Рабочая программа внеурочной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЁЛКА КАЛИНИНСКИЙ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________/_____________
Протокол № ____
от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР

«Утверждаю»
Директор школы
____________ Е.В.Васильева

___________ Тихова В.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
по математике в 5 «классе
«Практикум по математике»
2022– 2023 учебный год
Учитель: Алферова О.В.
Класс: 5а,5б
Всего часов в год: 35 часов
Всего часов в неделю: 1 час

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 - х класса разработана на основе федерального
государственногообразовательного стандарта основного общего образования. И учебного плана МБОУ ООШ п. Калининский на 20222023 учебный год.
Актуалкьность программы – Рабочая программа «Практикум по математике» ориентирована на выполнение требований к
содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа
педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников,
развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно
организовать свое свободное время.
Цель программы:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном
обществе.
Задачи программы:
 овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных
дисциплин;
 способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном
обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
 формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования
явлений и процессов;
 воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых
курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том
числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются,
углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной
работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности.
Рабочая программа «Практикум по математике» рассчитана на 35 часов в год (1 ч. В неделю) в каждом классе.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, соответсвующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в
развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
 в диалоге с учителем совершенствовать выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;




учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории).

Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и
грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач,
предполагающее умения:
 выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
 решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
 изображать фигуры на плоскости;
 использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
 измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
 распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
 проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые
измерения;
 использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
 строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
 читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом
виде;
 решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Содержание внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Практику по математике» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития
математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер
этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся,
проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное
содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам
практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической
интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.
Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления,
стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса,
стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к
решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять
полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это
способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в
условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа «Практикум по математике» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности
в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги,
расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между
детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий
предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного
состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика»,
не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты,
способные дать простор воображению.
Виды деятельности
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов,
викторин.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Участие в вечере занимательной математики.
10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
11. Исследовательская деятельность.

12. Составление презентаций.
13.Поисковая деятельность (поиск информации).
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности
должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно
выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля
№ занятия Определение уровня сложности занятия настроение Самооценка
низкий
средний
высокий
В конце года все участники объединения готовят и защищают исследовательские работы. Это может быть индивидуальной работой,
а может быть групповой – по желанию учащихся.

Тематическое планирование
№

1

Тема
урока

Кол
-во
час
ов

Планируемы
е результаты

Дата

Натуральны
е числа

1

Понимать
особенности
десятичной
системы

6.09

По плану
5а

По факту 5
а

По плану 5 б

7.09

По факту 5 б

2

Сравнение
натуральны
х чисел

1

3

Сложение и
вычитание
натуральны
х чисел

1

4

Решение
текстовых
задач с
помощью
сложения и
вычитания
Сложение и
вычитание
чисел
столбиком

2

5

2

счисления;
Научатся
сравнивать
числа с
помощью
натурального
ряда
познакомиться
с
позиционными
системами
счисления с
основаниями,
отличными от
10;
Решение
математически
х задач;

Оценивать
соответствие
результата
деятельности
поставленной цели и
условиям, объяснять
причины
достижения или
недостижения цели,
находить ошибку,
давать оценку
приобретённому

13.09

14.09

20.09

21.09

27.09-4.10

28.09-5.10

11.1018.10

12.10-19.10

опыту.

.
6

7

Заниматель
ные задачи

1

Решать
текстовые 25.10
задачи
арифметическим
способом
и
с
помощью
организованного
конечного перебора
всех
возможных
вариантов.

26.10

Прямая,
луч,
отрезок

7

Пользоваться
1.11-6.12
геометрическими
понятиями:
точка,
прямая,
отрезок,
луч,
угол,
многоугольник,
окружность, круг.
Приводить
примеры объектов
окружающего мира,
имеющих
форму
изученных
геометрических
фигур.
Использовать
терминологию,
связанную с
углами:
вершина
сторона; с
многоугольник

2.11-7.12

8

Заниматель
ные задачи

1

ами: угол,
вершина,
сторона,
диагональ; с
окружностью:
радиус,
диаметр, центр
ясно, точно,
грамотно
выражать свою
точку зрения в
устных и
письменных
текстах, давать
пояснения по
ходу решения
задачи,
комментироват
ь полученный
результат; в
ходе
обсуждения
задавать
вопросы по
существу
обсуждаемой
темы,
проблемы,
решаемой
задачи,
высказывать
идеи,
нацеленные на

13.12

14.12

9

Свойства
делимости

4

1
0

Обыкновен
ные дроби

15

поиск решения
обосновывать
20.12собственные
17.01
рассуждения;
выбирать способ
решения учебной
задачи (сравнивать
несколько вариантов
решения, выбирать
наиболее
подходящий с
учётом
самостоятельно
выделенных
критериев).
обосновывать
24.01собственные
25.05
рассуждения;
выбирать способ
решения учебной
задачи (сравнивать
несколько вариантов
решения, выбирать
наиболее
подходящий с
учётом
самостоятельно
выделенных
критериев).

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности
должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно

21.12-18.01

25.01-26.05

выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu.ru/
2. Рэш,МЭШ
3. Учи.ру
4. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».