Рабочая программа внеурочная деятельность История родного края 5 класс

er

BY

er

to
C
lic

k

he
re

to
he
re
k
C
lic
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

in e R ea d

bu
y

YF

14

AB

in e R ea d

bu
y

YF

14

AB

BY

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
кружок «История нашего края»
2022–2023 учебный год

Учитель
Гигаури Наталья Мелькомовна
Класс
5
Всего часов в год
35
Всего часов в неделю 1

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

Пояснительная записка
• Рабочая программа разработана в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Программы общеобразовательных учреждений. История родного края
В современном обществе основным и наиболее эффективным транслятором культуры и ее ценностей является образование. Особое
значение приобретает содержание образования, основные положения которого раскрыты в документе «Фундаментальное ядро содержания общего
образования». В силу территориальной обширности и регионально-этнического разнообразия Российской Федерации, а также исходя из
требований Федеральных государственных образовательных стандартов возможно и необходимо адаптивное расширение содержательного
наполнения образовательного процесса в субъектах России. Соответственно, очевидна актуальность школьного предмета истории и культуры
родного края для современного общества республики и других регионов России.
Целью программы является формирование у учащихся основ историко-культурного образа современной РСО-Алании и народа в контексте
российской и мировой культуры. Особое значение предмета соответствует тому вниманию, которое уделяется процессу становления личностных
характеристик учащихся, во ФГОС.
Программа составлена по модульному принципу, основой которого являются следующие концепты:
•
регион;
•
этнос;
•
культура (современная и традиционная);
•
история.
Раскрывая эти понятия в учебном процессе, в действие вовлекается еще один концепт, который условно можно обозначить как
«разнообразие культур». Во взаимодействии всех этих концептов реализуется возможность отражения особенного и общего культуры и истории
РСО-Алании.
Методологической основой предмета, курса является системно-деятельностный подход, который выражается: во взаимосвязях всех
тематических модулей и отельных тематических единиц содержательной составляющей курса на основе вышеобозначенных концептов;
организации активной учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей; реализации развития личности в
процессе образовательной деятельности.
Основные методологические принципы преподавания предмета в общеобразовательных организациях:
•
принцип научности, определяющий строгое соответствие содержания учебных текстов наиболее современным научно
обоснованным данным;
•
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, и восприятию диалога культур как в
одном историческом пространстве («по-горизонтали»), так и во времени («по-вертикали»).

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

•
антропологический подход, формирующий личностное восприятие прошлого, ощущение значимости деятельности обычных людей
и истории повседневности;
•
модульный принцип построения предмета как основа формирования содержания курса и межпредметных связей со всеми
предметными областями.
Научной базой предмета, курса являются, в основном, следующие научные дисциплины: культурология, этнология, культурная и
социальная антропология, история и все вспомогательные исторические дисциплины, религиоведение, этнография, искусствоведение, филология.
Предметная область не является полной аналогией таких дисциплин как краеведение и регионоведение, но содержательная связь
несомненна.
Программа рассчитана на 35 часов
Цели программы:
- эстетическое развитие;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой
культуры;
– дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края;
– познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.
Задачи программы:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности:
выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
Ценность, значимость книги.
Традиции изученных православных праздников.
Виды русских, осетинских народных песен.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Знание культуры, истории, природы родного края, владение навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными
качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту
родного края).
Уметь:
Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
Проявлять в делах заботу о родителях.

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

Пользоваться книгой, как источником знаний.
Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами обучения по предмету «История нашего края» являются:
Личностные результаты освоения предмета полностью совпадают с содержательным составляющим личностных результатов освоения
основной образовательной программы начального образования ФГОС. Личностные результаты освоения учебного предмета начального общего
образования в конечном итоге должны отражать:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; формирование
ценностей многонационального общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; уважение государственных
символов России и РСО-Алании;
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и
религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре осетинского и других народов;
•
овладение начальными навыками адаптации в поликультурном и полиэтничном обществе, в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
• осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности
за других людей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;
• формирование основ экологической культуры, развитие начального опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных
ситуациях;
• формирование эстетических потребностей через знакомство с художественным наследием чувашского народа и народов России;
• формирование установки на бережное отношение к историческим и современным материальным и духовным ценностям Осетии, России
и всего человечества.
Метапредметные результаты освоения предмета, курса ИКРК полностью соответствуют описанным в разделе «Требования к результатам
освоения образовательной программы начального общего образования» ФГОС. По тексту этих пунктов достижение метапредметных результатов
включает в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и
коммуникативных).
К универсальным учебным действиям, формирующимся в результате освоения учебного предмета на ступени начального общего
образования, относятся:
регулятивные действия
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
познавательные действия:
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; освоение базовых понятий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
• использование различных средств информационных и коммуникационных технологий, способов поиска; овладение основами отбора,
анализа, и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета;
• активное использование речевых средств для решения познавательных задач; умение составлять тексты в устной и письменной формах,
выступать, сопровождая тексты необходимой наглядностью.
коммуникативные действия:
• активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей групповой цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты освоения предмета, курса на ступени начального общего образования соотносятся с вышеупомянутыми личностными,
метапредметными результатами, а также конкретизируют цель учебного предмета (в основном в связи с содержательной частью программы) и
подразделяются на «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться»:
Выпускник начального общего образования научится:
•
узнавать государственную символику Российской Федерации и РСО-А; отмечать наличие государственных символов России и
Осетии в обыденной жизни, окружающей действительности.
•
осознавать значение Конституции, наличие прав и обязанностей гражданина.
•
понимать элементарные основы административно-территориального устройства Российской Федерации, Осетии; находить на картах
Российскую Федерацию, РСО-А, районы, населенные республики, свое поселение, соседние с Осетией области и республики.
•
кратко описывать достопримечательности столицы республики и населенных пунктов родного района; на уровне элементарных
понятий определять, структуру государственного управления и экономики Осетии;
•
осознавать этническое многообразие и единство современного общества;
•
различать понятия, артефакты и явления современной культуры, культуры прошлого, народной культуры, авторские произведения
искусства.
•
характеризовать элементы народных мифологических представлений, выявлять их элементы в произведениях фольклора.

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

•
кратко описывать элементы материальной культуры (культуры жизнеобеспечения и производственной культуры) осетинского
народа, сравнивать их с артефактами культуры других народов.
•
кратко характеризовать некоторые обряды и праздники народа, традиции взаимоотношений в семье, обществе, отношения к природе,
находить аналогии в культуре других народов; определять их реминисценции в современной культуре.
•
различать и в элементарной форме анализировать произведения народного изобразительного и музыкального искусства.
•
различать понятия языка и письменности, кратко характеризовать старинные виды письменности, знаки и цифры предков
осетинского и других народов.
•
характеризовать роль Осетии в сохранении языка и культуры; осознавать значение межэтнического мира и согласия, связь и
единство разных регионов России.
•
анализировать взаимосвязь природы и экономики человеческого общества, природы и здоровья человека, выражать свое отношение
к экологическим проблемам, определять действенность элементарных мер по охране природы; различать и классифицировать природные объекты
на примере объектов родного края.
•
понимать значение исторических, межкультурных связей между разными территориями и многоэтничную основу современных
народов.
•
ориентироваться в историческом времени, различать структуру временных отрезков; соотносить года с веками и тысячелетиями;
находить место изученных событий на «ленте времени»; различать понятия Европа, Азия, Серединная (Центральная) Азия.
•
делать краткие сообщения о основных вехах в истории народа.
•
определять историческое значение присоединения осетинских территорий к России, место и роль Осетии в общем процессе
становления и развития современной России.
•
делать краткие сообщения об исторических событиях XVI—XIX веков, ХХ века; иметь элементарные представления об
административной устройстве и социальной структуре общества прошлых веков.
•
осознавать свою собственную причастность судьбе Осетии и России.
•
различать в тексте сведения об исторических событиях и описательную информацию об экономике и культуре; анализировать
информацию в виде изображений, схем, карт, таблиц и соотносить ее с текстовыми сообщениями.
•
проводить элементарный анализ статистических данных.
•
искать и отбирать необходимую информацию из других (помимо учебного пособия) источников, иметь элементарные навыки
систематизации полученной информации, поиска аналогий.
•
анализировать визуальные данные (как в виде изображений, так и виде реальных предметов) и сопоставлять их с текстовой
информацией.
•
применять полученные знания в совокупности с собственным жизненным опытом в практических заданиях.
Выпускник начального общего образования получит возможность научиться:
•
использовать и сопоставлять различные источники информации (в том числе и контролируемый интернет); проводить анализ
выдержек из научно-популярных текстов и исторических документов.
•
определять столицы республик и областей Кавказа, государственные символы республик.
•
проводить элементарный топонимический анализ; сопоставлять слова из разных языковых групп, делать выводы о их
принадлежности к языковым группам;

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

•
иметь элементарные представления о космической технике, определять роль космических исследований в международных
отношениях.
•
анализировать сведения о миграциях людей, смене этнонимов и значении языка в сохранении этнической идентификации.
•
определять конец, начало, середину веков, тысячелетий; анализировать карты и соотносить события древности с современностью,
сопоставлять элементы современной экономики и экономики тех времен, анализировать значение международного обмена для развития
государств.
•
анализировать и сравнивать информацию об исторических судьбах государств; выявлять значение деятельности отдельных
личностей в истории.
•
сопоставлять события общероссийского и регионального масштаба, анализировать и выявлять их связи.
•
выявлять особенности отдельных хронологических периодов; анализировать современное состояние культуры и экономики Осетии и
ее потенциал.
•
исследовать и сопоставлять свой жизненный опыт и опыт своих родственников со сведениями теоретического характера; выявлять
связь поколений, выявляющуюся в процессе исследовательской деятельности.
•
проводить элементарный сбор этнографической информации, анализировать ее, выявлять аналогии.
•
создавать модели и рисунки артефактов народной культуры.
•
рассматривать и анализировать представленные артефакты с эстетической точки зрения.
•
формировать информацию в форме схем, анализировать ее структуру, дополнять необходимыми сведениями, преобразовывать
текстовую информацию в графическую (схема).
дд
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История нашего края
Введение
Россия — многонациональное государство. Отношения между нациями.
Происхождение и основные этапы истории, родственные и цивилизационные связи осетинской культуры. Профессиональная и народная
(этнографическая, традиционная) культура. Подсистемы традиционной культуры: гуманитарная или познавательна культура, культура первичного
производства, культура жизнеобеспечения, соционормативная культура. Место традиционной культуры в процессах развития национальной
культуры, в жизни современного общества.
Глава 1. Гуманитарная культура. 10 часов
Модель мира в традиционной культуре осетин. Различные способы моделирования пространства и времени. Образы пространства. Символы
зоологические, цифровые, цветовые. Время и ритуал. Мифологическое представление о циклическом времени. Центр мира или мировая ось.
Картина мира. Роль родного языка в формировании картины мира. В.И.Абаев – выдающийся исследователь осетинского языка и фольклора.
Религиозные представления осетин. Главные черты и особенности осетинской религиозной традиции. Строгое единобожие. Сохранение
осетинами древнего индоиранского, скифского религиозного наследия. «Семь святых».Единый Бог – Хуыцау. Святые-покровители и их
функции.
Храмы-святилища и святые места. Приготовление к богослужению и правила поведения в святом месте. Служитель дзуарылæг. Осетинская
молитва. Содержание и порядок молитвословия. Мировые религии в Осетии. Православное христианство и ислам. Осетинский
календарь.
Типы
времени:
мифологическое, историческое, реальное, физическое. Календарь как система счисления временных промежутков. Год.

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

Времена года: связанные с ними природные явления, хозяйственные заботы, цветовые и музыкальные символы. Месяцы и их названия. Дни
недели и их святые-покровители.
Устное народное творчество. Сказители и их роль в сохранении осетинского фольклора. Жанры устного народного творчества. Отражение в
фольклоре народных идеалов.
Нартовский эпос. Место сказаний о нартах в мировой типологии эпических произведений. Ж. Дюмезиль – выдающийся исследователь
осетинского эпоса и мифологии. Предания, легенды, былички. Песни: историко-героические, обрядовые, трудовые. Сказки волшебные и
бытовые, сказки о животных. Загадки. Пословицы, басни и притчи.
Народная музыкальная культура. Народная музыка и ее жанры. Формы исполнения. Музыкальные инструменты и их классификация:
духовые, струнные, ударные, клавишно-язычковые инструменты. Б.А.Галаев – основоположник изучения осетинской народной музыки.
Народная хореография и театр. Осетинская народная хореография. Хороводные, парные, мужские танцы. Место хореографии в
народной культуре. Народный театр. Драматические и песенно-плясовые представления. Маски и обрядовое ряжение. Сатирические и шуточные
сценки. Кукольные представления. Обрядовые игры.
М.С. Туганов – выдающийся художник и этнолог, исследователь народной хореографии и театральной культуры.
Профессиональное ремесло и прикладное искусство. Осетинский орнамент. Мотивы орнамента, их древнее происхождение. Функции
орнамента, его применение в прикладном искусстве.
Женское художественное шитье. Золотое шитье. Художественное ткачество и плетение. Вышивка и аппликация.
Строительное ремесло. Архитектурно-строительное мастерство. Каменное и деревянное строительство. Особенности строительства
башен.
Обработка металла. Традиции металлургии и металлообработки в Осетии. Кузнечное дело. Мастерство оружейников, ювелиров,
медников.
Народная медицина. Методы лечения. Народная хирургия. Использование лекарственных трав. Лечение водами. Внимание к больному.
Религиозные обряды.
Народная гигиена. Отношение осетин к чистоте физической и моральной.
Народные знания. Народные системы счета. Десятично-двадцатичный счет. «Пастушеский» - парный и десятичный счет. Счет «по
восемнадцать». Узлы и зарубки на память. Меры измерения длины, площади, объема и веса. Народная астрономия.
В.Ф. Миллер – выдающийся исследователь осетинского языка, фольклора и народных знаний.
Глава 2. Производственная культура. 6 часов
Земледелие и скотоводство. Кавказ – древнейший очаг производящего хозяйства. Земледелие. Хлебопашество. Земельные угодья. Хлебные
злаки. Системы севооборота. Трудовые процессы и орудия труда. Садоводство и огородничество .Скотоводство. Породы домашних животных.
Отрасли скотоводства. Виды пастушеских занятий. Обряды и поверья, связанные со скотоводством. Домашние ремесла. Обработка кожи и шкур.
Обработка шерсти и ткачество. Валяние войлока. Обработка дерева. Торговля продуктами хозяйства и домашнего ремесла.
Промыслы. Охота. Правила охоты и охотничьи обычаи. Охотничий язык. Рыболовство. Пчеловодство и бортничество.
Пути сообщения и средства передвижения. Пути сообщения: дороги, тропы. Перевальные дороги. Внутренние и транзитные пути.
Строительство колесных дорог.
Способы передвижения и перевозки грузов. Транспортные животные. Виды колесного и иного транспорта. Обувь для передвижения по горам.
Глава 3. Культура жизнеобеспечения. 6 часов
Поселения. Организация и структура осетинских поселений. Формы поселений в горах. Внутреннее членение территории поселения.
Селение как часть гражданской общины. Сюжет основания поселений как часть генеалогических преданий осетин.
Основные формы архитектурных сооружений в горах. Развитие осетинских поселений на равнине.

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

om

Жилище. Выбор места для жилья и строительства дома. Внешний облик и внутренняя структура осетинского жилища в горах и на
равнине.
Функциональное разделение жилых помещений. Хадзар как центр повседневной жизни и обрядовой практики осетинской семьи.
Организация пространства и интерьер хадзара. Очаг, надочажная цепь, центральный столб. Обряды и верования, связанные с очагом.
Осетинский дом и традиционная модель мира.
Одежда. Повседневная, праздничная и ритуальная одежда. Женский праздничный костюм. Детали верхней одежды и аксессуары.
Мужской праздничный костюм. Головные уборы и обувь. Оружие.
Повседневная пища. Пища повседневная и ритуальная. Блюда и снедь. Мучная пища. Растительная пища. Молочная пища. Мясная
пища. Повседневные напитки.
Отношение осетин к еде.
Ритуальная пища. Модель мира осетинской культуры и религиозно- мифологический смысл ритуальной пищи. Виды и формы выпечки.
Виды ритуальных мясных блюд. Виды осетинского пива и легенда о происхождении этого напитка.
Глава 4. Соционормативная культура. 11 часов
Общинные отношения. Сельская (соседская) община, ее хозяйственная и общественная жизнь. Формы общинной взаимопомощи.
Гражданская община – социально-политическое объединение. Происхождение и устройство гражданской общины. Государственная
община в XIX – начале XX вв.
Формы общественного самоуправления. Ныхас – народное собрание. Функции и место проведения ныхаса. Глашатай. Общественные
приговоры и наказания. Осетинский суд – тархон. Обычное право. Традиционный посреднический суд. Народные судьи и судопроизводство.
М.М. Ковалевский – выдающийся исследователь социальной жизни и обычного права осетин.
Родственные отношения. Место отношений родства в традиционной культуре осетин. Семья. Патронимия. Фамилия. Братство.
Формы искусственного родства. Генеалогические предания как форма устной истории родственных объединений.
Возрастные классы у мужчин. Возрастные группы и «обряды перехода». Возрастные классы: от рождения до трех и от трех до семи лет,
от семи до десяти лет, от десяти до шестнадцати лет, от шестнадцати до тридцати лет, от тридцати до сорока пяти лет, старше 45
лет. Народные представления о функциях, правах и обязанностях разных возрастных групп.
Возрастные классы у женщин. Возрастные группы: девочки до шести лет, до десяти лет, до четырнадцати лет, девушки на
выданье, замужние женщины, пожилые женщины. Воспитание девочек. Отношение к женщинам в осетинском обществе. Права и обязанности
разных возрастных групп.
Этикет. Правила этикета. Речевой этикет. Отношения между старшими и младшими. Институт гостеприимства и связанные с ним
обычаи. Взаимоотношения между гостями и домочадцами. М.А. Мисиков – исследователь повседневной жизни и традиционных норм поведения
осетин.
Семейные обряды. Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка. Наречение ребенка именем и особенности осетинской
антропонимии. Обряды, сопровождающие вхождение человека в жизнь.
Вступление в брак. Традиционные правила брачной политики. Свадебная обрядность. Послесвадебные обряды. Правила поведения
молодоженов.
Уход из жизни. Представления о переходе человека в иной мир. Посвящение коня покойнику. Поминальные обряды.
Народный праздник. Основные виды праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила организации ритуального застолья.
Осетинское молитвословие. Игрище и его религиозно-мифологический смысл.
Итоговые творческие проекты.
Заключительный урок повторения.

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

1.
2.
3.
4.

Название раздела
(блока)

Кол-во часов
на изучение
раздела (блока)

лабор.
раб.

Гуманитарная
культура.
Производственная
культура.
Культура
жизнеобеспечения

10

-

6

-

-

-

1

-

6

-

-

-

1

-

Соционормативная
культура
Итого

13

-

-

-

-

1

35

-

-

-

-

4

Формы организации учебной деятельности
1.Объяснительно-иллюстрированный
2.Репродуктивный
3.Частично-поисковой
4.Проблемное обучение
5.Исследовательский
Основные виды учебной деятельности
1. Лекция
2.Семинар
3.Беседа
4.Работа по карточкам
5.Групповая работа
6.Работа в парах
7.Тест

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
практ.
сочинен.
Форма контроля
раб.
Итоговое
Зачетный
собеседование
урок
1
-

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

w.

A B B Y Y.c

Календарно-тематическое планирование
Дата
проведения
№
урока

по
плану

Тема урока

по
факту

1

Введение

2

Виды/
формы
контроля

Модель мира в
традиционной культуре
осетин

Раздел (блок) 1 Гуманитарная культура 10 часов
Восстановление целостного представления о нашей Родине
России.
Формирование представления о духовном мире людей и
культурных традициях.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и учениками
Формирование основ гражданской идентичности личности,
осознания своей национальной и этнической принадлежности.
Формирование первоначального представления о мировых
религиях и традиционных религиях народов России.
Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: понимание
возможности существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с собственной ученика,
способности ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Различные способы моделирования пространства и времени.
Образы пространства. Символы зоологические, цифровые,
цветовые. Время и ритуал. Мифологическое представление о
циклическом времени. Центр мира или мировая ось. Картина
мира. Роль родного языка в формировании картины мира.
Типы времени: мифологическое,историческое, реальное,
физическое. Календарь как система счисления временных

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

промежутков
3

Религиозные представления
осетин

Формирование познавательных УУД: структурирование
знаний.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: понимание
возможности существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с собственной ученика,
способности ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии.
Формирование понимания связи между культурой и религией.
Главные черты и особенности осетинской религиозной
традиции. Строгое единобожие. Сохранение осетинами
древнего индоиранского, скифского религиозного
наследия. «Семь святых».Единый Бог – Хуыцау. Святыепокровители и их функции.

Индивидуальный опрос

4

Осетинский

Формирование знаний о древнейших верованиях и
возникновении веры в Единого Бога.
Формирование познавательных УУД: установление причинно
– следственных связей, построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи
Формирование образа мира как единого и целостного
при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов

Индивидуальный опрос

5

Устное народное творчество

Формирование знаний о возникновении религий мира и Их
основателях.
Формирование познавательных УУД:
установление причинно – следственных связей, построение
логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных

Фронтальный опрос

календарь

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи
Народная музыкальная
культура

Формирование представления о Народной музыкеа и ее
жанров. Формы исполнения. Музыкальные инструменты и их
классификация: духовые, струнные, ударные, клавишноязычковые инструменты
.Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

7

Народная хореография и
театр

Формирование представления об Осетинской народной
хореографии. Хороводные, парные, мужские танцы. Место
хореографии в народной культуре. Народный театр.
Драматические и песенно-плясовые представления
Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Индивидуальный опрос

8

Профессиональное ремесло
и прикладное искусство

Формирование представления об Осетинском орнаменте.
Мотивы орнамента, их древнее происхождение. Функции
орнамента, его применение в прикладном искусстве.
Женское художественное шитье. Золотое шитье.
Художественное ткачество и плетение. Вышивка и
аппликация.
Строительное ремесло. Архитектурно-строительное
мастерство. Каменное и деревянное строительство.
Особенности строительства башен.

Индивидуальный опрос

6

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Обработка металла. Традиции металлургии и
металлообработки в Осетии. Кузнечное дело. Мастерство
оружейников, ювелиров, медников.Формирование
познавательных УУД: самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
9

Народная медицина.

Формирование знания о Методах лечения. Народная
хирургия. Использование лекарственных трав. Лечение
водами. Внимание к больному. Религиозные обряды.
Народная гигиена. Отношение осетин к чистоте физической и
моральной
Формирование познавательных УУД: подведение под
понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и
координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей .Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

10

Народные знания

Формирование понятий - Народные системы счета.
Десятично-двадцатичный счет. «Пастушеский» - парный и
десятичный счет. Счет «по восемнадцать». Узлы и зарубки на
память. Меры измерения длины, площади, объема и веса.
Народная астрономия
Формирование познавательных УУД: построение логической
цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и
координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей.

Итоговое собеседование

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

11

Земледелие и скотоводство

12

Земледелие и скотоводство

Блок (Раздел) 2 Производственная культура (6 часов)
Формирование знания о Кавказ е как древнейшем очаге
производящего хозяйства. Земледелие. Хлебопашество.
Земельные угодья. Хлебные злаки. Системы севооборота.
Трудовые процессы и орудия труда. Садоводство и
огородничество. Скотоводство. Породы домашних животных.
Отрасли скотоводства . Виды пастушеских занятий. Обряды и
поверья, связанные со скотоводством. Домашние ремесла.
Обработка кожи и шкур. Обработка шерсти и ткачество.
Валяние войлока. Обработка дерева .Торговля продуктами
хозяйства и домашнего ремесла.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

Формирование знания о Кавказ е как древнейшем очаге
производящего хозяйства. Земледелие. Хлебопашество.
Земельные угодья. Хлебные злаки. Системы севооборота.
Трудовые процессы и орудия труда. Садоводство и
огородничество. Скотоводство. Породы домашних животных.
Отрасли скотоводства . Виды пастушеских занятий. Обряды и
поверья, связанные со скотоводством. Домашние ремесла.
Обработка кожи и шкур. Обработка шерсти и ткачество.
Валяние войлока. Обработка дерева .Торговля продуктами
хозяйства и домашнего ремесла.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

13

Промыслы

Формирование представления о главных занятиях - Охота.
Правила охоты и охотничьи обычаи. Охотничий язык.
Рыболовство. Пчеловодство и бортничество
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.

Индивидуальный опрос

14

Промыслы

Формирование представления о главных занятиях - Охота.
Правила охоты и охотничьи обычаи. Охотничий язык.
Рыболовство. Пчеловодство и бортничество
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.

Индивидуальный опрос

15

Пути сообщения и средства
передвижения

Формирование представления о Путях сообщения: дорогах,
тропах. Перевальные дороги. Внутренние и транзитные пути.
Строительство колесных дорог.
Способы передвижения и перевозки грузов. Транспортные
животные. Виды колесного и иного транспорта. Обувь для
передвижения по горам.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.

w.

Индивидуальный опрос

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.
16

Пути сообщения и средства
передвижения

Формирование представления о Путях сообщения: дорогах,
тропах. Перевальные дороги. Внутренние и транзитные пути.
Строительство колесных дорог.
Способы передвижения и перевозки грузов. Транспортные
животные. Виды колесного и иного транспорта. Обувь для
передвижения по горам.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.

Итоговое собеседование

Раздел (блок) 3 Культура жизнеобеспечения 6 часов
17

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Поселения

Формирование представления об Организации и структуре
осетинских поселений. Формы поселений в горах. Внутреннее
членение территории поселения. Селение как часть
гражданской общины. Сюжет основания поселений как часть
генеалогических преданий осетин.
Основные формы архитектурных сооружений в горах.
Развитие осетинских поселений на равнине .Формирование
познавательных УУД: самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

позицию. Формирование образа мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов
18

19

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Жилище

Одежда.

Формирование понимания значения Выбора места для
жилья и строительства дома. Внешний облик и внутренняя
структура осетинского жилища в горах и на равнине.
Функциональное разделение жилых помещений. Хадзар как
центр повседневной жизни и обрядовой практики осетинской
семьи. Организация пространства и интерьер хадзара. Очаг,
надочажная цепь, центральный столб. Обряды и верования,
связанные с очагом. Осетинский дом и традиционная модель
мира.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование понимания и значения Повседневной,
праздничной и ритуальной одежды. Женский праздничный
костюм. Детали верхней одежды и аксессуары. Мужской
праздничный костюм. Головные уборы и обувь. Оружие
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

20

21

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Повседневная пища

Ритуальная пища

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота
о слабых», «взаимопомощь». Пища повседневная и
ритуальная. Блюда и снедь. Мучная пища. Растительная
пища. Молочная пища. Мясная пища. Повседневные напитки.
Отношение осетин к еде.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать
речь для регуляции своего действия.
Воспитание доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний.
Формирование понятий - Модель мира осетинской культуры и
религиозно- мифологический смысл ритуальной пищи. Виды
и формы выпечки. Виды ритуальных мясных блюд. Виды
осетинского пива и легенда о происхождении этого
напитка.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать
речь для регуляции своего действия.
Воспитание доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

22

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Ритуальная пища

Формирование понятий - Модель мира осетинской культуры и
религиозно- мифологический смысл ритуальной пищи. Виды
и формы выпечки. Виды ритуальных мясных блюд. Виды
осетинского пива и легенда о происхождении этого
напитка.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать
речь для регуляции своего действия.
Воспитание доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний.
Раздел (блок) 4

Итоговое собеседование

Соционормативная культура 11 часов

23

Общинные отношения

Формирование понимания понятий - Сельская (соседская)
община, ее хозяйственная и общественная жизнь. Формы
общинной взаимопомощи. Гражданская община –
социально-политическое объединение. Происхождение и
устройство гражданской общины. Государственная
община в XIX – начале XX вв..Формирование познавательных
УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование
мотивации к труду, работе на результат.

24

Формы общественного
самоуправления

Формирование понимания понятий - Ныхас – народное
собрание. Функции и место проведения ныхаса. Глашатай.
Общественные приговоры и наказания. Осетинский суд –
тархон. Обычное право. Традиционный посреднический суд.
Народные судьи и судопроизводство.
Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и
их обоснование.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование
мотивации к труду, работе на результат.
25

Родственные отношения

Формирование понимания определений - Место отношений
родства в традиционной культуре осетин. Семья.
Патронимия. Фамилия. Братство. Формы искусственного
родства. Генеалогические предания как форма устной
истории родственных объединений
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

26

Возрастные классы у
мужчин

Формирование понимания и значения Возрастных групп и
«обрядов перехода». Возрастные классы: от рождения до трех
и от трех до семи лет, от семи до десяти лет, от десяти до
шестнадцати лет, от шестнадцати до тридцати лет, от
тридцати до сорока пяти лет, старше 45 лет. Народные
представления о функциях, правах и обязанностях разных
возрастных групп.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

27

Возрастные классы у
женщин

Формирование понимания и значения Возрастных групп:
девочки до шести лет, до десяти лет, до четырнадцати лет,
девушки на выданье, замужние женщины, пожилые
женщины. Воспитание девочек. Отношение к женщинам в
осетинском обществе. Права и обязанности разных
возрастных групп.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

28

Этикет.

Формирование понимания и значения Правил этикета.
Речевой этикет. Отношения между старшими и младшими.
Институт гостеприимства и связанные с ним обычаи.
Взаимоотношения между гостями и домочадцами.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

29

Семейные обряды

Формирование понимания Обрядов жизненного цикла.
Рождение ребенка. Наречение ребенка именем и
особенности осетинской антропонимии. Обряды,
сопровождающие вхождение человека в жизнь.
Вступление в брак. Традиционные правила брачной политики.
Свадебная обрядность. Послесвадебные обряды. Правила
поведения молодоженов.
Уход из жизни. Представления о переходе человека в иной
мир. Посвящение коня покойнику. Поминальные обряды
.Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

30

Семейные обряды

Формирование понимания Обрядов жизненного цикла.
Рождение ребенка. Наречение ребенка именем и
особенности осетинской антропонимии. Обряды,
сопровождающие вхождение человека в жизнь.
Вступление в брак. Традиционные правила брачной политики.
Свадебная обрядность. Послесвадебные обряды. Правила

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

поведения молодоженов.
Уход из жизни. Представления о переходе человека в иной
мир. Посвящение коня покойнику. Поминальные обряды
.Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
31

Народный праздник

Формирование понимания и значения Основных видов
праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила
организации ритуального застолья. Осетинское
молитвословие. Игрище и его религиозномифологический смысл Формирование познавательных УУД:
формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

32

Народный праздник

Формирование понимания и значения Основных видов
праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила
организации ритуального застолья. Осетинское
молитвословие. Игрище и его религиозно-

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

мифологический смысл Формирование познавательных УУД:
формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
33

34

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Народный праздник

Народный праздник

. Формирование понимания и значения Основных видов
праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила
организации ритуального застолья. Осетинское
молитвословие. Игрище и его религиозномифологический смысл Формирование познавательных УУД:
формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование понимания и значения Основных видов
праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила
организации ритуального застолья. Осетинское
молитвословие. Игрище и его религиозномифологический смысл Формирование познавательных УУД:
формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d

A B B Y Y.c

bu
C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

om

w

w

w

w

необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
35

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Творческие работы ученика
Подведение итогов

Закрепление и расширение знаний об отечественных
религиозно – культурных традициях как духовной основе
многонационального, многоконфессионого народа России.
Формирование познавательных УУД: поиск и выделение
необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования — определение
последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Зачетный урок

w.

A B B Y Y.c

om

er

BY

in e R ea d
bu

C

lic

k

he

re

to

bu
to
re
he
k
lic
C
w.

A B B Y Y.c

om

w

w

w

w

er

y

YF

14

AB

in e R ea d

y

YF

14

AB

BY

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______История нашего края________
Класс ______5________
Учитель___Гигаури Н.М.___________
2022-2023 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина
корректировки

Способ корректировки

w.

A B B Y Y.c

om


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».