рабочая программа вокального кружка 3 классов -

Пояснительная записка
Программа вокального кружка относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней
формирования музыкально - эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на
формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Программа работы кружка составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных
навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп,
методики работы над вокальным произведением.
Предлагаемая программа по развитию музыкальных способностей у младших школьников представляет собой особый
метод, систему педагогических условий. Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в
детском вокальном коллективе (от его организации до концертных выступлений). В программе особое внимание уделяется
воспитанию навыка сольного исполнения, а так же навыкам хорового исполнения.
Актуальность программы детского вокального коллектива заключается в том, что она направлена на создание
условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает
возможность каждому проявить себя,
почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих
данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
Вся организация работы в вокальном коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством – это
не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои
знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче
полученных знаний, общественную активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что
является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного
образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы.
Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют
исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время
занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и
неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на
сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся,
индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом
пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и
уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений
индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика
и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий
подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же
должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их
самооценку.
Цель программы: Овладение основами вокального и музыкального образования
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.
Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
2.
Развить навыки вокала, а именно:

учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и
самостоятельно, коллективно и индивидуально);
3.
Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
4.
Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
5.
Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте,
длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и
неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами,
удерживать до конца фразы);
6.
Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
7.
Научить импровизировать.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению вокального кружка «Радуга»
соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска.

Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту
обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают
раскрыться учащимся.
Программа рассчитана на 4 года, адресована детям младшего и среднего школьного возраста – мальчикам и девочкам 7–11
лет. Комплектование группы происходит в 1 классе без предъявления особых требований к знаниям и подготовке
обучающихся. Главное – желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса, либо одной
параллели без отбора. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов по желанию без
специального отбора. Минимальное количество учащихся – 15 человек.
Программа занятий рассчитана: в 3 классах на 35 часов в год,
.
Занятия проводятся в 3 классах 1 раз в неделю по 1 часа в неделю,
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми
и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов:
В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными
особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами
и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Планируемые результаты
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности,
творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе
освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим
дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько
воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия,
выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний,
умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и
внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по
заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного
искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете,
правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного
певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с
использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое,
динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного
звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение
воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для
создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически
добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя
свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

Содержание программы
Тема 1. Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция
голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Содержание. Просмотр видеозаписей. Работа по группам над голосами произведения.
Тема 3. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с
основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие
и коррекция правильного певческого дыхания.
Тема 4. Содержание. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Тема 5. Содержание. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию
фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под
фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
Тема 6 Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства
выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте
интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 7. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией,
артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить
внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
Тема 8. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.
Использование скороговорок.

Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 9. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен,
ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма. Практическая работа, дидактические игры.
Тема 10. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки,
припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания
хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 11. Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников
коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах
художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают
работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные
знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для
исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией
коллективным творчеством – основная задача педагога.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года
в соответствии со специфическими особенностями школы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению в вокальном кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Учебно-тематический план
№
п/
п

1

2

Разделы
Введение, владение своим
голосовым аппаратом.
Использование певческих
навыков. Собственная
манера исполнения
вокального произведения.
Выявление
индивидуального
интонирования.
Знакомство с
произведениями
Различных жанров,
манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.

Общее
В том числе
количе Практич Теоретичес
ство
еских
ких
часов
1
1

1

1

-

Формы и
методы
контроля
Фронтальный

Групповой

Дата
План
Факт

Дата
План

Факт

Знакомство с
многоголосным пением.

3

4

5

6

7

8

9

Использование элементов
3
ритмики, сценической
культуры. Движения под
музыку. Постановка
танцевальных движений,
театральные постановки.
Вокально-хоровая работа
3
Многоголосное пение.
Творчество и
импровизация. Расширение
диапазона голоса. Задания
для развития песенного
творчества.
Музыкально сценические
3
движения. Сценическая
культура
Основы музыкальной
8
грамоты. Агогика.
Тональность.
Работа над собственной
4
манерой вокального
исполнения. Творчество и
импровизация.
Сценическое искусство.
Опорное дыхание,
2
артикуляция, певческая
позиция.
Обработка полученных
2
вокальных навыков.
Дикция и артикуляция

2

1

Групповой

2

1

Фронтальный

3

-

Групповой

4

4

Фронтальный

4

-

Индивидуальн
ый

2

-

2

-

Индивидуальн
ый

Расширение диапазона
голоса. Выявление
10
индивидуальных красок
голоса.
11 Концертная деятельность
12

Итоговые занятия,
творческие отчеты
Итого

4

4

-

Индивидуальн
ый

3

3

-

Групповой

1

1

-

Индивидуальн
ый

35

28

7

Информационно-методическое обеспечение
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.:
Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам
музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец
детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура:
региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики //
Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://irina-music.ucoz.ru/load

Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Фортепиано.
3. Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
3. Стол учительский с тумбой.
Авторские учебно-методические материалы
1. Использование разработок уроков
2. Использование мультимедийных презентаций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».