Рабочая программа по истории 9 а класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 «А» класса разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальн ого
общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
8. Программы общеобразовательных учреждений. История России. ХХ - начало ХХ1 века» с учетом авторской программы - автор:
Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева М.: Просвещение, 2016г., рекомендованной Министерством образования и науки
РФ.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в
Федеральном перечне
1.2.3.

Автор/Авторский
коллектив
Н.М.Арсентьев,
А.А.Данилов,
А.А.Левандовский,
А.Я.Токарева

Название
учебника
История
России.

Класс Издатель учебника
9 «А» АО «Издательство
«Просвещение»»

Нормативный документ

Приказ № 254 от 20 мая 2020 г. «О
федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историк о-культурных
традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству ;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый
период;
- устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

- уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к л юбым
видам насилия и готовность противостоять им;
- внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому Ро ссии и
своего края;
- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым
учебным материалом;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства
достижения целей;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
путём сотрудничества;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудни честве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
- выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить
монологические контекстные высказывания;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством
учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать
последовательность описываемых событий.

Предметные результаты:
- представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
- умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
- представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
- знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и
марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
- установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
- определение и использование основных исторических понятий периода;
- установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы
декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр
II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Побе доносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И.
Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности
социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с исполь зованием
наглядных средств;
- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном
наследии.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и
всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах
социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников ма териальной
и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движен ий,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего
города, края и т. д.
Содержание курса
ИСТОРИЯ РОССИИ
Глава I. Россия в первой четверти XIX в Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв
Александр I: начало правления. Реформы М. М.
Сперанского Внешняя политика Александра I в 1801 —1812 гг Отечественная война 1812 г Заграничные походы русской армии. Внешняя
политика Александра I в 1813—1825 гг Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг
Национальная политика Александра I. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Социально-экономическое
развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов
Глава II. Россия во второй четверти XIX в
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая IСоциально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX в. Общественное движение при Николае 1 Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Материал для
самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 —1864 гг. Крымская война
1853—1856 гг
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России Александр П: начало правления.
Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период Общественное движение при Александре II и политика правительства Национальная и религиозная политика Александра
П. Национальный вопрос в Европе и в России. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Внешняя политика
Александра И. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг Александр III: особенности внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе Общественное
движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг Национальная и религиозная политика Александра III. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся Внешняя политика Александра III Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения

российской науки и образования. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Культурное пространство империи
во второй половине XIX в.: русская литература. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Культурное
пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России. Материал для самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. Материал для самостоятельной работы и проектной дея тельности
учащихся
Глава V. Россия в начале XX в Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития Социально-экономическое развитие
страны на рубеже XIX—XX вв.. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894— 1904 гг . Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905— 1907 гг Социально-экономические реформы
П. А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907—1914 гг Серебряный век русской культуры. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)
9

лабор.
раб.

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
1

1.

Россия в эпоху правления Александра 1

2.
3.

Правление Николая 1
Россия в правление Александра П

7
7

1
1

4.

Россия в правление Александра III

7

1

5.

Кризис империи в начале ХХ в.

10

1

6.

Резерв

2

7.

Мир к началу 18 века 19 часов

24

1

Итого

66

6

Формы организации учебной деятельности
1.Объяснительно-иллюстрированный
2.Репродуктивный
3.Частично-поисковой
4.Проблемное обучение
5.Исследовательский
Основные виды учебной деятельности
1. Лекция
2.Семинар
3.Беседа
4.Работа по карточкам
5.Групповая работа
6.Работа в парах

7.Тест
8.Контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».