Рабочая программа по географии 9 б класс

1Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по географии для 9 «Б»класса составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт .
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5.Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
6.Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
7. Программы по географии для образовательных учреждений ( 5 - 9 классы / классы / Авторы Е.М. Домогацких,
Н.ИАлексеевского, Н.Н. Клюева Просвещение 2020 г и учебника «География» 9 класс).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер
учебника в
Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив Название
учебника

1.2.2.4.3.3.

Е.М.Домогацких,
Н.И.Алексеевского,
Н.Н. Клюева

География

Класс

Издатель
учебника

9 «Б»

Просвещение

Нормативный документ

Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20
мая 2020 г. № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих
государственную аккредитацию

образовательных программ
начального общего, основного
общего, среднего общего
образования».

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общест ва; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов стран, о России как
субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести
диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных

и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формирование экологического сознания на основе при знания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального
природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающи мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна вательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,
3) определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной за дачи, собственные возможности её решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
5) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;

9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ
компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества
и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования терри ториального подхода как основы географического мышления
для осознания своего места в целостном, многообразном и быст ро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве
и во времени, об основных этапах её географи ческого освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и ис пользования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование
представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
8)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количе ственных и
качественных характеристик компонентов географи ческой среды, в том числе её экологических параметров;
9)овладение основами картографической грамотности и ис пользования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
10)овладение основными навыками нахождения, использова ния и презентации географической информации;
11)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техно генных катастроф;
12)формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного по ведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета, курса.

Введение (1 ч)
Что изучает география России?
Тема 1. Место России в мире (4 часа)
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления
географической информации. Географическое положение России и его виды. Государственная территория России.
Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. Политико-административное устройство России.
Нанесение на контурную карту границ РФ, соседних государств первого и второго порядка
Тема 2. Население Российской Федерации (5 часов)
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы
миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах
развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы
безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное
государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые
семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3. Географические особенности экономики России (3 часа)
Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей
промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Место России в мировой экономике. Пути развития
России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового
природного и культурного наследия в России.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов)

Научный комплекс. 3 часаСостав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние
технополисов на географию науки.
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) , его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливноэнергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные
и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки
нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче
газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная
система страны. Современные проблемы газовой промышленности.
Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и
экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в
производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов
электростанций на окружающую среду.
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Металлургия , ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их
географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы
размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие
металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность . Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы
размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии.
Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана
окружающей среды.
Лесная промышленность . Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции
лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие
лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Военно-промышленный комплекс. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству
продукции военно-промышленного комплекса. Группировка отраслей военно-промышленного комплекса, особенности их географии.

Агропромышленный комплекс (АПК). Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике.
Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское
хозяйство и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого
сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы
развития легкой промышленности.
Инфраструктурный комплекс. Классификация услуг. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся
несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов
транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь Социальная инфраструктура: ее состав и роль в
современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.
Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (30 часов)
Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое,
историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и
комплексное и т.д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического
строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор
природных зон. Природные ресурсы. Центральная Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная
и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны.
Внутрирегиональные и природно-хозяйственные различия.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование
возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки.
Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской
национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения.
Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские
агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая
промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль
пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и

природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и
экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский
столичный регион.
Нижний Новгород, его географического положение.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в
Европу», современные особенности географического положения.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего
заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном
и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы.
Свободная экономическая зона «Янтарь».
и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному
Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние
географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат,
избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга.
Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Нова алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток
населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия КольскоКарельского и Двино-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристко-экскурсионного
хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы
Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон
природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная часть региона: их
природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие
населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные
реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной
поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве
сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства.
Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и
энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль
черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические
фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и
летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на
развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства.
Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный
состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и
хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их
безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная
пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы.
Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные
географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ.
Разделяющая связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые
ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности
на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и
рельефа на их формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи
со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность,
разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы
населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города
Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы
Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Восточный макрорегион. Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая
заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая
направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных
условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозной плите и
особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная
зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири.
Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу
и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения.
Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа.
АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль,
река Обь, железная дорога Тюмень – Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства.
Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав
района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья.
Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный
климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и
почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга –
основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и
развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники.

Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и
быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств:
цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий
ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный.
Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей
на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирского плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические
проблемы.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость,
наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения
вулканов, моретрясения и цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса:
месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов.
Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость
населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети.
Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние морского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений.
Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.
Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы.
Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная
сеть Дальнего Востока.
Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы на юге территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского
региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток –
торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические
проблемы региона.

Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и
этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение
географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Называть (показывать):

- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п

Раздел

Кол. во Контрольные работы
часов

1

Введение

1

2

Место России в мире

4

3

Население Российской Федерации

5

4

Географические особенности экономики России

3

5

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их
география
Машиностроительный комплекс

1

6

3

Практические работы

1

1

7

Топливно-энергетический комплекс

4

1

8

7

2

9

Комплексы, производящие конструкционные материалы
и химические вещества
Агропромышленный комплекс

10

Инфраструктурный комплекс

4

11

Районирование России. Общественная география
крупных регионов

1

12

Западный макрорегион – Европейская Россия

1

13

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

6

14

Европейский Север

3

15

Европейский Север

3

16

Поволжье

3

17

Урал

4

1

18

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

9

1

19

Обобщение знаний

2

1

66

5

Итого

3
1
1

2
1
1
1

11

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного
обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, урок с использованием мультимедийных средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: практические работы, контрольные работы
В результате изучения курса географии программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой
образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».