Рабочая программа вокальных кружков 6 классы Пояснительная записка. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения. Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения. В программе кружка вокального пения индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты. Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства. Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний. Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: 1 год – 1 часа в неделю, 35часа в течение года, 10 часов на индивидуальную и концертную деятельность; 2 год – 1 час в неделю, 35 часов в течение года, 11 часов на индивидуальную и концертную деятельность; 3 год — 1 часа в неделю, 35 часов в течение года, 11часов на индивидуальную и концертную деятельность; 4 год — 1час в неделю, 35 часов в течение года, 11 часов на индивидуальную и концертную деятельность; Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности. Задачи: Образовательные: обучить основам вокального искусства; ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей; обучить восприятию и анализу музыки; освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.); обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах; обучить правилам культуры поведения; обучить правилам гигиены голоса; обучить основам хореографии; обучить технике безопасности. Развивающие: развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.); развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу; формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на жесты и др.); формировать навыки правильной артикуляции; развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку; развивать умение осознанного отношения к дыханию; развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле; развивать, умение певческой установки; развивать координацию и выносливость; развивать физические данные; формировать эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества у учащихся; воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость, упорство и настойчивость; способствовать усвоению системы нравственно-этических норм; обучать культуре общения. Задачи данной программы опираются на принципы дидактики: сознательности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; связи теории с практикой. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкальноучебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Личностные результаты: • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; • формирование эмоциональное отношение к искусству; • формирование духовно-нравственных оснований; • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД: • участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД: • использовать знаково-символические средства для решения задач; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: • разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности; • постижение нотной грамоты; • знание особенностей музыкального языка; • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; • выражение образного содержания музыки через пластику и движение; • создание коллективных музыкально-пластических композиций; • исполнение вокальных произведений разных жанров. Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие встречи, участие в конкурсах и фестивалях. В основе программы лежит системно -деятельностный подход. Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты. Предполагаемые результаты Первый год обучения: наличие интереса к вокальному искусству; верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов; быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя); исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы. Второй год обучения: наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении); уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нонлегато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос; умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. Третий год обучения: наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках); увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения); умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. Четвертый год обучения: проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм. умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными. Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков: Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Тематический план (2-й год обучения) №п/п Тема занятия Общее кол-во часов форма контроля 1 Вводное занятие 2 Вокально-хоровая работа Прослушивание голосов 2 1 1 3 Певческая установка дыхания 2 1 1 4 Распевание 2 1 1 5 Дирижерские жесты 2 1 1 6 Унисон 2 1 1 7 Вокальная позиция 2 1 1 8 Звуковедение 2 1 1 9 Дикция 2 1 1 10 Двухголосие 2 1 1 11 Работа с солистами 2 1 1 12 Сводные репетиции 2 1 1 Музыкально-теоретическая подготовка Дата 5б Из них теория практика 1 Дата 5а план факт план факт 1 Творческое задание Опрос 13 Основы музыкальной грамоты 2 1 1 14 Развитие музыкального слуха, 2 музыкальной памяти 1 1 15 Развитие чувства ритма 1 1 16 Теоретико-аналитическая работа Беседа о гигиене певческого голоса 2 Творческое задание 2 1 17 Народное творчество 1 1 18 Беседа о творчестве композиторов-классиков 1 1 19 Беседа о творчестве композиторов-классиков 1 1 20 Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня 1 опрос беседа 1 1 Участие в концертах,конкурсах Концертно исполнительская деятельность Открытый урок для родителей * * 22 Праздники, выступления * * 23 Экскурсии, концерты * * Итого 35 № Наименование разделов и тем Кол-во часов 21 1 Вводное занятие 1 19 16 Программное содержание Содержание занятия Дата План Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки Факт 2-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вокальнохоровая работа Прослушивани е голосов пения, сидя и стоя. 3 Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Дыхание Распевание 12 4 Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Унисон 3 Вокальная позиция 9 Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Дикция 3 Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 35 Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Всего 35 Реализация: Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность) Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных, российских и международных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов. Материально-техническое обеспечение курса. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса. Технические средства обучения: компьютер музыкальный центр микшер микрофоны флеш-карты Учебно-практическое оборудование: фортепиано аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного мастерства. Литература : Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю). Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю). Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с. Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. – 315 с. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. – 45 с. Казачков С.А. От урока к концерту. — издательство Казанского университета, 2000. – 115 с. Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.6 Музыка, 1989. – 155 с. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. — Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. — Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /под ред. Бруднова А.К. — М.: Владос, 2000. — 58 с. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 118 с. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз). Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. — М.: Владос, 2002. – 178 с. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. — 2 изд. — М.: Айрис — пресс, 2004. – 88 с. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика). Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 2002. – 165 с. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 67 с. Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». – 2001 . – 98 с. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.