Рабочая программа по географии 7 а класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 «А» класса разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт .
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
5.Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
6.Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
7. Программы по географии для образовательных учреждений ( 5 - 9 классы / Авторы Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И : Русское слово, 2019
г и учебника «География» 7 Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И : Русское слово, 2019 г).
2 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер
учебника в Федеральном
перечне

Автор/Авторский
коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.2.4.3.3.

Домогацких Е. М.,
Алексеевский Н. И

География

7 «А»

Русское слово

Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254
«Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования».

3 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.



Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Личностные результаты:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:




























гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:



























организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять
информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы
в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:






















составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
выделять причины стихийных явлений в геосферах;
объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и
экологические проблемы на разных материках и в океанах.
составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
использование карт как моделей:
различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
определять на карте местоположение географических объектов;
выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности
культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
4. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории
Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы,
происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы.
Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата
основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение,
рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды.
Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских
организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической
оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные
зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о
высотной поясности.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (6 часа)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных
этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо
охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы.
География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк.
Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы,
руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика.
Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой
деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 2. Австралия - маленький великан (5 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком
расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты.
Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – странаматерик. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир
островов.
Тема 3. Антарктида - холодное сердце (3 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение
Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Тема 4. Южная Америка - материк чудес (7часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы.
Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая
полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 5. Северная Америка - знакомый незнакомец (9 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные
бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и
меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное
население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты
и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки
Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав,
неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр
человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка
под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Раздел 3. Взаимодействия природы и человека (3 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу,
атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Резерв (2ч)
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать):
 географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
 причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
 основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
 связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
 причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
 географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся должны уметь:
 анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
 выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
 использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических
закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в
повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям;
закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;

 описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
 определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
 оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;;

положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и
компонентов природы;
 приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических
объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
 проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
 создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран;
 сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
 составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
 сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран;
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
 формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
6 Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

Раздел, тема

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)

Раздел 1. Планета, на которой мы живём

21

1

Литосфера – подвижная твердь

6

2

Атмосфера - мастерская климата

3

3

Мировой океан – синяя бездна

4

4

Географическая оболочка – живой механизм

2

5

Человек – хозяин планеты

6

Раздел 2. Материки планеты Земля

47

6

Африка – материк коротких теней

7

Австралия - маленький великан

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и
контроль
Практические работы
Контрольные работы

1
1

1

9

1

1

5

1

8

Антарктида - холодное сердце

3

1

9

Южная Америка - материк чудес

7

1

10

Северная Америка - знакомый незнакомец

9

1

1

11

Евразия – музей природы

11

2

1

12

Взаимодействия природы и человека

3

13

Резерв

2

Итого

70

1

6

8

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные,технология проблемного обучения,
деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, урок с использованием ИКТ.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: контрольные работы, практические работы.
В результате изучения географии программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного
учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».