Рабочая программа по изобразительному искусству 4 а класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год

8. Программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Москва: Просвещение: 2017 год.
2 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Автор/Авторский
Название
Класс
Издатель
Нормативный документ
Федеральном перечне
коллектив
учебника
учебника
1.1.1.6. 1.1.4
Н.А.
Изобразительно 4
Просвещение
Приказ Минобразования
Горяева, Л.А.Неме е искусство
РФ от 23.12.2020г. № 766
нская,
А.С.
«О внесении изменений в
Питерских, Г.Е.Гур
федеральный
перечень
ов, Н.А. Лепская,
учебников,
М.Т.Ломоносова,
рекомендуемых
к
О.В.
Островская.
использованию
при
Под редакцией Б.М.
реализации
имеющих
Неменского
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего, среднего общего
образования,
утверждённый приказом

Министерства
просвещения Российской
Федерации от 2 декабря
2018г. 3345».
(1час в неделю, всего 34 часа)
Срок реализации рабочей программы один год.
Цель учебного курса:
формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте
человека.
Задачи курса:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей
к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в
жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта;
- работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными
художественными материалами.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по изобразительному искусству в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов:
предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
художественно-эстетического обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства
интереса к явлениям жизни;
- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений
реальности;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничатьс товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять
этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции
адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Художественное познание связано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять
эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать
и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с
особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем это процесс
мыследеятельности.
Коммуникативные:
Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются
организаторами среды общения людей. Поэтому вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной
деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение
и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства.
В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ,
оформление праздников и др.
Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы
взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои
позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть иным, умение
вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др.
В качестве метапредметных результатов обучения следует также назвать:
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Познавательные:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных
образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства,
и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в
собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение
к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с
современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к
историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта,
в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных
постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях
русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского
города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный
образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород,
Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы.
Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций,
соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы
и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их
роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа
народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры
человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов
понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества,
способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания
людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений
искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование по музыке
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Распределение учебных часов
по разделам программы. № п/п
1.
2.
3.
4.
Итого

Название раздела

Количество часов

«Истоки родного искусства»

8
7

«Древние города нашей земли»
«Каждый народ – художник»
«Искусство объединяет народы»

11
8
34

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Дата
проведения
(планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Первая четверть – 8 недель
1
2
3
4

1 четверть Тема «Истоки родного искусства» 8 часов
Пейзаж родной земли. Экскурсия на тему «В парке».
Красота разных времён года
Гармония жилья с природой
Деревня – деревянный мир

5
6
7

Образ красоты человека
Образ красоты человека
Народные праздники. Экскурсия в музей.

8

Народные праздники. Беседа на тему «Народные
праздники»

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29

Вторая четверть- 8 недель
2 четверть Тема «Древние города нашей земли» - 7 часов
«Древнерусский город-крепость»
Древние соборы
Древний город и его жители
Древнерусские воины-защитники
«Города русской земли». Беседа-путешествие «
Историческая архитектура городов»
Узорочье теремов
Беседа «Праздничный пир в царских палатах». Урокпрезентация.
Тема «Каждый народ – художник» 11 часов
Страна восходящего солнца.
Третья четверть – 10 недель
Образ художественной культуры Японии
Образ художественной культуры Японии
Искусство народов гор и степей
Образ художественной культуры Средней Азии
Образ художественной культуры древней Греции
Образ художественной культуры древней Греции
Древнегреческий праздник
Образ художественной культуры средневековой
Западной Европы
Образ художественной культуры средневековой
Западной Европы
Многообразие художественных культур в мире
Четвертая четверть- 8 недель
4 четверть Тема «Искусство объединяет народы» - 8 часов
Все народы воспевают материнство
Все народы воспевают мудрость старости
Сопереживание – великая тема искусства

30
31
32
33
34

1.

2.
3.
4.
5.

Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники
Юность и надежды
Юность и надежды
Искусство народов мира
Искусство народов мира. Обобщающий урок учебного
года.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.А.
Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А. Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В. Островская. Под редакцией Б.М. Неменского.
– М.: Просвещение, 2016
Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ 1-4 классы. / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2020
Поурочные разработки по изобразительному искусству, 4 класс./ М.А. Давыдова.
– М.: Вако, 2016
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Школа АВС. Презентации по изо и технологии. - http://www.shkola-abv.ru/katalog-prezentatsij/izo-i-tehnologiya


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».