Рабочая программа вокального кружка 8 классы

Рабочая программа вокального кружка 8 классы
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно,
начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному
средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания
возрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка,
развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой
музыке.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход,
влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами, и каждый ребенок пробует
свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в
ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного
типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому
делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм,
движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих,
голосовых и музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в
исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.
Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением
ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами
профессионально-исполнительского мастерства.

Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие
эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к
пению.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 1 часа в неделю, 35часа в течение года, 10 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
2 год – 1 час в неделю, 35 часов в течение года, 11 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
3 год — 1 часа в неделю, 35 часов в течение года, 11часов на индивидуальную и концертную деятельность;
4 год — 1час в неделю, 35 часов в течение года, 11 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание
культурно развивающейся личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями
произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,
свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
обучить правилам культуры поведения;
обучить правилам гигиены голоса;
обучить основам хореографии;
обучить технике безопасности.
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство
ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,
творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на
жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;

развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;
развивать, умение певческой установки;
развивать координацию и выносливость;
развивать физические данные;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,
упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
обучать культуре общения.
Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:
сознательности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
связи теории с практикой.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию
учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и
самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в
творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкальноучебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
•
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
•
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
•
формирование эмоциональное отношение к искусству;
•
формирование духовно-нравственных оснований;

•

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
•
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
•
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
•
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
•
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
•
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
•
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
•
использовать знаково-символические средства для решения задач;
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
•
разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах
музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
•
постижение нотной грамоты;
•
знание особенностей музыкального языка;
•
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
•
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
•
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
•
исполнение вокальных произведений разных жанров.
Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие
встречи, участие в конкурсах и фестивалях.
В основе программы лежит системно -деятельностный подход.
Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее
адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и
проекты.
Предполагаемые результаты
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству;

верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или
положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.
Второй год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в
импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам,
слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при
исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нонлегато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать
кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы
двухголосия – подголоски.
Третий год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в
ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное
отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а
капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое
мастерство.
Четвертый год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять
более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм.
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; участвовать
в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и
сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую
партитуру и слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и
ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации,
движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством,
ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и
практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей,
разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную
смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар
зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место
варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и
сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного
стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий
качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое
проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально - сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность,
индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее
тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение
частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).
Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени
– умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.
Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое
соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало
пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение
продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных,
способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем
диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов
или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное

положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания
неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней
лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование
одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен
без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала
с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и
многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным
возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью
пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений
по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной
выразительности и созданию сценического образа.
Тематический план
(3-й год обучения)

№п/п Тема занятия

Общее
кол-во
часов

форма контроля

Дата 5б

Из них
теория практика

1

Вводное занятие

2

Вокально-хоровая работа
Прослушивание голосов

2

1

1

3

Певческая установка дыхания 2

1

1

4

Распевание

2

1

1

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

2

1

1

7

Вокальная позиция

2

1

1

8

Звуковедение

2

1

1

1

Дата 5а

план факт план факт

1
Творческое задание

9

Дикция

2

1

1

10

Двухголосие

2

1

1

11

Работа с солистами

2

1

1

12

Сводные репетиции

2

1

1
Опрос

Музыкально-теоретическая
подготовка
13

Основы музыкальной грамоты 2

1

1

14

Развитие музыкального слуха,
2
музыкальной памяти

1

1

15

Развитие чувства ритма

1

1

16

Теоретико-аналитическая
работа
Беседа о гигиене певческого
голоса

2

Творческое задание
2

1

17

Народное творчество

1

1

18

Беседа о творчестве
композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве
композиторов-классиков

1

1

20

Просмотр видеозаписи,
выступление детей
на фестивалях и конкурсах
различного уровня

1

опрос

беседа
1

1
Участие в
концертах,конкурсах

21

Концертно исполнительская
деятельность
Открытый урок для родителей *

*

22

Праздники, выступления

*

*

23

Экскурсии, концерты

*

*

Итого

35

19

16

1

2-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Наименование
разделов и тем
Вводное
занятие
Вокальнохоровая
работа
Прослушивани
е голосов

Кол-во
часов

№

1

3

Программное содержание
Содержание занятия
План
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки
пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и
начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения; различные его
приемы (короткое и активное в быстрых произведениях,
более спокойное, но также активное в медленных).

Дыхание

Распевание

12

4

Унисон

3

Вокальная
позиция

9

Дата

Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения;
исполнение продолжительных музыкальных фраз на
«цепном дыхании).

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над
звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и
напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая
атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах (головное
звучание).

Факт

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного
звучания во всем диапазоне детского голоса, умения
использовать головной и грудной регистры.

Дикция

3

Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных
органов, которые определяют качество произнесения
звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение
открывать
рот,
правильное
положение
губ,
освобождение от зажатости и напряжения нижней
челюсти, свободное положение языка во рту).
Особенности произношения при пении: напевность
гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных. Быстрое и четкое
выговаривание согласных.

Всего

35

Реализация:
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных,
российских и международных мероприятиях.
Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного
обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Материально-техническое обеспечение курса.

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
Технические средства обучения:
компьютер
музыкальный центр
микшер
микрофоны
флеш-карты
Учебно-практическое оборудование:
фортепиано
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного мастерства.
Литература : Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 :
Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5
за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО
Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя
музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с.
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с.
Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.
Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с.
Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. – 315 с.
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с.
Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для
учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. – 45 с.
Казачков С.А. От урока к концерту. — издательство Казанского университета, 2000. – 115 с.
Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.6 Музыка, 1989. – 155 с.
Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. — Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с.
Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. — Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.
Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 240 с., ил.

Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с.
Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с.
От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного
образования детей /под ред. Бруднова А.К. — М.: Владос, 2000. — 58 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. – 118 с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с.
Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. — М.: Владос, 2002. – 178 с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. — 2 изд. — М.: Айрис — пресс,
2004. – 88 с.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. –
(Методика).
Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в
образовании.- М., 2002. – 165 с.
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,
2002. – 67 с.
Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через
образование». – 2001 . – 98 с.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».