Рабочая программа по обществознанию 7 б класс

Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 «Б» разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт .
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
5.Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
6.Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
7. Программы по обществознанию для образовательных учреждений (5–9 классов к системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова,Н.И.

Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова,А.И. Матвеева (М.: Просвещение, 2012), базисногоучебного плана. Она полностью отражает базовый
уровень подготовки школьников.
Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс» (М.: Просвещение,
2014).
2 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер
учебника в Федеральном
перечне

Автор/Авторский
коллектив

1.2.2.4.3.3.

Л.Н. Боголюбова,
Обществознание
Н.И. Городецкой,
Л.Ф. Иванова,
А.Ю. Лазебникова,
А.И. Матвеева

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

7 «Б»

Просвещение

Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254
«Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего
общего образования».

3 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.

Личностные :
• определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участиев общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанныхна идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, ихправам и свободам; умение соблюдать культуру
поведения и терпимость при взаимодействиисо взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственноеотношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные:
1) регулятивные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать –
определятьпоследовательность действий и прогнозироватьрезультаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искатьих самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) планрешения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с цельюи при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
• осуществлять расширенный поиск информациис использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать,самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• адекватно использовать речевые средства дляаргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство
(аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мненияи корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позициии договариваться с людьми иных позиций;

• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
• понимать смысл обществоведческих терминов,понятий;
• характеризовать явления общественной жизни;
• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественнойжизни;
уметь применять эти нормы и правила,анализируя и оценивая реальные социальныеситуации; руководствоваться этими нормамии правилами в
повседневной жизни;
• понимать значение коммуникации в межличностном общении;
3) в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия своихслов и поступков;
• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
• уметь преодолевать разногласия с помощьюприемов и техник преодоления конфликтов;
4) в сфере трудовой деятельности:
• осознавать значения трудовой деятельности дляличности и для общества.
Требования к уровню подготовки учащихся

Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
Содержание учебного предмета, курса






Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их
разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их
влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.



















Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на
развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные
роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
















Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических
систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов.
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы
разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение
граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Введение
Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля
и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

















Тема 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность
труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые
формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение.экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая
мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники.
Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11

Тема
Введение.
Глава 1.Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему необходимо соблюдать законы
Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина

Количест Контрольные
во часов работы
1
14
2
2
2
2
2

12-13
14-15
16

17-18
19
20-21
22-23
24
25-26
27-28
29
30
31
32
33
34

Виновен-отвечай
Кто стоит на страже закона
Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в
обществе»
Глава 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и ее основные участники
Мастерство работника
Производство, затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи
Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях»
Глава 3.Человек и природа
Человек-часть природы
Охранять природу- охранять жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа»
Итоговое повторение
Итого:

2
2
1
12
2
1
2
2
1
2
2
1
4
1
1
1
1
1
34

1

1

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные,технология проблемного обучения, деятельностного подхода,
проектно-исследовательского обучения.
Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, урок с использованием ИКТ.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: контрольные работы, практические работы.
В результате изучения географии программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов,
установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».