие в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдение правил общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Универсальные учебные действия: - умение находить книгу в открытом библиотечном фонде; - умение пользоваться аппаратом книги; - умение выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - характеристика книги, определение темы и жанра, выбор книги на заданную тему; - сопоставление и сравнение книги-сборника с книгой-произведением; - умение составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам, видам; - умение слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - формулировка и высказывание своего впечатления о прочитанном произведении; - сбор, систематизация и оформление материала для презентации (выставки, конкурсы, и т.д.) - овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке); - систематизация по темам книг в домашней библиотеке. - Формы проведения и организации занятий Формы организации занятий: - фронтальная - групповая - индивидуальная Формы проведения занятий: лекции; беседы; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. Просмотр и анализ текстов; Презентации; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками; 2. Содержание программы внеурочной деятельности «Практикум по литературе» Введение.(2 часа) Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство стеорией стиха. Есенинская осень. (6 часов) Углубленное изучение творчества С.А.Есенина. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Отбор стихотворение, представляющих этапы жизненного и творческого пути поэта. Подбор музыкальных произведений для литературно-музыкальной композиции. Репетиции. Создание собственных стихотворенийо малой родине, о природе. Поэты серебряного века.(4 часа) Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через чтение и анализ их произведений. Виртуальные экскурсии по адресам литературных салонов. Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом». (5 часов) Выборавторов для чтения и представления в литературной гостиной. Редактирование презентаций , созданных учащимися.(Представление своего любимого поэтасовременника. Аргументация своего выбора. «Любви все возрасты покорны». (4 часа) Определение тематической направленности литературно-музыкальной композиции, обсуждение вариантов для выбора стихотворений и музыкальных произведений. Выразительное чтение неизвестных и необычных стихов о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви. «Это всё природа». (3 часа) Отбор материала по теме: стихотворения, прозаические произведения, песни, видеоролики. Обсуждение подобранного материала, написаниесценария, репетиции. Представление литературно-музыкальной композиции. Литература военных лет.(5 часов) Представление войны как трагедии народа. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). День Победы. (3 часа) Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Написание сценария. Представление литературно-музыкальной композиции. Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».(2 часа). Оформление презентаций. Представление творческих работ: сценариев литературных композиций ( по группам) и произведений собственного сочинения (поэзия и проза) Учебно-тематический план № п/п Тема Количество Из них на часов теорию Из них на практику 1. Введение. 2 2 - 2. Есенинская осень. 6 1 5 3. Поэты серебряного века. 4 1 3 4. Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом» 5 1 4 5. «Любви все возрасты покорны» 4 1 3 6. «Это всё природа» 3 - 3 7. Литература военных лет 5 1 4 8. День Победы 3 1 2 Формы аттестаци и, контроля Входной контроль Текущий контроль Текущий контроль Итоговый контроль Текущий контроль Текущий контроль Входной контроль Текущий контроль 9. Подведение итогов 2 10. Резерв 1 ВСЕГО ЗАНЯТИЙ 35 - 2 8 26 . . Итоговый контроль Календарно-тематическое планирование №. Тема занятия Введение. Знакомство с целями,задачами и деятельностью 1. литературной гостиной. Количествочасов 1 Лекция, беседа 1 Лекция, практическое занятие по анализу средств художественной выразительности, стихотворных размеров и способов рифмовки 1 Презентация творчества С.А.Есенина, виртуальная экскурсия на родину поэта, чтениеи анализ его произведений Знакомство с основами сценического искусства. Теориястиха. 2 3 Творческая биографияС.А.Есенина Вид деятельности Дата по план у Дата по факт у Подбор стихотворений 4 литературно-музыкальной композиции. Репетиция 1 Выразительное чтение любимых учащимися стихотворений С.А.Есенина, отбор длялитературной композиции, отражающей этапы жизненного пути поэта, подбор (в обсуждении) музыкальных произведений, созвучных творчествупоэта 1 Представление черновых вариантов презентаций (от каждойгруппы), обсуждение и дача рекомендаций по редактированию 1 Представление произведений собственного сочинения ( создание соб.стих. о природе, о малой родине дом.задание) 1 Прослушивание выступлений участников литературномузыкальной композиции, введение изменений, корректировок для Работа над презентацией о 5 Есенине и художественным оформлением классной комнаты Репетиция лит.муз. композиции по 6 творчеству С.А.Есенина 7. Репетиция литературномузыкальной композиции Литературно-музыкальная 8. композиция по творчеству С.А.Есенина 1 Проведение литературной гостинойс приглашением друзейи одноклассников 1 Презентация творчества поэтом Серебряного века, знакомство с литературными гостиными того времени, виртуальная экскурсия 1 Чтение произведений З.Н.Гиппиус, обсуждение и анализ, Подбор поэтов Серебряного векадля их 9. представления на литературной композиции 10. Литературная композиция «Гостиная у З. Гиппиус» Литературная композиция «Гостиная у Цветаевой» 1 11. Чтение произведений М.И.Цветаевой, обсуждени и анализ Литературная композиция «Гостиная у Гумилёва» 1 12. Чтение произведений Н.Гумилёва, обсуждение и анализ 1 Составление сценария литературного 13. вечера о поэте -современнике Выбор авторов, отбор текстов для литературной композиции совместная работа над составлением литературномузыкальной композиции 1 Прослушивание отдельных выступлений, обсуждение, дача советов и рекомендаций 1 Прослушивание отдельных выступлений, обсуждение, дача советов и рекомендаций, подбор музыкальных произведений для литературного вечера 1 Презентации творчества любимых поэтовсовременников (в группах и индивидуально) 1 Создание собственных стихотворений. о любви 1 Чтение подобранных учащимися стихотворений о любви 14. Репетиция литературного вечерао поэте-современнике Репетиция литературного вечерао 15 поэте - современнике Оформление выставки Подбор материалов для презентации своего 16.. любимого поэта- современника 17. Литературная гостиная «В стихах могу сказать о многом» Подбор интересных 18. стихотворений о любви знаменитых поэтов 19. Составление литературной композиции 1 Работа над составлением сценария 20. Репетиция литературномузыкальной композиции 1 Прослушивание выступлений, дача рекомендаций 1 Проведение литературной гостинойс приглашением друзейи одноклассников 1 Чтение и анализ подобранных по теметекстов, отбор произведений для литературной композиции 1 Прослушивание выразительного текста произведений, редактированиесценария 1 Проведение литературной гостинойс приглашением друзейи одноклассников 1 Чтение и анализ выбранного по теме текста, определение проблематики, идейного замысла 1 Обсуждение и анализ просмотренных эпизодов 1 Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данныхпроизведений 21. Литературный вечер «Любви все возрасты покорны» Подбор материалов для отражения экологических 22. проблем (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.). Репетиция литературно23. музыкальной композиции 24. Литературно-музыкальная композиция «Это всё природа» Выбор произведения военных лет для 25. художественного анализа 26. Просмотр отрывков кинофильма Сопоставление кинофильма икниги. 27. Анализ данных произведений Современная трактовка 28. произведения 1 Составление вопросов к произведению, создание викторины Собственное мнение в создании 29. сочинения-отзыва о прочитанном произведении 1 Творческая работа-отзыв 1 Подбор стихотворений и песен для литературномузыкальной композиции о Великой Отечественной войне 31. Репетиция литературномузыкальной композиции о Великой Отечественной войне 1 Выразительное чтение стихотворений и отрывков из прозаических произведений о Великой Отечественной войне Литературно-музыкальная 32. композиция о Великой Отечественной войне . «Муза в солдатской шинели» 1 Проведение литературной гостинойс приглашением друзейи одноклассников 1 Представление черновых вариантов презентаций книг о Великой Отечественной войне,редактирование Представление презентаций Подбор стихотворений и песендля 30. литературно-музыкальной композиции о Великой Отечественной войне 33. Оформление презентации 34. Подведение итогов 1 35 Резерв 1