Пояснительная записка Программа вокального кружка относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников. Программа работы кружка составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над вокальным произведением. Предлагаемая программа по развитию музыкальных способностей у младших школьников представляет собой особый метод, систему педагогических условий. Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском вокальном коллективе (от его организации до концертных выступлений). В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка сольного исполнения, а так же навыкам хорового исполнения. Актуальность программы детского вокального коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным. Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе. Вся организация работы в вокальном коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Цель программы: Овладение основами вокального и музыкального образования Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен. 2. Развить навыки вокала, а именно: учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком; петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других; исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально); 3. Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать; 4. Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление); 5. Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы); 6. Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать); 7. Научить импровизировать. Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению вокального кружка «Радуга» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска. Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся. Программа рассчитана на 4 года, адресована детям младшего и среднего школьного возраста – мальчикам и девочкам 7–11 лет. Комплектование группы происходит в 1 классе без предъявления особых требований к знаниям и подготовке обучающихся. Главное – желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса, либо одной параллели без отбора. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов по желанию без специального отбора. Минимальное количество учащихся – 15 человек. Программа занятий рассчитана: в 4 классах на 35 часов в год, . Занятия проводятся в 4 классах 1 раз в неделю по 1 часа в неделю, Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - занятия – концерт; - репетиции; - творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Используемые приемы обучения: - наглядно – слуховой (аудиозаписи) - наглядно – зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические игры В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются: - создание дружного коллектива; - взаимодействие между детьми, педагогом и родителями; Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Планируемые результаты Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; - позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей. Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме; - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; - умение формулировать собственное мнение и позицию. - умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства. Познавательные УУД: - умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. - умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. - формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города). - умение применять знания о музыке вне учебного процесса Содержание программы 1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. 2. Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. 3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. 4. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. 5. Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. 6. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла. 7. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». 8. Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». 9. Сценодвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. 10. Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. 11. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. Содержание программы четвёртого года обучения Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии. 1.Введение. Прослушивание учащихся. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 2. Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное). Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания. 3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения. Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. 4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. 5. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. 6. Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. По итогам четвертого года обучения воспитанники должны знать: -соблюдение певческой установки; -понимание дирижёрского жеста; -знание основ музыкальной грамоты; -знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления; -умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); -умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; -умение точно повторить заданный звук; -умение в подвижных песнях делать быстрый вдох; -умение петь чисто в унисон; -умение дать критическую оценку своему исполнению; -умение работать в сценическом образе; -умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; -принимать участие в творческой жизни кружка; -участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах; -уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Учебно-тематический план на четвертый год обучения № п/ п 1 2 3 4 Общее В том числе колич Практич Теоретиче Разделы ество еских ских часов Введение, владение своим 1 1 голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. Знакомство с 1 1 произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Использование элементов 3 2 1 ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Вокально-хоровая работа 3 2 1 Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для Формы и методы контроля Фронтальный Групповой Групповой Фронтальный Дата План Факт Дата План Факт развития песенного творчества. Музыкально сценические 5 движения. Сценическая культура Основы музыкальной 6 грамоты. Агогика. Тональность. Работа над собственной манерой вокального 7 исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. Опорное дыхание, 8 артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных 9 вокальных навыков. Дикция и артикуляция Расширение диапазона голоса. Выявление 10 индивидуальных красок голоса. 11 Концертная деятельность 12 Итоговые занятия, творческие отчеты Итого 3 3 - Групповой 8 4 4 Фронтальный 4 4 - Индивидуаль ный 2 2 - 2 2 - Индивидуаль ный 4 4 - Индивидуаль ный 3 3 - Групповой 1 1 - Индивидуаль ный 35 28 7 Информационно-методическое обеспечение 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287. 4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. 8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. 9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999. 11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002. 12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006; 13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975. Список полезных интернет – ресурсов для педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed 13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207 14. http://notes.tarakanov.net/ 15. http://irina-music.ucoz.ru/load Технические средства обучения 1. Музыкальный центр. 2. Фортепиано. 3. Компьютер. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. Нотный и поэтический текст песен. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры. Оборудование кабинета Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. Стол учительский с тумбой. Авторские учебно-методические материалы 1. Использование разработок уроков 2. Использование мультимедийных презентаций Информационно-методическое обеспечение 15. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 16. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 17. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287. 18. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 19. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 20. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 21. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. 22. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. 23. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 24. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999. 25. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002. 26. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006; 27. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 28. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975. Список полезных интернет – ресурсов для педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/ http://irina-music.ucoz.ru/load Технические средства обучения 4. Музыкальный центр. 5. Фортепиано. 6. Компьютер. Экранно-звуковые пособия 10. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. 11. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. 12. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. 13. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. 14. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. 15. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. 16. Нотный и поэтический текст песен. 17. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. 18. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры. Оборудование кабинета 4. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся. 5. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. 6. Стол учительский с тумбой. Авторские учебно-методические материалы 3. Использование разработок уроков 4. Использование мультимедийных презентаций