Рабочая программа по географии 8 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт .
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
5.Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
6.Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
7. Программы по географии для образовательных учреждений ( 5 - 9 классы / Авторы Баринова И.И. : Дрофа, 2013 г и учебника «География» 8:
Баринова И.И.Дрофа, 2013 г).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер
учебника в Федеральном
перечне

Автор/Авторский
коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.2.4.3.3.

Баринова И.И.

География

8

Дрофа

Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №
254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего
образования».

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Личностные результаты:

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том
числе и человека.
Метапредметные результаты

Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной
деятельностью;

Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предметные результаты

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение - 1час
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Наша Родина на карте мира – 5 часов

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое,
геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического
положения России и положения других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные
российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее
время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство
России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
РазделI Особенности природы и природные ресурсы- 19 часов
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 5 часа
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением
литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное
оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение
рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы- 6 часов
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и
антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под
влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические
явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы -5 часа
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по
бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели),
их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных
ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы – 4 часа
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их
основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба
эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 4 часа
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных
зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир
своего региона и своей местности. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов
природного комплекса
Раздел II. Природные комплексы России
Природа регионов России – 20 часов
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный
уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в
результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс:
взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природнохозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного
природного наследия. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Природное районирование. -10 часов
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального
использования. Кавказ. Природные
комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала.
Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской
равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири.
Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал.
Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные
уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 23 часа.
Тема 7. Человек и природа. 8час.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу.
. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных
ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование
культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, проц ессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных
компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия
необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п

Раздел

Кол. во
часов

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Наша Родина на карте мира

5

1

3

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

5

1

4

Климат и климатические ресурсы

6

5

Внутренние воды и водные ресурсы

5

6

Почвы и почвенные ресурсы.

4

7

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

8

Природное районирование

9

Практические работы

1

1

10

1

1

Природа регионов России

20

1

2

10

Человек и природа

8

11

Резерв

2
5

4

Итого

70

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения,
деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных
средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: контрольные работы, проверочные работы.
В результате изучения курса географии программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».