Рабочая программа по информатике 9 класс

 Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 . № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
5. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
 Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений
Информатика . 5-9 класс базовый уровень, под редакцией Л.Л. Босова, А.Ю. Босова..- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г
 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
Автор/Авторский Название учебника
Класс Издатель
Нормативный документ
номер учебника коллектив
учебника
в Федеральном
перечне
1.2.4.4.1.3
Л.Л. Босова, А.Ю. Информатика: 9 класс: учебник
9
БИНОМ.
Приказ № 254 от 20.05.2020 г. «Об
Босова.
для общеобразовательных
Лаборатория
утверждении федерального перечня
учреждений
знаний
учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования»
На изучение информатики в 9 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели, по 1 ч в неделю).
1. Цели и задачи изучения предмета

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах,
технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;


выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов,
в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии,
информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и
функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества,
изменении содержания и характера деятельности человека.
2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и
использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мы шления, направленного на выбор
оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления,
используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с
ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков
использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для
построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Основные задачи программы:
 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением
информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и
информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить
учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение
информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами,
средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса
заканчивается проведением контрольной работы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а
также о методах и средствах их автоматизации.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика
имеет очень большое и всѐ возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне
инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и
коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики
способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образ овательными результатами. Одной из основных
черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального обра зования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Содержание курса
Тема 1 Раздел «Моделирование и формализация» (8 часов)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике,
физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту
и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о
цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного
эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2 «Алгоритмизация и программирование» (8 часов)
Этапы решения задач на компьютере.
Знакомство с табличными величинами. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение и вывод массива. Сортировка массива.
Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции в языке
программирования.
Алгоритмы управления.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Тема 3 «Обработка числовой информации » (6 часов)
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов.
Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4 «Коммуникационные технологии » (10 часов)
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирна я
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка
надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказате льству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицир ованные
сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь,
информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ
экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в
современном обществе.
Тема 5 «Итоговое повторение» (2 часа)
Повторение основных тем курса. Подготовка к итоговому тестированию.
Используемые технологии обучения, формы уроков
Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Информатика», а также на основе
федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же
выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке
используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть
самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.

Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной
информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой
учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных фу нкций
и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике
тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с огран ичением
времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
2. Виды и формы контроля
Текущий контроль предназначен для контроля освоение изучаемого материала и осуществляется в виде самостоятельных работ,
математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, карточек индивидуальной работы.
Промежуточный контроль проводится в результате изучения отдельной главы в виде математического диктанта, проверочных и самостоятельных
работ.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс.
Карточки индивидуальной работы и часть проверочных работ носят дифференцированный характер и содержат три уровня сложности. У ровень
остальных проверочных работ, математических диктантов и контрольных работ соответствует обязательным результатам обучения.
3. Соответствие требованиями ГИА
Планируемые результаты изучения учебного предмета полностью соответствуют требованиям ГИА.
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
Тема 1 Моделирование и формализация
Аналитическая деятельность:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

 анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок- схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями
 из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
 осуществлять сортировку записей в готовой базе данных
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Аналитическая деятельность:
 выделять этапы решения задачи на компьютере;
 осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
 нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
 подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
 нахождение суммы всех элементов массива;
 нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
 сортировка элементов массива и пр.
Тема 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах
Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
 строить диаграммы и графики в электронных таблицах
Тема 4. Коммуникационные технологии

Аналитическая деятельность:
 выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
 анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной ин формации;
 распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:



осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;



проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;



создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей
графические объекты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятел ьности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметным и
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:




владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральн ым
государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развити е умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических зн ачениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и
циклической;


формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
13.Тематическое планирование по курсу 9 класса
№
1
2
3
4
5

Тема
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Коммуникационные технологии
Итоговое повторение
ВСЕГО

Кол-во
часов
8
8
6
10
1
33

Поурочно-тематическое планирование
№
п/
п
1

Дата
план

Дата
факт

Тема урока

Основные элементы содержания

Входной
контроль. Понятия натурной и информационной моделей. Виды
Моделирование как информационных моделей (словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список
метод познания
и др.) и их назначение. Модели в математике, физике,
литературе, биологии и т.д. Понятие моделирования и
формализации.
Использование моделей в практической деятельности.
Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования. Компьютерное моделирование.
Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач.

Практика

Формы контроля

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.
Входной контроль.

2

Знаковые модели

3

Графические
информационные
модели.
Практическая работа
№1
«Построение
графических
моделей»

4

Табличные
информационные
модели.
Практическая работа
№2
«Построение
табличных моделей»

5

База
данных
как
модель
предметной
области. Реляционные
базы данных.

Натурные и информационные модели. Виды
информационных моделей (словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список
и др.) и их назначение. Модели в математике, физике,
литературе, биологии и т.д. Использование моделей в
практической деятельности. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования
компьютерных моделей при решении научно-технических
задач.
Натурные и информационные модели. Виды
информационных моделей (словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список
и др.) и их назначение. Использование стандартных
графических объектов и конструирование графических
объектов: выделение, объединение, геометрические
преобразования фрагментов и компонентов.
Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Использование моделей в практической деятельности.
Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования. Компьютерное моделирование.
Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач.
Натурные и информационные модели. Виды
информационных моделей (словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список
и др.) и их назначение. Виды табличных моделей.
Назначение и области применения табличных моделей.
Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Изучаемые вопросы:
Таблицы типа «объект-свойство».
Таблица типа «объект-объект».
Натурные и информационные модели. Реляционные базы
данных Основные понятия, типы данных, системы
управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

6

7

8

Практическая работа
№3 «Работа с готовой
базой
данных:
добавление, удаление
и
редактирование
записей в режиме
таблицы»
Система управления
базами данных.
Практическая работа
№4 «Проектирование
и
создание
однотабличной базы
данных».
Работа
с
базой
данных. Запросы на
выборку данных.
Практическая работа
№5 «Работа с учебной
базой данных»
Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
темы
«Моделирование
и
формализация».
Контрольная работа
№1 «Моделирование
и формализация» (в
форме
итогового
теста к главе 1 из

сортировка данных.

Базы данных. Создание записей в базе данных,
редактирование.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения:
информатика и информационные технологии,
обществознание.

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

Создание и редактирование базы данных; заполнение
данными созданной структуры и проведение
редактирования данных; создание и редактирование
формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра
данных в режиме списка и формы; реализация простых
запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
Натурная и информационная модель. Виды
информационных моделей (словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список
и др.) и их назначение. Модели в математике, физике,
литературе, биологии и т. д. Использование моделей в
практической деятельности. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования
компьютерных моделей при решении научно- технических
задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы
данных, системы управления базами данных и принципы
работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных

Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос

Самостоятельн
ая работа

Решение
упражнений

9

10

11

12

электронного
приложения
учебнику)
Решение задач
компьютере.

к

на Этапы решения задачи на компьютере. Понятие
математической модели. Этапы математического
моделирования на компьютере. Примеры математического
моделирования.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов
вспомогательных алгоритмов. Отладка и тестирование.
Выполнение расчетов.
Одномерные массивы Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.
целых
чисел. Формат вывода. Цикл с параметром. Описание и обработка
Описание,
одномерных массивов на Паскале. Массив. Имя, тип
заполнение,
вывод данных, размерность. Заполнение и вывод линейного
массива.
массива. Массив: понятие, имя, тип данных, размерность,
Практическая работа назначение.
№6
«Написание Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа,
программ,
списки, деревья.
реализующих
алгоритмы
заполнения и вывод
одномерных
массивов»
Вычисление
суммы Массив, описание массива, заполнение массива, вывод
элементов массива.
массива, обработка массива, последовательный поиск,
Практическая работа сортировка. Понятие и операции обрабатываемых
№7
«Написание объектов.
программ,
реализующих
алгоритмы
вычисления
суммы
элементов массива»

Индивидуальна
я работа у
доски

Индивидуальная
работа

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы

Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос

Последовательный
поиск в массиве.

Индивидуальна
я работа у

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод
массива, обработка массива, последовательный поиск,

13

14

15

16

Практическая работа
№8
«Написание
программ,
реализующих
алгоритмы поиска в
массиве»
Сортировка массива.
Практическая работа
№9
«Написание
программ,
реализующих
алгоритмы
сортировки
в
массиве»
Конструирование
алгоритмов.

сортировка.

доски

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод
массива, обработка массива, последовательный поиск,
сортировка. Правила описания массивов, способы хранения
и доступа к отдельным элементам массива; работать с
готовой программой на одном из языков
программирования высокого уровня; составлять
несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов
вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос,
решение
упражнений

Индивидуальна
я работа у
доски

Индивидуальная
работа

Запись
вспомогательных
алгоритмов на языке
программирования.
Практическая работа
№10 «Написание
программ,
содержащих
вспомогательные
алгоритмы»
Алгоритмы
управления.
Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
темы
«Алгоритмизация
и
программирование».

Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция.
Понятие вспомогательного алгоритма. Обращение к
вспомогательному алгоритму.
Описание вспомогательных алгоритмов. Вспомогательные
алгоритмы.

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование
алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных
алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая
и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и
технике.

Самостоятельн
ая работа

Решение
упражнений

17

18

19

20

Контрольная работа
№2 «Алгоритмизация
и программирование»
(разноуровневая
контрольная работа)
Интерфейс
электронных таблиц.
Данные в ячейках
таблицы. Основные
режимы работы.
Практическая работа
№11 «Основы работы
в
электронных
таблицах»
Организация
вычислений.
Относительные,
абсолютные
и
смешанные ссылки.
Практическая работа
№12 «Вычисления в
электронных
таблицах»
Встроенные функции.
Логические функции.
Практическая работа
№13 «Использование
встроенных функций»
Сортировка и поиск
данных.
Практическая работа
№14 «Сортировка и
поиск данных»

Электронные таблицы. Параметры. Основные типы и
форматы данных. Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка,
диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы
данных: число, текст, формулы. Основные режимы работы
электронных таблиц.

Работа у доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.

Электронные таблицы. Использование формул.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм.

Работа у доски

Фронтальный опрос,
ответы на вопросы.

Электронные таблицы. Использование формул.
Встроенные функции. Логические функции

Работа у доски

Решение
упражнений..

Электронные таблицы. Понятие о сортировке
(упорядочивании) и поиске (фильтрации) данных.

Работа у доски

Индивидуальная
работа

21

Построение диаграмм
и графиков.
Практическая работа
№15
«Построение
диаграмм и графиков»

Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных. Диаграмма, график, круговая
диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная
диаграмма. Ряды данных, категории.

Работа с
классом

Решение задач.

22

Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
главы
«Обработка
числовой информации
в
электронных
таблицах».
Контрольная работа
№3
по
теме
«Обработка числовой
информации
в
электронных
таблицах»
(интерактивный
итоговый тест к главе
3).
Локальные
и
глобальные
компьютерные сети.

Электронные таблицы. Использование формул.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм.
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос

Индивидуальна
я работа у
доски
Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос

Индивидуальн
ые задания

Индивидуальная
работа

23

24

25

26

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
Канал связи. Скорость передачи информации. Пропускная
способность канала. Передача информации в современных
системах связи.
устроен Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет. IP
IP-адрес - адрес компьютера.

Как
Интернет.
компьютера.
Доменная
система Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет,
имен.
Протоколы протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол
передачи данных.
ТСР.
Характеристика Всемирной паутины WWW – глобальной
сети Интернет. Правила формирования адреса
информационного ресурса Интернета (URL).
Всемирная паутина. Взаимодействие на основе компьютерных сетей:
Файловые архивы.
электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.

Устный опрос

27

28

29

30

31

32

Практическая работа
16
«Поиск
информации в сети
Интернет»
Электронная
почта.
Сетевое коллективное
взаимодействие.
Сетевой этикет.
Практическая работа
№17
«Работа
с
электронной почтой»
Технология создания
сайта.

Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные
ресурсы
компьютерных
сетей:
Всемирная
паутина,
файловые
архивы.
Базовые
представления о правовых и этических аспектах
использования компьютерных программ и работы в сети
Интернет.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Шаблон страницы сайта. Хостинг.
Навигация. Размещение сайта в Интернете.
Содержание
и Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Шаблон
структура сайта.
страницы сайта. Хостинг. Навигация. Размещение сайта в
Практическая работа Интернете.
№18
«Разработка
содержания
и
структуры сайта»
Оформление сайта.
Структура и оформление сайта. Шаблон страницы сайта.
Практическая работа Хостинг. Навигация.
№19
«Оформление
сайта»

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

Индивидуальна
я работа у
доски
Индивидуальна
я работа у
доски

Устный опрос

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

Размещение сайта в
Интернете.
Практическая работа
№20
«Размещение
сайта в Интернете»
Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
главы
«Коммуникационные
технологии».
Контрольная работа

Индивидуальна
я работа у
доски

Фронтальный опрос

Размещение сайта в Интернете.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Самостоятельн
Скорость передачи информации. Пропускная способность ая работа
канала. Передача информации в современных системах
связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные
ресурсы
компьютерных
сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии

Фронтальный опрос

Решение
упражнений

33

34

№4
по
теме
«Коммуникационные
технологии»
(интерактивный тест к
главе 4)
Основные
понятия
курса

создания сайта. Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах
использования компьютерных программ и работы в сети
Интернет.
Систематизированные представления об основных
Индивидуальна
понятиях курса информатики
я работа у
доски

Итоговое повторение. Итоговый тест за курс 9 класса.
Итоговое
тестирование

Индивидуальна
я работа у
доски

Индивидуальная
работа

Индивидуальная
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».