Рабочая программа по литературе 9 а, б класс

Пояснительная записка
 Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2023-2024 учебный год
8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 9 кл.. Составитель: Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровина В.Я.
1. Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
Автор/Авторский
номер учебника в коллектив
Федеральном
перечне
1.2.1.2.2.5.

Название
учебника

Полухина
В.П., Литература
Журавлев
В.П.,
Коровина В.Я.

Класс Издатель
учебника

9

АО
«Издательство
«Просвещение»

Нормативный документ

Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации №345 от 28.12.2018 г. с
изменениями от 20 мая 2020 г. приказ №254 «О
внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется
на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и
литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в
основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой,
изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему
миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью
человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по
гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров
способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социальнонравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой
работы в письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература- литература ХVIII века- литература
первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идѐт
углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая,
мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло,
жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.Материалы по истории и теории литературы активно
используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.
Цель и задачи обучения.Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс
литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учѐтом основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание
собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск и проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение
произведений)
• Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания,
иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);
• Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся,написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным
произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На
уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование
словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним.В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к
изучению произведений.
Формы контроля:
промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика
героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые,
выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким
ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы еѐ реализации нацелены на формирование
знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко
всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути
решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися
условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия,
эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные
размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола,
эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический
герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный
тип, художественная деталь,гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,
публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать
тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с
тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные
темы.
Содержание учебного предмета (курса)
п/п

Раздел

Колич. часов

Контрольные
работы

1.

Введение

1

Из них развитие речи

Тест

2.

Из древнерусской литературы

3

3.

Из литературы XVIII века

8

4

Из русской литературы XIXвека первой половины

40

5

Из русской литературы XIX века второй половины

9

6

Из русской литературы ХХ века

28

7

Из зарубежной литературы

6

8

Итоговый урок

2

9.

Резерв

4

10.

Итог

102

1
1

6

1

1

1

8

3

1

4

Основные формы, технологии, методы обучения, типы уроков
Формы организации учебного процесса:






индивидуальные,
групповые,
индивидуально-групповые,
фронтальные,
классные и внеклассные.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:






Основная форма организации образовательного процесса

предусматривает применение следующих технологий обучения

повторение и контроль теоретического материала;
разбор и анализ домашнего задания;
тестовые работы;
самостоятельная работа;
контрольные срезы.
Виды
• традиционная классно-урочная;
• игровые технологии;
• Технология проблемно обучения;
• технологии уровневой дифференциации;
• здоровьесберегающие технологии;
• ИКТ;

•
•

Среди методов обучения преобладают
Занятия представляют собой преимущественно

технология развития критического мышления;
исследовательская деятельность.
• репродуктивно-продуктивные;
• объяснительно-иллюстративные.
• комбинированный тип урока.
Содержание тем учебного курса

Введение.(1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.(3 ч,)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIIIвека.(8 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления)
Из литературы первой половины XIXвека.( 40 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к
слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь
еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М.
Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко
я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,
новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским
романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ
Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический
смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.(9 ч.)
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку.
Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века. (28 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в
повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы
для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзииXX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег
времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»);В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь надорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.(6 ч.)
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла
(«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через
познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет».(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й
акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская
глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,
«Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________

2020-2021 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов
по плану

дано

Причина корректировки

Способ корректировки

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе.

№
п/п

9а
Дата
план

факт

9б
Дата
план

Раздел
Тема урока

факт

Виды
деятельности
учителя и
учащихся

1.

Введение. Литература как искусство слова и еѐ Чтение,
роль в духовной жизни человека.
составление плана
статьи,
письм.
ответ на вопрос,
коллективная
беседа

2.

Раздел: Древнерусская литература.

Составление

Планируемые
результаты

Виды /
формы
контроля

Знать:
образная
природа словесного
иск-ва, роль лит-ры в
общественной
и
культурной
жизни,
уметь
составлять
монологическое
высказывание
Знать: жанры лит-ры

Письм.
ответ
на
вопрос,
устный
ответ, план

Таблица,

Самобытный
характер
древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы.

3.

4.

5.

таблицы,
смысловое чтение,
коллективная
беседа, словарная
работа

Др. Руси, ее характер, словарная
открытие
«Слова», работа
издание, историческая
основа «Слова», уметь
толковать
значение
слов,
уметь
составлять таблицу,
выделять главное в
предложенной
информации

Художественные
особенности
«Слова»
: Выр.чтение,
Знать о содержании
самобытность содержания, специфика жанра, составление плана, «Слова…»,
образов, композиции, языка.
словарная работа, особенностях жанра,
коллективная
композиции,
языка
беседа, смысловое произв.,
уметь
чтение
составлять
словарь,
находить
средства
выразительности,
наблюдать
особенности
композиции,
составлять
план,
характеризовать
образы
Система образов «Слова…». Особенности языка Сопоставление
Знать:
жанр
и
и жанра произведения. Проблема авторства гравюр
композицию произв.,
«Слова».
Фаворского,
худ.своеобр.
картины
В. «Слова».Уметь:
Васнецова
и формул. идею произв.,
«Слова».
Анализ уметь характеризовать
текста по вопросам героев, рассказывать о
и
заданиям, композиции «Слова»,
коллективная
сопоставлять
беседа,
письм. произведения
ответ на вопрос
Знать:
классицизм
Раздел :Русская литература 18 века.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Выр.чтение,
как
литературное

Словарная
работа,
выр.
чтение

Устный
ответ
на
вопрос,
письм.
ответ
на
вопрос,
сочинение

Таблица,
устный

Характеристика русской литературы ХVIII века. смысловое чтение,
Особенности русского классицизма.
коллективная
беседа, составление
таблицы.
6.

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и системы
стихосложения. «Вечернее размышление о
божием величестве…» Особенности содержания
и формы.

Устный рассказ о
поэте и ученом,
коллективный
диалог,
устный
ответ на вопрос,
работа в группах,
смысловое чтение,
составление
таблицы

7.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол…Елисаветы Петровны
1747 года». Прославление родины, мира, жизни и
просвещения.

Смысловое чтение,
составление
словаря,
толкование
слов,
работа в группах,
коллективный
диалог,
устный
ответ на вопрос,
план

8.

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи
просвещения и гуманизма в лирике Державина.
Обличение
несправедливой
власти
в
стихотворении «Властителям и судьям».

Пересказ
статьи
учебника
о
Державине,
выразительное
чтение
оды
«Властителям
и
судиям», работа в
группах,
устный
ответ на вопрос

направление,
черты
направления. Уметь
составлять таблицу,
систематизировать
знания
Знать:
краткие
сведения о жизни и
деятельности, теория
«трех
штилей»,
реформа
стихосложения,
авторская позиция в
стих.
«Вечернее
размышление…»
и
худ.
Своеобразие,
уметь
определять
авторскую позицию,
составлять словарь
Знать: прославление
Родины,
мира,
просвещения, науки
(авт. позиция), жанр
оды,
комп.
особенности,
метафоры.
Умение
находить черты жанра
оды,
метафоры,
толковать метафоры,
устар. слова
Знать: жанр гневная
ода, тема власти в
стихотворении, уметь
анализ.стих.
«Властителям
и
судиям»

ответ
вопрос

на

Устный
рассказ об
ученом и
поэте,
устный
ответ
на
вопрос,
таблица

Словарь,
план,
устный
ответ
на
вопрос

Пересказ,
выр.
чтение,
устный
ответ
на
вопрос,
рецензия
на чтение

9.

10.

11.

12.
13.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник».
Оценка
в
стихотворении
собственного поэтического творчества. Мысль о
бессмертии поэта. Традиции и новаторство.

(анализ
оды),
рецензирование
выр. чтения
Смысловое чтение,
коллективный
диалог,
составление
словаря,
устный
ответ на вопрос
Устный рассказ о
писателе,
выр.
чтение,
письм.
ответ на вопрос,
работа в группах

Знать: тема поэта и
поэзии
в
стих.
«Памятник»
(авт.
позиция), лирический
герой
Державина,
новаторство поэта
Н.М. Карамзин – писатель и историк.
Знать:
краткие
Сентиментализм как литературное направление.
сведения о писателе,
«Осень» как произведение сентиментализма.
сентиментализм как
«Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней
литературное
жизни человека. Утверждение общечеловеческих
направление, «Осень»
ценностей.
как
произведение
сентиментализма,
авторская позиция в
«Осени»,
гуманистический
пафос
в
«Бедной
Лизе»
«Бедная
Лиза»
как
произведение Пересказ, работа в Знать: «Бедная Лиза»
сентиментализма.
Новые
черты
русской группах,
устный как
произв.
литературы.
ответ на вопрос, сентиментализма,
план
образы
Лизы
и
Эраста,
уметь
характеризовать
героев,
определять
авторскую позицию
Тест по разделу «Литература 18 века»

Словарь,
устный
ответ
на
вопрос

Знать: общую хар-ка
рус.лит.
данного
Составление плана, периода,
понятие
работа со словарем, реализма
и
статьей учебника, романтизма,
уметь
составление
систематизировать
тезисов,
знания,
составлять

План,
толкование
слов,
тезисы

Раздел: Шедевры русской литературы XIX
века
Общая характеристика русской и мировой
литературы XIX века. Понятие о романтизме и
реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века.
Русская критика, публицистика, мемуарная
литература.

Устный
рассказ о
писателе,
письм.
ответ
на
вопрос

Пересказ.у
стный
ответ
на
вопрос,
план

14.

толкование
понятий
при
помощи словаря
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», Выр.чтение, работа
«Невыразимое». Границы выразимого в слове в
группах,
чувстве. Возможности поэтического языка. коллективный
Обучение анализу стихотворения.
диалог,
устный
ответ на вопрос

15.

В.А.Жуковский.
Баллада
«Светлана». Пересказ
ст.
Особенности жанра Нравственный мир героини. учебника,
Язык баллады.
смысловое чтение,
устный ответ на
вопрос,
составление плана

16.

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга

17.

Смысловое чтение
ст.
учебника,
пересказ,
составление
таблицы
«Жизнь
Грибоедова»,
устное
монологическое
высказывание
«Портрет
писателя».
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия Выр.чтение
по
комедии «К вам Александр Андреич Чацкий».
ролям,
рецензирование
чтения,

таблицу
Знать:
краткие
сведения о жизни
поэта,
черты
романтизма в данных
стих.,
лирический
герой в стихот., образ
моря, жанр элегии,
средства
выразительности,
уметь делать анализ
стихотв. ( частично)
Знать:
жанровые
особенности баллады,
сюжет произведения,
авторская позиция в
произведении, уметь
определять сюжет и
жанр произведения,
находить авторскую
позицию
Знать:
основные
этапы жизненного и
творческого пути А.С.
Грибоедова,
уметь
составлять таблицу,
систематизировать
знания

Выр.чтение
,
устный
ответ
на
вопрос

Пересказ,
устный
ответ
на
вопрос,
составлени
е плана

Пересказ,
таблица,
устный
ответ

Знать: жанр комедии, Выр.чтение
содержание
д.1, ,
образы
героев, рецензиров
авторская
позиция, ание

характеристика
героев,
письм.
ответ на вопрос
(определение
композиц.
элементов, жанра,
конфликта
авторской позиции)

18.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение Коммент. чтение,
«века нынешнего» и «века минувшего». Анализ составление
действия 2.
словаря,
составление
тезисов

19.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Анализ
эпизода
Москва в комедии. Анализ действия 3.
(работа в группах),
характеристика
героев
(устный
ответ), выр. чтение

20.

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе Анализ
эпизода
образов комедии. Общечеловеческое звучание (работа в группах)образов комедии. Анализ действия 4.
устный ответ, выр.
чтение по ролям,
рецензирование
чтения,
характеристика
героя

элементы
композиции,
конфликт,
уметь
составлять
словарь,
характеризовать
героев,
определять
жанр,
элементы
композиции,
конфликта, авторскую
позицию
Знать:
конфликт
«века нынешнего» и
«века
минувшего»,
идейные
столкновения
Фамусова и Чацкого,
психологическая
основа спора, уметь
определять
суть
позиции
спорящих,
высказывать
свое
мнение
Знать:
образы
представителей
московского
общества,
развитие
действия,
кульминация, уметь
давать характеристику
Знать: развязка, образ
Чацкого,
итоги
противостояния
Чацкого
и
московского
общества,
уметь
анализировать эпизод,
характеризовать
героя,
определять

чтения,
характерис
тика
героев,
письм.
ответ
на
вопрос

Словарь,
тезисы,
устный
ответ
на
вопрос

Устный
ответ, выр.
чтение

Устный
ответ
на
вопрос,
выр.
чтение,
рецензия
на чтение,
характерис
тика героя

21.

22.

23.
24.

25.

26.

Р/Р.Язык комедии «Горе от ума».Преодоление Работа в группах,
канонов классицизма в комедии. Обучение письм. ответ на
анализу эпизода.
вопрос,
поиск
речевых
особенностей
в
тексте комедии (
поисковое задание)
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с Смысловое чтение
критической
литературой.
Подготовка
к статьи
сочинению.
И.А.Гончарова
«Мильон
терзаний», тезисы
Р/Р.Сочинение по комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская
лирика. Дружба и друзья в творчестве. А.С.
Пушкин в восприятии современного читателя

общечеловеческий
значение образов
Знать:
особенности
языка
комедии,
образность
и
афористичность
в
комедии, новаторство
в комедии. Уметь
анализировать эпизод
Знать: литературная
критика,
оценка
комедии «Горе от
ума»
Гончаровым,
уметь
выделять
тезисы в крит. этюде

сочинение
Пересказ
ст.
учебника,
выр.
чтение
стихотворений,
коллективный
диалог, сочинениеминиатюра

Письм.
ответ
на
вопрос
словарь
афоризмов
и др.
тезисы

сочинение
Знать: осн. этапы
жизни, творч. пути
Пушкина,
тема
дружбы в лирике
поэта,
уметь
составлять
хронологическую
таблицу,

Сочинение
миниатюра
,
выр.
чтение,
пересказ,
хронологич
еская
таблица
А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Выразительное
Знать:
особенности Выр.чтение
Проблема свободы, служения Родине. Тема чтение
стихотв., лирики
,
устный
свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». работа в группах петербургского
ответ,
«Анчар».
(анализ стихотв.), периода, свобода в рецензия
рецензирование
лирике поэта как
ответов
политическое,
философское явление,
нравственный идеал
поэта, уметь анализ.
стих. произведение.
А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как проект
Знать:
адресаты проект
гармония души в интимной лирике поэта. «На
любовной
лирики,

холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас
любил…».Адресаты любовной лирики.

27.

28.

29.

30.

одухотворенность,
чистота
чувства
любви
в
стихотворениях,
композиция и изобр.выр.
средства
в
стихотв.
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Обучение Смысловое чтение Знать: тема поэта и
анализу одного стихотворения. «Пророк», стихотв.,письм.
поэзии в творчестве
«Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. ответ на вопрос, поэта, философские
«Бесы».
коллективный
раздумья о смысле
диалог, работа с жизни,
уметь
иллюстрациями
анализировать
стихотворения
Контрольная работа

письм.
вопрос

ответ

Письм.
ответ
на
вопрос,
устный
ответ
на
вопрос

на Знать:
содержание письм.
изученныхпроизведен ответ
ий.
Уметь вопрос
анализировать стих.

Вн/чт.
А.С.
Пушкин.
«Цыганы»
как Характеристика
романтическая поэма: особенности композиции, героя, письм. ответ
образной системы, содержания, языка. Герои на вопрос, пересказ
поэмы.
Противоречие
двух
миров:
цивилизованного
и
естественного.
Индивидуалистический характер Алеко.

Знать: «Цыганы» как
ром.поэма,
особенности
композиции, образной
системы, содержания,
языка, образы героев,
авторская
позиция:
противоречие
двух
миров,
уметь
находить в тексте
комп.,
языковые,
содержательные
особенности,
характеризовать
героев
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье Смысловое чтение Знать:
своеобразие
пестрых глав». История создания романа. статьи
учебника, жанра и композиции
Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр пересказ
статьи, романа
в
стихах,

на

Характерис
тика героя,
письм.
ответ
на
вопрос,
пересказ

Пересказ,
схема

романа в стихах. Система образов. Онегинская составление схемы
строфа.

31.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и проект
столичное дворянское.общество. Типическое и
индивидуальное в образе Онегина.

32.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Характеристика
Ленский. Типическое и индивидуальное в образах героя, цитирование,
Ленского.
коллективный
диалог,
составление
словаря

33.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Сравнительная
Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. характеристика:
монологический
ответ
с
цитированием,
смысловое чтение
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция Коллективный
взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ диалог
(анализ
двух писем
эпизода),
письм.
ответ на вопрос,
выр.
чтение,
пересказ

34.

сюжет,
онегинская
строфа,
творческая
история
произведения, уметь
составлять
схему,
выделять главное
Знать:
образы
Онегина, столичное
дворянства,
типическое
и
индивидуальное,
уметь анализировать
текст,
характеризовать
героев
Знать:
образ
Ленского,
взаимоотношения
Ленского и Онегина,
типическое и инд. в
образе
Ленского,
уметь характеризовать
героя, цитировать
Знать:
образы
Татьяны и Ольги,
авторское отношение
к героиням, уметь
давать сравнительную
характеристику
Знать: тема любви и
долга
в
романе,
отношение автора к
героям,
открытый
финал,
образы
Онегина и Татьяны,
взгляды Белинского,
уметь анализировать
эпизод

проект

Характерис
тика героя,
словарь

Сравнитель
ная
характерис
тика
Письм.
ответ
на
вопрос,
пересказ

35.

Автор как идейно-композиционный и лирический Смысловое чтение,
центр романа. Подготовка к сочинению по устный ответ на
творчеству Пушкина
вопрос,
коллективный
диалог

Знать: образ автора в
романе, его роль,
уметь составлять план
сочинения, отвечать
на
проблемный
вопрос,
составлять
схему
проект
Знать:
реализм
и
энциклопедизм
романа,
оценка
художественных
открытий Пушкина в
статьях Белинского,
Писарева,
А.Григорьева,
Ф.Достоевского,
в
философской лирике
ХХ
века,
уметь
создавать
презентацию
сочинение
Уметь
создавать
монологическое
высказывание – ответ
на вопрос
Выр.чтение,
Знать:
Спор
о
устный ответ на сущности творчества,
вопрос,
пути
служения
рецензирование
искусству,
образы
выр. чтения
Моцарта и Сальери,
авторское отношение
к героям,
уметь
рассказывать
о
позициях
героев,
давать характеристику
героям

Устный
ответ
на
вопрос,
план

36.

А.С.
Пушкин
«Евгений
Онегин»
как
энциклопедия русской жизни». Пушкинская
эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский
роман в зеркале критики: В.Г. Белинский,
Д.И.Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский,
философская критика начала ХХ века. Роман
Пушкина и опера П.И.Чайковского.

проект

37.

Р/Р.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

38.

Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства». Два типа
мировосприятия персонажей трагедии. Их
нравственные позиции в сфере творчества.

сочинение

39.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы
вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не
Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и
грустно…»

40.

М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике
М.Ю. Лермонтова.«Смерть поэта», «Поэт»,
«Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..», «Есть
речи-значенье..»

41.

42.

Выразительное
чтение
стихотворений,
коллективный
диалог,
пересказ
статьи
учебника,
устный ответ

Работа в группах:
анализ
стихотворений,
устный
ответ,
письм.
ответ:
запись вывода, выр.
чтение
М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и проект
послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я
люблю…», «Расстались мы, но твой портрет..»,
«Нищий»

Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. Выр.чт., смысловое
«Дума», «Предсказанье». Тема России и еѐ чтение,
письм.
своеобразие. «Родина». Характер лирического ответ на вопрос
героя.

Знать: этапы жизни и
творч-ва поэта, осн.
мотивы
лирики:
свобода
и
одиночество,
уметь
анализировать
стихотв. (частично),
составлять
хронол.
таблицу
Знать: поэт и его
поколение, поэт и
общество в лирике
Лермонтова,
уметь
анализировать
стихотворения
(частично)
Знать:
адресаты
любовной
лирики
Лермонтова,
особенности
любовной
лирики
Лермонтова,
уметь
анализировать
стихотворения
(частично)
Знать: осн. признаки
эпохи, раздумья поэта
о
поколении,
о
Родине, лирический
герой,
уметь
высказывать об образе
поколения, Родины в
лирике поэта

Таблица,
пересказ
статьи
учебника,
устный
ответ

Устный
письм.
ответ

и

проект

Письм.
ответ
на
вопрос

43.

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего
времени» - первый психологический роман в
русской литературе, роман о незаурядной
личности.
Обзор
содержания.
Сложность
композиции. Век Лермонтова в романе.

Викторина
по
тексту
романа,
работа сл словарем,
коллективный
диалог,
письм.
ответ на вопрос,
формулировка
вопросов к роману

44.

М.Ю. Лермонтов. Печорин как представитель Пересказ,
«портрета поколения».Загадки образа Печорина в смысловое чтение,
главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
коллективный
диалог,
составление
таблицы

45.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия Работа в группах,
характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», пересказ, устный
«Фаталист»
ответ на вопрос,
письм. ответ

46.

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Работа в группах,
Печорин в системе мужских образов романа. устный и письм.
Дружба в жизни Печорина.
ответ на вопрос

Знать:
роман,
психологический
роман,
композиция
романа «Герой нашего
времени», содержание
романа,
уметь
наблюдать
композицию романа,
работать со словарем
Знать:
содержание
глав, образ Бэлы,
Печорина, Максима
Максимыча,
черты
поколения, авторская
позиция и способы еѐ
выявления,
жанры
произв.,
уметь
анализировать эпизод,
определять авторскую
позицию
Знать:
раскрытие
образа Печорина в
романе,
психолог.портрет гл.
героя,
особенности
композиции,
авторская
позиция,
уметь анализировать
эпизод,
определять
авт.
позицию,
наблюдать
композицию
Знать:
образ
Печорина,
его
взаимоотношения
с
др. героями, авторское
отношение к героям,
уметь анализировать

Формулиро
вание
вопросов к
роману,
письм.отве
т
на
вопрос,
викторина
Пересказ,
таблица

Пересказ,
устный
ответ
на
вопрос,
письм.
ответ
на
вопрос

Работа
в
группах,
устный и
письм.
ответ
на
вопрос

47.

Печорин в системе женских образов романа. Работа в группах,
Любовь в жизни Печорина.
устный и письм.
ответ на вопрос

48.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой Составление
нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман тезисов
«Герой нашего времени» в оценке Белинского.

49.

Контрольная
Лермонтова.

работа по творчеству М.Ю. Тест, письм. ответ
на вопрос

50.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. проект
Проблематика и поэтика первых сборников
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

51.

Поэма «Мѐртвые души». Замысел, история Лекция,
создания. Особенности жанра и композиции. составление
Обзор содержания. Смысл названия
тезисов

52.

Система образов поэмы
Обучение анализу эпизода.

«Мертвые

души». Пересказ,
смысловое чтение,

образ героя, давать
характеристику
Знать:
образ
Печорина,
его
взаимоотношения
с
др. героями, авторское
отношение к героям,
уметь анализировать
образ героя, давать
характеристику
Знать:
споры
о
романтизме
и
реализме
романа,
оценки
Белинского,
уметь
составлять
тезисы
Знать:
содержание
изученных
произведений, уметь
анализировать
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве писателя,
проблематика
и
поэтика
первых
сборников
Гоголя,
уметь
выделять
главное
Знать:
замысел,
история
создания
произведения, жанр,
особенности
композиции,
смысл
названия, содержание,
уметь
выделять
тезисы
Знать:
система
образов
в
поэме,

Работа
в
группах,
устный и
письм.
ответ
на
вопрос
Составлени
е тезисов

письм.
ответ
вопрос

на

проект

тезисы

Пересказ,
характерис

53.

Образ города в поэме «Мертвые души».

54.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы.

55.

Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России.
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.
Соединение комического и лирического начал в
поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.
Белинского. Подготовка к сочинению.

56.

Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России.
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.
Соединение комического и лирического начал в
поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.
Белинского. Подготовка к сочинению.

характеристика
героев,
анализ
эпизода
(коллективный
диалог), работа с
иллюстрациями
Коллективный
диалог

уметь анализировать тика героев
эпизод

Знать: образ города,
авторское отношение
к
городу,
уметь
анализировать эпизод,
определять авторскую
позицию
Характеристика
Знать:
образ
героя,
Чичикова, эволюция
коллективный
Чичикова в замысле
диалог,
устный поэмы, уметь давать
ответ
характеристику,
высказывать
собственное мнение,
определять авторскую
позицию
Семинар, устный Знать: «мертвые» и
ответ на вопрос
«живые»
души
в
поэме,
лирич.
отступления,
образ
России,
эволюция
образа автора, оценка
Белинского,
уметь
выделять
главное,
обобщать,
уметь
отвечать
на
проблемный вопрос,
составлять план
Семинар, устный Знать: «мертвые» и
ответ на вопрос
«живые»
души
в
поэме,
лирич.
отступления,
образ
России,
эволюция

Устный
ответ

Характерис
тика героя,
устный
ответ

Устный
ответ
на
вопрос

Устный
ответ
на
вопрос

57.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые Смысловое чтение,
ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его письменный ответ
внутреннего мира.
на вопрос, схема,
пересказ
статьи
учебника

58.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
Содержание и смысл «сентиментальности» в
понимании Достоевского. Развитие понятия о
повести.

59.

А.П.ЧеховСлово о писателе «Тоска». Тема Смысловое чтение,
одиночества
человека
в
мире.
Образ письм. ответ на
многолюдного города и его роль в рассказе. вопрос
Развитие
представлений
о
жанровых
особенностях рассказа.

60.

Р/Р Подготовка к сочинению «В чем особенности Коллективный
изображения внутреннего мира героев русской диалог
литературы второй половины ХIХ века?» (на
примере
пр.
Островского,
Достоевского,
Толстого, Чехова).

61.

Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Выр.чтение,

Характеристика
героини,
коллективный
диалог, работа со
словарем

образа автора, оценка
Белинского,
уметь
выделять
главное,
обобщать,
уметь
отвечать
на
проблемный вопрос,
составлять план
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве писателя,
тип
петербургского
мечтателя,
его
внутренний
мир,
уметь характеризовать
героя
Знать: роль истории
Настеньки в романе,
содержание и смысл
«сентиментальности,
жанр повести, уметь
анализировать эпизод,
характеризовать героя
Знать:
жанровые
особенности рассказа,
образ
города
в
рассказе,
тема
одиночества
в
рассказе,
уметь
анализировать эпизод
Знать : идейные и
композиционные
особенности
изученных
произведений, уметь
отвечать
на
проблемный вопрос,
составлять план
Знать: представители

Пересказ
статьи
учебника,
письм.
ответ
на
вопрос,
схема
Характерис
тика,
диалог

Письм.
ответ
на
вопрос

План,
устный
ответ
на
вопрос

Чтение

Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
Развитие представлений о жанрах лирических
пр.)

коллективный
диалог,
устный
ответ на вопрос,
сочинениеминиатюра

62.

Раздел:Русская литература ХХ века.
Многообразие жанров и направлений.

Лекция,
составление
тезисов

63.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тѐмные аллеи». Коллективный
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История диалог,
устный
любви Надежды и Николая Алексеевича.
ответ,
пересказ
статьи учебника

64.

И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные Работа в группах
аллеи». Лиризм повествования.
(анализ эпизода),
устный ответ
М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье Пересказ
статьи
сердце» как социально-философская сатира на учебника,
современное общество. История создания и коллективный
судьба повести. Система образов повести диалог,
устный
«Собачье
сердце».Сатира
на
общество ответ на вопрос,
шариковых и швондеров.
работа со словарем,
характеристика
героя

65.

66.

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Работа в группах
Гуманистическая
позиция
автора.
Смысл (анализ эпизода),

рус.поэзии вт. пол.
ХIХ
века:
Н.А.Некрасов,
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет,
уметь
определять
авторскую позицию в
произведениях,
определять жанр
Знать: богатство и
разнообр. жанров и
направлений
рус.литературы ХХ в.
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве писателя,
содержание произв.,
авторская
позиция,
образы героев, уметь
анализировать эпизод
Знать: образы героев,
лиризм Бунина, уметь
анализировать эпизод
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве писателя,
история создания и
судьба
повести,
система образов в
повести, сатира и
гротеск в повести,
социальнофилософская сатира,
уметь анализировать
эпизод,
давать
характеристику,
работать со словарем
Знать:
содержание
произведения,

наизусть,
устный
ответ
на
вопрос,
сочинениеминиатюра
тезисы

Пересказ
статьи
учебника,
устный
ответ
Устный
ответ
Пересказ,
устный
ответ
на
вопрос,
словарь,
характерис
тика

Письм.
ответ
на

67.

68.

69.

70.

названия.
Художественная
условность, письм. ответ на авторская
позиция,
фантастика, сатира, гротеск и их художественная вопрос, работа со смысл
названия
роль в повести
словарем
повести, фантастика,
сатира,
гротеск,
художественная
условность,
уметь
анализировать эпизод,
работать со словарем
М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба Устный рассказ о Знать:
краткие
человека». Образ главного героя. Судьба писателе
с сведения о жизни и
человека и судьба Родины. Смысл названия использованием
творчестве писателя,
рассказа.
сам.найденных
образ главного героя,
материалов,
авторская позиция в
характеристика
произведении, смысл
героя,
пересказ, названия
рассказа,
коллективный
уметь
давать
диалог
характеристику
Особенности
авторского повествования в Смысловое чтение, Знать:
особенности
рассказе судьба человека. Композиция рассказа, составление схемы, повествования,
автор
и
рассказчик,
сказовая
манера работа со словарем, композиция, автор и
повествования.
Роль
пейзажа,
широта выразительное
рассказчик, сказ, роль
реалистической типизации, особенности жанра. чтение
пейзажа,
Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
реалистическая
типизация, реализм,
уметь анализировать
эпизод, наблюдать над
композицией произв.
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрѐнин Пересказ, устный Знать:
краткие
двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказ о писателе, сведения о жизни
рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
формулирование
писателя,
образ
вопросов
к послевоенной
произведению,
деревни, рассказчика,
коллективный
тема праведничества,
диалог
уметь анализировать
эпизод
Образ праведницы в рассказе «Матренин Работа в группах Знать: образ Матрены,
двор».Трагизм еѐ судьбы. Нравственный смысл (анализ эпизода), жанр произведения,
рассказа-притчи.
устный ответ , уметь анализировать

вопрос,
словарь

Устный
рассказ о
писателе,
характерис
тика героя,
пересказ

Выр.чтение
,
схема,
словарь

Пересказ,
вопросы к
произв.,
устный
рассказ о
писателе
Устный
ответ,
характерис

71.

72.

73.

74.

характеристика
эпизод,
давать
героя
характеристику)
Контрольная работа по произведениям второй Сочинение (по 1-2 Знать:
основные
половины ХIХ и ХХ века.
произведениям на факты из жизни и
выбор)
творчества изученных
писателей,
проблематику
и
идейное своеобразие
произведений.
Русская поэзия Серебряного века.
Урок- концерт
Знать:
Серебряный
Выразительное
век русской поэзии,
чтение
наизусть, представители,
устное сообщение, особенности периода,
рецензирование
уметь
определять
выр. чтения
авторскую позицию,
давать оценку чтению,
высказывать
свое
мнение
А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес Пересказ
статьи Знать:
краткие
издалека…», «О, весна без конца и без края..», учебника,
выр. сведения о жизни и
«О, я хочу безумно жить..». Высокие идеалы и чтение
творчестве
поэта,
предчувствие перемен. Своеобразие лирических стихотворений,
авторская позиция в
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
анализ
произв., особенности
стихотворений
поэтики,
уметь
(частично)- устный определять авторскую
ответ
позицию, наблюдать
особенности поэтики
Блока

тика героя

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в
лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди
меня
завтра
рано..»,
«Край
ты
мой
заброшенный…»

Устный
ответ
на
вопрос,
сочинениеминиатюра

Смысловое чтение
статьи
учебника,
выр.
чтениестихотворен
ий, устный ответ на
вопрос,
письм.
работа- сочинениеминиатюра

Знать:
краткие
сведения о жизни
поэта, образ Родины в
лирике
Есенина,
уметь анализировать
стихотворения
(частично)

сочинение

Выр.чтение
,
устное
сообщение,
рецензиров
ание

Пересказ
статьи
учебника,
устный
ответ

75.

Размышления о жизни, любви, природе,
предназначении человека в лирике Есенина.
«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не
плачу…»,
«Отговорила
роща
золотая…».
Народно-песенная основа лирики Есенина.

Урок-концерт: выр.
чтение
стихотворений,
прослушивание
романсов
на
стихотв. Есенина,
устное сообщение,
рецензирование

76.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!»,
«А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок).
Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие
стиха, ритма, интонации. Словотворчество.
Маяковский о труде поэта.

Пересказ
статьи
учебника,
коллективный
диалог, смысловое
чтение,
схема,
устный ответ

77.

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли
бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии
Маяковского.
Своеобразие
стиха,
ритма,
интонации. Словотворчество. Маяковский о
труде поэта.

Практикум
–
работа в группах
(анализ
стихотворенийчастично)

78.

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о
любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня
похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы
больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда
такая
нежность?».
Особенность
поэтики
Цветаевой.

Выразительное
чтение
стихотворений,
коллективный
диалоганализ
стихотворений,
пересказ
статьи
учебника

Знать:
авторская
позиция
в
произведениях,
народно-песенная
основа
стихотворений, уметь
оценивать
чтение,
определять авторскую
позицию, высказывать
свою точку зрения
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве
поэта,
новаторство
Маяковского,
особенности
его
поэзии,
уметь
находить изученные
явления
в
стихотворениях,
определять авторскую
позицию
Знать:
особенности
поэзии Маяковского,
уметь
находить
изученные явления в
стихотворениях,
определять авторскую
позицию
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве
поэта,
авторская позиция в
стихотворениях,
особенности поэтики
Цветаевой,
уметь
анализировать
стихотворения

Выр.чтение
,
рецензиров
ание,
устное
сообщение

Схема,
пересказ,
устный
ответ

Устный
ответ

Выр.чтение
, пересказ,
устный
ответ
на
вопрос

(частично)
Письм.
работа Знать: образ Родины,
(анализ
традиции
и
стихотворений)
новаторство
в
творчестве
Выразительное
Знать:
краткие
чтение
сведения о жизни и
стихотворений,
творчестве
поэта,
анализ
философские
стихотворений
размышления поэта
(работа в группах), авторская позиция в
устный рассказ о произведениях, уметь
писателе
анализировать
стихотворение
(частично)

79.

М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом
цикле «Стихи о Москве». Традиции и
новаторство в творческих поисках поэта.

80.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский
характер лирики поэта. Тема гармонии с
природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии
в природе…», «Где-то в поле возле Магадана»,
«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих
лиц», «Завещание».

81.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические Урок-концерт:
интонации в любовной лирике.
сообщение о жизни
и творчестве поэта,
о любовной лирике
Ахматовой,
прослушивание
записей с чтением
стихов,
выр.
чтение,
составление
рецензий на чтение
А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Практикум. Работа
Особенности поэтики.
в группах (анализ
стихотв.-частично)

82.

83.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская
глубина лирики поэта. Вечность и современность
в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся
стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть
знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется
дойти до…».

Устное сообщение
о
жизни
и
творчестве поэта,
коллективный
диалог - анализ
стихотв.,выр.чтени

Письм.
ответ
на
вопрос
Устный
ответ,
рассказ о
писателе

Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве поэта, тема
любви
в
поэзии
Ахматовой,
уметь
определять авторскую
позицию, выр. читать
стихотворения,
составлять сообщение
о жизни поэта

Устный
ответсообщение,
рецензия,
выр.
чтение

Знать: тема поэта и
поэзии в творчестве
Ахматовой,
уметь
анализировать
стихотворения
Знать:
краткие
сведения о жизни и
творчестве
поэта,
философские
размышления поэта,
авторская позиция в

Устный
ответ

Устное
сообщение,
творческая
работа,
устный
ответ

84.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о
Родине и природе. Интонация и стиль
стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

85.

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе.
«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации
стихотворений о войне.

86.

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХХХ веков

е,
сочинение- стихотворениях,
миниатюра
– уметь анализировать
творческая работа
стихотворения,
создавать творческую
работу
Урок-концерт :выр. Знать:
краткие
чтение,
сведения о жизни и
рецензирование
творчестве
поэта,
выр. чтения, устное образ
Родины
и
сообщениеприроды
в
презентация,
стихотворениях,
сочинениеуметь выр. читать,
миниатюра
определять
авт.
позицию, высказывать
свою точку зрения,
рецензировать,
создавать
творч.
работу
Выр.чтение
Знать:
авторская
стихотворений,
позиция и способы еѐ
работа в группах реализации
в
(анализ
стихотворении
«Я
стихотворений),
убит подо Ржевом»,
устный ответ
проблематика
стихотворений
о
войне,
уметь
анализировать
стихотворение
проект
Знать: темы и идейнохудожественное
своеобразие русских
песен и романсов на
стихи русских поэтов,
уметь
определять
темы и авторскую
позицию, наблюдать
худ.
Особенности
произ.

Выр.чтение
.
сочинениеминиатюра
,
сообщение
презентаци
я, рецензия

Выр.чтение
,
устный
ответ

Проект

87.

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ- проект
ХХ веков

Знать: темы и идейнохудожественное
своеобразие русских
песен и романсов на
стихи русских поэтов,
уметь
определять
темы и авторскую
позицию, наблюдать
худ.
Особенности
произ.
Тест или ответ на Знать:
идейновопрос
художественное
своеобразие
изученных
произведений, уметь
составлять
монологический
письм. ответ
Знать:
античная
литература, краткие
сведения о жизни и
творчестве Катулла,
Горация,
авторская
позиция
в
стих.
поэтов и способы еѐ
реализации, античное
наследие в русской
литературе,
уметь
определять авторскую
позицию,
прослеживать связи
русской и античной
литературы
Составление
Знать:
краткие
тезисов, смысловое сведения о жизни
чтение, схема,
поэта,
поэма
устный ответ
«Божественная
комедия»

проект

88.

Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Тест
или
ответ
на
вопрос

89.

Раздел: Зарубежная литература.
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет,
ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся
приязнь заслужить..». Чувства и разум в
любовной лирике поэте. Пушкин как переводчик
Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество
и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции
оды Горация в русской поэзии.

90.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная
комедия» (фрагменты). Множественность
смыслов поэмы ,еѐ универсально- философский
характер.

Тезисы,
схема,
устный
ответ

91.

92.

93.

98102

(содержание),
множественность
смыслов,
философские
обобщения в произв.,
уметь
составлять
тезисы
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм Характеристика
Знать: образ Фауста и
любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл героя, выр. чтение, Гретхен,
смысл
трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный коллективный
сопоставления Фауста
образ мировой литературы.
диалог
(анализ и Вагнера, идейный
эпизода),
письм. смысл
трагедии,
ответ на вопрос
особенности жанра,
вечный образ мировой
литературы,
уметь
характеризовать
героев, анализировать
эпизод
Итоговый урок.
Проверить
усвоенность
материала.
Итоговая работа за год.
Проверить
усвоенность
материала.
Резерв.

Характерис
тика героя,
письм.
ответ
на
вопрос

Устные
ответы на
вопрос
Тест
или
ответ
на
вопрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».