Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку_ Практикум по русскому языку_ 7 класс

Общая характеристика программы внеурочной деятельности по русскому языку «Практикум по русскому языку» в 7 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» общеинтеллектуальной направленности
ориентирована на обучающихся 7 классов. Объем программы 35 часов, срок ее освоения 1 год, периодичность – 1ч в неделю и
продолжительность 40 минут.
Программа способствует саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной
познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию
российской и региональной языковой идентичности.
Задачи курса:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского
языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Практикум по русскому языку» формируются:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к
родному краю, его прошлому и настоящему;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

- уважение ценностей семьи и общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной
форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Предметные результаты

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных
предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
(6 часов)
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской
азбуки Кириллица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего

Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов уральского народа».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окает?
Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов).
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари.
Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в
художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного Урала. Из истории названий городов и сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России.
Фразеологические
сочетания,
фразеологические
сращения,
фразеологические
единства
(идиомы).
Библейские
фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой
любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?

Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов).
Состав слова. Морфема.
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова.
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования
слов одноклассниками).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
3. О чем расскажут части слова…
4. Слово о слове…
Раздел 5. Итоговое занятие (1час)

3. Тематическое планирование
№

Тема

Количество часов

2

Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
(6 часов)
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.
Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита.

3

Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица.

1

4

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа

1

5

1

6

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)

7

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.

1

8

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.

1

9

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

1

1

года. Реформа 1917 года.

1
1

1

10 Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов уральского народа».

1

11 Практическое занятие. Проекты.

1

Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов).
12 Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения
фамилии.
Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие
14 «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих
фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного Урала. Из истории названий
15
городов и сел.
13

1
1
1
1

Дата по
плану

Дата по
факту

16 Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей.

1

17 Диалекты северных областей России.

1

18

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства
(идиомы).

1

19 Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов.

1

20 Неологизмы. Использование их в художественной литературе

1

21 Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований.
Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской
22
словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
23 Устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

1

24 Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

1

25 Выразительные возможности слова. Многозначность слова.

1

26 Индивидуальный проект: ««Говорящие» фамилии в художественной литературе».
Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов).
27 Состав слова. Морфема.

1

28 Грамматическое значение слова.

1

29 Морфемы иноязычного происхождения.

1

30 Гнездо родственных слов.

1

31 Корень слова и этимологическое значение слова.

1

32 Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

33 Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка.

1

34 Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками)
Раздел 5. Итоговое занятие (1час)
35 Итоговое занятие. Подведение итогов. Защита индивидуальных проектов.

1

Итого

35

1
1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».