Рабочая программа внеурочной деятельности _Практикум по литературе_ 7 класс (2)

Актуальность
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро- сберегающие, развивающие и воспитательные
функции, являясь неотъемлемой частьюобщего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также
шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познаниямира и человека, своеобразным «культурным
кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературеособое внимание уделено необходимости
формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих
важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная
проблема очень актуальна в настоящеевремя. Практикум приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы,
так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в
общении, средство для решения жизненных проблем.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на стимулирование творческойактивности учащихся, реализации в различных
видах литературной деятельности, развития мотивации и самоопределения.
Цели программы внеурочной деятельности:
1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии
2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть,
овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции,
концерте и т.д.
4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности,самореализоваться и самоутвердиться.
Задачи:






приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственнойпозиции обучающихся;
формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене,занимающем специфическое место в жизни
человечества;
воспитание речевой культуры обучающихся.
Методы и формы работы:





Планирование бесед, конкурсов;
Наличие дидактического и лекционного материала;
Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.

Требования к учащимся:

Учащиеся должны:
1.
2.
3.
4.
5.

Воспринимать художественную литературу;
Изучать культурное наследие;
Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
Расширять интеллектуального кругозора.

Планируемые результаты деятельности:
Предметные умения:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получениядополнительной информации.
Регулятивные умения:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
- прогнозирование содержание книги до чтения с использованием информации изаппарата книги;
- отбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентация в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- способность составлять сценарии литературных и литературно-музыкальныхкомпозиций;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
- участие в беседе о прочитанных произведениях, выражение своего мнения иаргументация своей точки зрения;
-умение анализировать образ лирического героя произведения;
- оценивание поведение героев с точки зрения морали, формирование своей этическойпозиции;
- умение высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдение правил общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- умение находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- умение пользоваться аппаратом книги;
- умение выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- характеристика книги, определение темы и жанра, выбор книги на заданную тему;

- сопоставление и сравнение книги-сборника с книгой-произведением;
- умение составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам, видам;
- умение слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- формулировка и высказывание своего впечатления о прочитанном произведении;
- сбор, систематизация и оформление материала для презентации (выставки, конкурсы, и т.д.)
- овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизация по темам книг в домашней библиотеке.
- Формы проведения и организации занятий
Формы организации занятий:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная







Формы проведения занятий:
лекции;
беседы;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Просмотр и анализ текстов;
Презентации;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками;
2. Содержание программы внеурочной деятельности «Практикум по литературе»
Введение.(2 часа) Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами
сценического искусства. Знакомство стеорией стиха.
Есенинская осень. (6 часов) Углубленное изучение творчества С.А.Есенина. Литературно-музыкальная композиция. Видение
мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Отбор стихотворение, представляющих этапы жизненного и
творческого пути поэта. Подбор музыкальных произведений для литературно-музыкальной композиции. Репетиции. Создание
собственных стихотворенийо малой родине, о природе.
Поэты серебряного века.(4 часа) Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через чтение и анализ их
произведений. Виртуальные экскурсии по адресам литературных салонов.
Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом». (5 часов) Выборавторов для чтения и представления в
литературной гостиной. Редактирование презентаций , созданных учащимися.(Представление своего любимого поэтасовременника. Аргументация своего выбора.
«Любви все возрасты покорны». (4 часа) Определение тематической направленности литературно-музыкальной композиции,

обсуждение вариантов для выбора стихотворений и музыкальных произведений. Выразительное чтение неизвестных и необычных
стихов о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.
«Это всё природа». (3 часа) Отбор материала по теме: стихотворения, прозаические произведения, песни, видеоролики. Обсуждение
подобранного материала, написаниесценария, репетиции. Представление литературно-музыкальной композиции.
Литература военных лет.(5 часов) Представление войны как трагедии народа. Работа со стихотворениями и прозаическими
произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов,
К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм).
День Победы. (3 часа) Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и
Победе. Написание сценария. Представление литературно-музыкальной композиции.
Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».(2 часа). Оформление презентаций. Представление творческих работ:
сценариев литературных композиций ( по группам) и произведений собственного сочинения (поэзия и проза)
Учебно-тематический план
№ п/п

Тема

Количество Из них на
часов
теорию

Из них на
практику

1.

Введение.

2

2

-

2.

Есенинская осень.

6

1

5

3.

Поэты серебряного века.

4

1

3

4.

Современная русская поэзия «В
стихах могу сказать о многом»

5

1

4

5.

«Любви все возрасты покорны»

4

1

3

6.

«Это всё природа»

3

-

3

7.

Литература военных лет

5

1

4

8.

День Победы

3

1

2

Формы
аттестаци
и,
контроля
Входной
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Итоговый
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Входной
контроль
Текущий
контроль

9.

Подведение итогов

2

10.

Резерв

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ

35

-

2

8

26

.
.

Итоговый
контроль

Календарно-тематическое планирование
№.

Тема занятия

Введение. Знакомство с целями,задачами и деятельностью
1. литературной гостиной.

Количествочасов

1
Лекция, беседа
1

Лекция, практическое
занятие по анализу
средств
художественной
выразительности,
стихотворных размеров и
способов рифмовки

1

Презентация творчества
С.А.Есенина, виртуальная
экскурсия на родину
поэта, чтениеи анализ его
произведений

Знакомство с основами сценического искусства. Теориястиха.
2

3 Творческая биографияС.А.Есенина

Вид деятельности

Дата
по
план
у

Дата
по
факт
у

Подбор
стихотворений
4 литературно-музыкальной
композиции. Репетиция

1

Выразительное чтение
любимых учащимися
стихотворений С.А.Есенина,
отбор длялитературной
композиции,
отражающей этапы
жизненного пути поэта,
подбор (в обсуждении)
музыкальных
произведений, созвучных
творчествупоэта

1

Представление черновых
вариантов презентаций (от
каждойгруппы), обсуждение
и дача рекомендаций по
редактированию

1

Представление
произведений собственного
сочинения ( создание
соб.стих. о природе, о малой
родине дом.задание)

1

Прослушивание
выступлений
участников
литературномузыкальной
композиции, введение
изменений, корректировок

для

Работа над презентацией о
5 Есенине и художественным
оформлением классной комнаты

Репетиция лит.муз. композиции по
6 творчеству С.А.Есенина

7. Репетиция литературномузыкальной композиции

Литературно-музыкальная
8.
композиция
по
творчеству
С.А.Есенина

1

Проведение литературной
гостинойс приглашением
друзейи одноклассников

1

Презентация творчества
поэтом Серебряного века,
знакомство с
литературными гостиными
того времени, виртуальная
экскурсия

1

Чтение произведений
З.Н.Гиппиус,
обсуждение и анализ,

Подбор поэтов Серебряного векадля их
9. представления на литературной
композиции

10. Литературная композиция
«Гостиная у З. Гиппиус»
Литературная композиция
«Гостиная у Цветаевой»

1

11.

Чтение произведений
М.И.Цветаевой, обсуждени и
анализ

Литературная композиция
«Гостиная у Гумилёва»

1

12.

Чтение произведений
Н.Гумилёва,
обсуждение и анализ

1
Составление сценария литературного
13. вечера о поэте -современнике

Выбор авторов, отбор текстов
для литературной
композиции совместная
работа над составлением
литературномузыкальной
композиции

1

Прослушивание
отдельных
выступлений,
обсуждение, дача
советов и
рекомендаций

1

Прослушивание
отдельных
выступлений,
обсуждение, дача
советов и
рекомендаций, подбор
музыкальных произведений
для литературного вечера

1

Презентации творчества
любимых поэтовсовременников (в группах и
индивидуально)

1

Создание собственных
стихотворений. о
любви

1

Чтение подобранных
учащимися стихотворений о
любви

14. Репетиция литературного вечерао
поэте-современнике

Репетиция литературного вечерао
15 поэте - современнике

Оформление выставки Подбор
материалов для презентации своего
16..
любимого поэта- современника

17.

Литературная гостиная «В стихах
могу сказать о многом»

Подбор интересных
18. стихотворений о любви
знаменитых поэтов
19.

Составление литературной
композиции

1

Работа над
составлением сценария

20.

Репетиция литературномузыкальной композиции

1

Прослушивание
выступлений, дача
рекомендаций

1

Проведение литературной
гостинойс приглашением
друзейи одноклассников

1

Чтение и анализ
подобранных по теметекстов,
отбор произведений для
литературной композиции

1

Прослушивание
выразительного текста
произведений,
редактированиесценария

1

Проведение литературной
гостинойс приглашением
друзейи одноклассников

1

Чтение и анализ
выбранного по теме
текста, определение
проблематики,
идейного замысла

1

Обсуждение и анализ
просмотренных эпизодов

1

Сопоставление
кинофильма и книги.
Анализ данныхпроизведений

21. Литературный вечер «Любви все
возрасты покорны»

Подбор материалов для
отражения экологических
22.
проблем (песни, стихи,
монологи, отрывки из
кинофильмов и др.).

Репетиция литературно23. музыкальной композиции

24. Литературно-музыкальная
композиция «Это всё природа»

Выбор произведения военных лет для
25. художественного анализа

26. Просмотр отрывков кинофильма

Сопоставление кинофильма икниги.
27.
Анализ данных произведений

Современная трактовка
28.
произведения

1

Составление вопросов к
произведению,
создание викторины

Собственное мнение в создании
29. сочинения-отзыва о прочитанном
произведении

1

Творческая работа-отзыв

1

Подбор стихотворений и
песен для литературномузыкальной
композиции о Великой
Отечественной войне

31. Репетиция литературномузыкальной композиции о
Великой Отечественной войне

1

Выразительное чтение
стихотворений и
отрывков из прозаических
произведений о Великой
Отечественной войне

Литературно-музыкальная
32. композиция о Великой
Отечественной войне . «Муза в
солдатской шинели»

1

Проведение литературной
гостинойс приглашением
друзейи одноклассников

1

Представление черновых
вариантов презентаций книг
о Великой Отечественной
войне,редактирование
Представление
презентаций

Подбор стихотворений и песендля
30. литературно-музыкальной
композиции о Великой
Отечественной войне

33. Оформление презентации
34. Подведение итогов

1

35 Резерв

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».