Рабочая программа по технологии 9 класс 2021-2022 по ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЁЛКА КАЛИНИНСКИЙ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Технология
2021– 2022 учебный год
Учитель :Элесханова П.М.
Класс : 9
Всего часов в год : 92
Всего часов в неделю :1

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.
№ 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021 – 2022 учебный год, базисного учебного плана
для
общеобразовательных организаций МБОУ ООШ п.Калининский и на 2020-2021 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам
основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному
самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному
самоопределению.
5. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и
соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности.
6. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
7. воспитывать уважение к рабочему человеку.
8. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса (ФГОС) основного общего образования МБОУ Клетнянской СОШ № 2 имени
Героя Советского Союза Н.В. Можаева по направлению «Технология» по курсу «Профессиональное самоопределение».
2

Курс «Профессиональное самоопределение» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной
школы. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному
и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований
профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Но они формируются только на основе личностных
качеств и жизненных ценностей.
Выбор профессии – естественный этап развития каждого человека. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии
во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте
решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных
проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждет не готовых
решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет
решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения,
анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Уроки технологии
направлены на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистической самооценки, знакомства с
миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования
карьеры.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному
самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор
(подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той
или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия,
информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса
психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их
развитие, с другой стороны.
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
3

- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина,
наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память
учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают
мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а
также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления.
Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных
материалов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей;
- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном
выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
4

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение
к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности
эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
Предметные:
учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
способы и средства анализа профессиональной деятельности;
методику выполнения профессиональных проб;
структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
пути получения профессионального образования;
возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
5

• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном
самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный
идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное
профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и слышать друг друга;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
• представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;
• умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
• определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
6

• осуществление обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека.
Регулятивные УУД:
• целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
• оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; оценка результатов работы.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела и темы
I. Основы жизненного и
профессионального
самоопределения. (6ч.)
1. Жизненное
самоопределение человека.

Содержание

Формирование представления о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни.
Формирование понимания сущности и структуры процесса профессионального самоопределения и развития.
Формирование представления о значении, условиях и правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу»,
«надо».

2. Сущность и структура
процесса профессионального
самоопределения и развития.
3. Значение, ситуация и
правила выбора профессии.

Правила выбора профессии.
Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии.
Ознакомление учащихся с сущностью, назначением, структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор».

4. Типичные ошибки при
выборе профессии.

Тест №1 «Основы жизненного и профессионального самоопределе
7

ния»
5. Творческий проект «Мой
выбор»: сущность и
структура
6. Тестовый контроль знаний
по разделу.
II. Мир труда и профессии
(6ч.)
1. Профессия и
специальность:
происхождение и сущность.
2. Многообразие мира труда.

Формирование у школьников представления о происхождении и сущности понятий «профессия», «специальность»,
«должность».
Формирование у учащихся представления о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики.
Формирование психологической готовности к трудовой деятельности.
Формирование у учащихся представления об основных признаках профессиональной деятельности, о способах
классификации профессий и определения формулы профессии.

3. Классификация
профессий. Формула
профессии.
4.Профессиональная
деятельность и карьера
человека.

Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной деятельности и карьеры.
Формировании представления о сущности и состоянии рынка труда, его требованиях к современному
профессионалу.
Формирование потребности в постоянном общем и профессиональном развитии.
Тест №2 «Мир труда и профессий».

5. Рынок труда и его
требования к профессионалу.
8

6. Тестовый контроль знаний
по разделу.
III. Человек и профессия
(10ч.)
1. Профессионально важные
качества человека.

Формирование представления о профессионально важных качествах человека.
Формирование представления об интересах, склонностях и мотивах выбора профессии.

2. Интересы и склонности.
Мотивы выбора профессии.
3. Особенности психических
процессов и выбор
профессии.
4. Темперамент и выбор
профессии.
5. Характер и выбор
профессии.
6. Роль способностей в
профессиональной
деятельности.
7. Тип личности и выбор
профессии.

Формирование представлений о психических процессах.

Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности
человека.
Формирование представления о сущности, чертах, типах характера и его роли профессиональной деятельности
человека.
Формирование представления о сущности, видах способностей и их роли в профессиональной деятельности
человека. Осознание своих профессиональных способностей.
Формирование представления о социально- профессиональ
ном типе личности и его роли в профессиональ
ной деятельности.
Формирование представления о влиянии профессиональ
ной деятельности на здоровье человека, медицинских противопоказаниях к профессиям.
Формирование представления о сущности, степени профессиональной пригодности и самооценки. Формирование у
учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
9

8.Профессиональная
деятельность и здоровье.

Тест №3 «Мир труда и профессий».

9.Профессиональная
пригодность и самооценка.

10. Тестовый контроль
знаний по разделу.
IV. Слагаемые успеха в
профессиональном
самоопределении
(12 ч.)
1. Анализ профессиональной
деятельности.

Формирование представления об источниках информации о профессиях. Формирование умений пользования
профессиограммой как комплексной характеристикой профессии.
Формирование представления о сущности, содержании профессиональных проб и творческих проектов.
Ознакомление с методикой выполнения профессиональных проб и творческих проектов.

2.Профессиональные пробы
и творческие проекты.

Сущность профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Формирование представления о сущности, уровнях и системе профессионального образования.

3. Профильное обучение и
предпрофильная подготовка.
4. Пути получения
профессионального
образования.

Формирование представления о сущности, видах и содержании профессиональной консультации.
Формирование представления о человеческих ресурсах, сущностях, методах и способов профессионального
саморазвития и самовоспитания.
Формирование представления о структуре готовности к профессиональному самоопределению и алгоритма
10

5.Профессиональная
консультация.
6.Профессиональное
самоопределение и
самовоспитание.

принятия решения о профессиональном выборе.

Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».
Формирование и развитие проектной деятельности. Выполнение, обсуждение и защита проектов

7. Готовность к
профессиональному
самоопределению. Принятие
решения о
профессиональном выборе.
8. Тестовый контроль знаний
по разделу.
9. Творческий проект «Мой
выбор»: оформление и
защита. – 4ч.

11

Перечень вида и количества работ за четверть; год.

Вид работы
Тестирование

1-я ч.
2-я ч.
(кол-во часов) (кол-во
часов)
1
1

3-я ч.
(кол-во
часов)
1

Творческие проектные работы
Защита творческого проекта

4-я ч.
(кол-во часов)

ИТОГО

1

4

3
1

3
1

3. Календарно - тематическое планирование
№
Дата проведения
Тема
урока
план
факт
I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч.
1/1
Жизненное самоопределение человека
2/2
Сущность и структура
процесса профессионального самоопределения и развития
3/3
Значение, ситуация
и правила выбора профессии
4/4
Типичные ошибки при выборе профессии
5/5
Творческий проект «Мой выбор»
6/6
Тестовый контроль знаний по разделу «Основы
жизненного и профессионального самоопределения»
II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч.
7/1
Профессия и специальность: происхождение и сущность

12

8/2
9/3
10/4
11/5
12/6

13/1
14/2
15/3
16/4
17/5
18/6
19/7

Многообразие мира труда
Классификация профессий. Формула профессии
Профессиональная деятельность и карьера человека
Рынок труда и его требования к профессионалу
Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда и
профессий»
III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч.
Профессионально важные качества человека
Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора
профессии
Особенности психических процессов и выбор профессии
Темперамент и выбор профессии
Характер и выбор профессий
Роль способностей профессиональной деятельности
Тип личности и выбор профессии

20/8

Профессиональная деятельность и здоровье

21/9

Профессиональная пригодность
и самооценка

22/10

Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и
профессия»
IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч.

23/1

Анализ профессиональной деятельности

24/2

Профессиональная проба и творческие
проекты

25/3

Профильное обучение и предпрофильная подготовка

26/4

Пути получения профессионального образования
13

27/5

Профессиональная консультация

28/6

Профессиональное самоопределение и самовоспитание

29/7

Готовность к профессиональному самоопределению.
Принятие решения о профессиональном выборе.

30/8
31/9

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление
проекта

32/10
33/11

Защита творческих проектов «Мой выбор»

34/12

Повторение по разделу «Слагаемые успеха в
профессиональной деятельности»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».