Рабочая программа по истории 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
8. Программы общеобразовательных учреждений. «История России» с учетом авторской программы - автор: А.А.Данилов, Н.М.Арсентьев,
И.В.Курукин, А.Я.Токарев М.: Просвещение, 2013г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в
Федеральном перечне
1.2.3.

Автор/Авторский
коллектив
А.А.Данилов,
Н.М.Арсентьев,
И.В.Курукин,
А.Я.Токарев

Название
учебника
История
России.

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

Приказ № 254 от 20 мая 2020 г. «О
федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества
(период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; изложение своей точки зрения, её
аргументация в соответствии с возрастными возможностями; формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; уважение и принятие культурного многообразия
народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами; следование этическим нормам и правилам
ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия
на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
8

АО «Издательство
«Просвещение»»

• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий,
установление причинно-следственных и родо-видовых связей и др.);
• использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат
и др.);
• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий российской истории;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к
ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию;
• уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для
выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Ученик научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в
Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
Содержание курса
История России
Раздел (блок) 1 Россия в эпоху преобразований Петра I 15 часов
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и
предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место
России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы.
Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и

областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация
армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода.
Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича
Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности
российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального
статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической
системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII
в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной
массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и
книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург - новая столица.
Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники.
Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и
значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной
жизни сословий и народов России
Раздел (блок) 2 Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов 5 часов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые
перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна.
Кондиции - попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение
привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин.
Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и
финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725 - 1762 гг. Внешняя политика в 1725 - 1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и
Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735 - 1739 гг. Русско-шведская война 1741 - 1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель.
Россия в Семилетней войне 1756 - 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Раздел (блок) 3. Российская империя при Екатерине II и Павле 1 14 часов
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый
абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество.
Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие
мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение
Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и
национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья,
Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы.
Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные

направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско- турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект».
Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России
Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за
независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным
движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия - великая европейская держава. Россия
при Павле I Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских
коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство
императора Павла I
Раздел (блок) 4. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 14 часов
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной
школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление
русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и
скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер
культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода.
Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

Название раздела (блока)

1.

Россия в эпоху
преобразований Петра I.
Россия при наследниках
Петра: эпоха дворцовых
переворотов
Российская империя при
Екатерине II и Павле 1
Культурное пространство
Российской империи в
XVIII в.
Мир к началу 18 века 19
часов
Итого

2.

3.
4.

5.

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)
15

лабор.
раб.
-

5

-

14

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
1
-

-

1

1
1

14
19

1

68

4

Формы организации учебной деятельности
1.Объяснительно-иллюстрированный
2.Репродуктивный
3.Частично-поисковой
4.Проблемное обучение

5.Исследовательский
Основные виды учебной деятельности
1. Лекция
2.Семинар
3.Беседа
4.Работа по карточкам
5.Групповая работа
6.Работа в парах
7.Тест
8.Контрольная работа

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1

Дата
проведения
по
по
плану
факту

Тема урока

Виды/
формы
контроля

Раздел (блок) I. Россия в эпоху преобразований Петра I 15 часов
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
Россия и Европа в конце
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
XVII в
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Повторение: Смута в
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
Российском государстве
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинноследственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты.
Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение
исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ,
опираясь на материалы параграфа. Характеризовать географическое и экономическое
положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту.

2

Предпосылки
Петровских реформ
Повторение: Окончание
Смутного времени

Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать
реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII
в..
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:

Индивидуальны
й опрос

Индивидуальны
й опрос

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
3

Начало правления
Петра I
Повторение: Экономическое
развитие России в XVII в.

4

Начало правления
Петра I
Повторение: Россия при
первых Романовых: перемены
в государственном устройстве

5

Великая Северная война
1700—1721 гг

Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять
причинно- следственные связи событий и процессов. Давать оценку Азовским походам и
Великому посольству. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы
сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко
формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы..
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять
причинно- следственные связи событий и процессов. Давать оценку Азовским походам и
Великому посольству. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы
сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко
формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы..
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях
Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя

Индивидуальны
й опрос

Повторение: Изменения в
социальной структуре
российского общества

6

Великая Северная война
1700—1721 гг
Повторение: Народные
движения в XVII в.

7
Реформы управления
Петра I
Повторение: «Под рукой»
российского государя:
вхождение Украины в состав
России

историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку
внешнеполитической деятельности Петра I.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях
Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя
историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку
внешнеполитической деятельности Петра I.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

Характеризовать важнейшие преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме
таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии,
подушной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки петровских указов,
Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Характеризовать
сущность петровского абсолютизма.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы

Индивидуальны
й опрос

различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
8

Экономическая
политика Петра I
Повторение: Русские
путешественники и
первопроходцы XVII в.

9

Российское общество в
Петровскую эпоху

Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период
правления Петра I. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении
экономического развития России в XVIII в. Объяснять сущность царского указа о подушной
подати и его последствия. Устанавливать причинно-следственные связи исторических
процессов, прогнозировать их последствия. Объяснять значение понятий: Крепостная
мануфактура, кумпанства, протекционизм, меркантилизм, отходники, посессионные крестьяне,
подушная подать. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны.
Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I. Владеть
фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями/
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их
последствия. Формулировать познавательную задачу урока.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают

Тест

вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
10

Церковная реформа.
Положение традиционных
конфессий

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта
«священства» и «царства», причины и последствия раскола. Аргументировать вывод
материалами параграфа. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления.
Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

11

Социальные и
национальные движения.
Оппозиция реформам

Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины,
участников и итоги восстаний.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

12

Перемены в культуре
России в годы Петровских
реформ

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта .
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

Индивидуальны
й опрос

сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
13

Повседневная жизнь и
быт при Петре I

Описывать условия жизни и быта социальных групп. Составлять описание нравов и быта
Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности
честное зерцало», изобразительные материалы и др.).
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальны
й опрос

14

Значение петровских
преобразований в истории
страны

Давать характеристику Петровским преобразованиям. Объяснять успехи и неудачи
преобразовательной деятельности Петра. Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,

Индивидуальны
й опрос

культур, религий.
15

16

17

Значение петровских
преобразований в истории
страны

Давать характеристику Петровским преобразованиям. Объяснять успехи и неудачи
преобразовательной деятельности Петра. Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Раздел (блок) 2 Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов 5 часов
Эпоха дворцовых
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и
переворотов (1725—1762)
участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторический портрет
Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
Эпоха дворцовых
переворотов (1725—1762)

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и
участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторический портрет
Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,

Контрольная
работа

Индивидуальн
ый опрос

Индивидуальн
ый опрос

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
18

Внутренняя и внешняя
политика и
экономика России в
1725—1762 гг

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Описывать изменения в
положении отдельных сословий российского общества в период дворцовых переворотов (в том
числе с использованием материалов истории края). Сопоставлять экономическое развитие
страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Определять значение слов,
понятий: посессионные крестьяне, Манифест о вольности дворянства, кадетский корпус,
фаворитизм, Тайная канцелярия. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России
во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской
империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Рассказывать
об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны. Определять
значение слов, понятий: капитуляция, коалиция
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

19

Внутренняя и внешняя
политика и
экономика России в
1725—1762 гг

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Описывать изменения в
положении отдельных сословий российского общества в период дворцовых переворотов (в том
числе с использованием материалов истории края). Сопоставлять экономическое развитие
страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Определять значение слов,
понятий: посессионные крестьяне, Манифест о вольности дворянства, кадетский корпус,
фаворитизм, Тайная канцелярия. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России
во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской
империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Рассказывать

Индивидуальн
ый опрос

об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны. Определять
значение слов, понятий: капитуляция, коалиция
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
20

21

Национальная и
религиозная политика в
1725—1762 гг. Материал
для самостоятельной работы
и проектной деятельности
учащихся

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети
XVIII в. Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии. Характеризовать
религиозную политику государства в 1725-1762 гг. Аргументировать вывод материалами
параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять
приёмы исторического анализа при работе с текстом.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Раздел (блок) 3 Российская империя при Екатерине II и Павле 1 9 часов
Россия в системе
Характеризовать особенности исторического развития и международного положения России к
международных отношений
середине XVIII века. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России.
Определять причинно-следственные связи исторических процессов.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы

Контрольная
работа

Индивидуальн
ый опрос

различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
22

Внутренняя политика
Екатерины II

Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация на основе знаний
из всеобщей истории. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики
просвещённого абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот
дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского
населения. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её
внутриполитической деятельности
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

23

Внутренняя политика
Екатерины II

Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация на основе знаний
из всеобщей истории. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики
просвещённого абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот
дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского
населения. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её
внутриполитической деятельности
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают

Индивидуальн
ый опрос

вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
24

Экономическое
развитие России при
Екатерине II

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник
информации. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I
и Екатерине II. Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

25

Экономическое
развитие России при
Екатерине II

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник
информации. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I
и Екатерине II. Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

26

Социальная структура
российского общества
второй половины XVIII в

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с
использованием материалов истории края). Характеризовать положение крестьян во второй
половине XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа

Индивидуальн
ый опрос

решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
27

Народные движения.
Восстание под
предводительством Е. И.
Пугачёва

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И.
Пугачёва. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И.
Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации.
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

28

Народные движения.
Восстание под
предводительством Е. И.
Пугачёва

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И.
Пугачёва. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И.
Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации.
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают

Индивидуальн
ый опрос

вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
29

Народы России.
Национальная и
религиозная политика
Екатерины П. Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Характеризовать национальную и религиозную политику Екатерины II. Объяснять
последствия проводимой политики. Понимать значимость межнациональных, религиозных
отношений для развития страны. Выражать личностное отношение к духовному опыту наших
предков, проявлять уважение к культуре народов России. Определять значение понятий:
казаки, новокрещёные, униаты, колонисты, толерантность, черта оседлости, русификация
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Самостоятельн
ая работа

30

Внешняя политика
Екатерины II

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в. Показывать на
карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места
сражений в Русско- турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало
победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и
оценивать их деятельность.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

31

Внешняя политика
Екатерины II

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в. Показывать на
карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места
сражений в Русско- турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало
победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и
оценивать их деятельность.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

32

Освоение Новороссии и
Крыма

Раскрывать историческое значение освоения Новороссии и Крыма. Самостоятельно работать с
текстом параграфа. Находить на карте изучаемые объекты, делать выводы. Аргументировать
выводы и суждения. Систематизировать историческое содержание в форме конспекта.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Индивидуальн
ый опрос

33

Внутренняя и внешняя
политика Павла I

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять
исторический портрет Павла I на основе текста учебника и дополнительных источников
информации. Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять
расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Владеть
фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их
последствия. Объяснять смысл понятий: Мальтийский орден, европейская коалиция,
континентальная блокада.

Индивидуальн
ый опрос

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
34

35

Внутренняя и внешняя
политика Павла I

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять
исторический портрет Павла I на основе текста учебника и дополнительных источников
информации. Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять
расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Владеть
фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их
последствия. Объяснять смысл понятий: Мальтийский орден, европейская коалиция,
континентальная блокада.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

Раздел (блок) 4. Культурное пространство Российской империи в XVIII в 10 часов
Общественная мысль,
Определять смысл понятия культурное пространство. Раскрывать на примерах
публицистика, литература,
особенности развития и общественной мысли в России.
пресса. Материал для
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
самостоятельной работы и
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
проектной деятельности
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
учащихся
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при

Контрольная
работа

Индивидуальный опрос

решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.
36

Общественная мысль,
публицистика, литература,
пресса. Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Определять смысл понятия культурное пространство. Раскрывать на примерах
особенности развития и общественной мысли в России.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

37

Образование в России в
XVIII в. Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Раскрывать понятия образование, университет. Выступать с подготовленными
сообщениями, презентациями и т. д. Раскрывать на примерах развитие и
особенности системы образования в России XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в

Индивидуальный опрос

единстве и разнообразии народов, культур, религий.
38

Образование в России в
XVIII в. Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Раскрывать понятия образование, университет. Выступать с подготовленными
сообщениями, презентациями и т. д. Раскрывать на примерах развитие и
особенности системы образования в России XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

39

Российская наука и
техника в XVIII в. Материал
для самостоятельной работы
и проектной деятельности
учащихся

Приводить примеры развития науки в России XVIII в. Понимать важность
научного сотрудничества, диалога культур. Систематизировать материал о
достижениях российской науки.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

40

Российская наука и
техника в XVIII в. Материал
для самостоятельной работы
и проектной деятельности
учащихся

Приводить примеры развития науки в России XVIII в. Понимать важность
научного сотрудничества, диалога культур. Систематизировать материал о
достижениях российской науки.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры

Тест

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.
41

Русская архитектура XVIII
в. Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе
иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в
Интернете, а также непосредственных наблюдений. Проводить поиск
информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

42

Живопись и скульптура.
Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе
иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в
Интернете, а также непосредственных наблюдений. Проводить поиск
информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения

Индивидуальный опрос

коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.
43

Живопись и скульптура.
Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе
иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в
Интернете, а также непосредственных наблюдений. Проводить поиск
информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

44

Музыкальное и
театральное искусство
Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе
иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в
Интернете, а также непосредственных наблюдений. Проводить поиск
информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

45

Народы России в XVIII в.
Материал для
самостоятельной работы и
проектной деятельности
учащихся

Рассказывать о проводимой национальной политике, оценивать её результаты.
Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в .
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

46

Перемены в
повседневной жизни
российских сословий

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта.
Составлять описание нравов и быта эпохи с использованием информации из
исторических источников. Приводить примеры западного влияния на быт и
нравы населения России в XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Индивидуальный опрос

47

Перемены в
повседневной жизни
российских сословий

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта.
Составлять описание нравов и быта эпохи с использованием информации из
исторических источников. Приводить примеры западного влияния на быт и
нравы населения России в XVIII в.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры

Индивидуальный опрос

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.
48

Итогово-обобщающий урок

49
50

Резерв
Резерв

1)Научатся определять термины, изученные в теме Россия в XVIII вв. Получат
возможность научиться: называть основные даты, события, достижения
указанного времени, показывать значимые события на карте. 2) Научатся
проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную
презентацию на заданную тему. Получать возможность научиться: выступать
с подготовленными сообщениями, обсуждать выступление учащихся,
оценивать свои достижения
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле
способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и
сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при
решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Контрольная работа

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_____История России_________
Класс __8____________
Учитель__Гигаури Н.М.____________
2022-2023 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина
корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».