Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования по технологии и
авторской программы по технологии Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова для 4 класса.
Цели изучения курса технологии начального общего образования: овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями; освоение продуктивной проектной деятельности; формирование позитивного эмоционально-ценностного
отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
1. духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества,
отраженного в материальной культуре;
2. развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного
отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
3. формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности,
нести ответственность за результат своего труда;
4. формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с
ремеслами народов России;
5. развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание
толерантности к мнению и позиции других;
6. формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического
содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
7. развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового
и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
8. формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
9. гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
10. развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов
выполнения отдельных операций;
11. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической
картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
12. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого
мышления;
13. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
14. обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества
продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
15. формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в
практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
16. обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование
умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.
1. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане;
• умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи);
• умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области;
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• умение различать способ и результат действия;
• умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом
пространстве Интернета;
• умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
• умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения задач;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• умение основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
• умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на
основе выделения сущностной связи;
• умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• умение устанавливать аналогии;
• умение владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• умение задавать вопросы;
• умение контролировать действия партнёра;
• умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в
различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель,
прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
бережно относиться к предметам окружающего мира;
организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя
заменять их;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической
картой.
2. Содержание учебного предмета
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим
школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при
этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на
основе продуктивной проектной деятельности.
Цель обучения в данном 4 классе - сформировать технологические навыки выполнения операций, необходимые не только для
выполнения изделий на уроке, но и активно использовать их во внеучебной деятельности.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых
личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Содержание курса технология представлено следующими разделами:
Человек и земля – 21 час, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Вагоностроительный завод: изготовление ходовой части вагона, цистерны, Работа с конструктором: изготовление буровой вышки,
КамАЗа, Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина, Монетный двор: изготовление медали, Фаянсовый завод: изготовление вазы,
Швейная фабрика: изготовление прихватки, новогодней игрушки, Обувная фабрика: изготовление модели детской обуви,
Деревообрабатывающее производство: лесенка – опора для растений, Кондитерская фабрика: изготовление шоколадного печенья и
пирожного «Картошка», Бытовая техника: изготовление настольной лампы и абажура, Тепличное хозяйство: выращивание цветов на
школьной клумбе.
Человек и вода – 3 часа, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Водоканал: изготовление фильтра для воды, Порт: изготовление канатной лестницы, Узелковое плетение; изготовление браслета.
Человек и воздух – 3 часа, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Самолетостроение: изготовление самолета из конструктора, изготовление ракеты-носителя, Летательный аппарат: изготовление
воздушного шара.
Человек и информация – 5 часов, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Издательское изделие: изготовление титульного листа, Программа MicrosoftWord: создание «Таблицы», содержания книги,
Переплетные работы: изготовление «Дневника путешественника».
3. Тематическое планирование по разделам
№
1
2
3
4
5
6
Название раздела
Количество часов
1
21
3
3
5
1
35
Знакомство с учебником
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Резерв
Итого
4. Календарно – тематическое планирование по технологии, 4 класс
№
Наименование разделов и тем
Знакомство с учебником (1ч)
1
Т.Б. на уроках технологии. Как работать с учебником
Человек и земля (21 ч)
2
3
4
Т.Б. при работе с ножницами. Вагоностроительный завод. «Ходовая часть вагона(тележка)».
Т.Б. при работе с ножницами. Вагоностроительный завод. «Цистерна»
Т.Б. при работе с конструктором..Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»
Дата по плану
Дата по факту
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»
Т.Б. при работе с конструктором. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»
Т.Б. при работе с конструктором. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»
Монетный двор. Изделие «Стороны медали»
Монетный двор. Изделие «Медаль»
Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы», «Ваза»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка»
Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»
Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»
Т.Б. при работе с древесиной. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для
растений»
Т.Б. при работе с древесиной. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для
растений»
Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка»
Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье»
Т.Б. при работе с ножницами и ножом. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»
Т.Б. при работе с ножницами и ножом. Бытовая техника. Изделие «Абажур»
Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы»
Человек и вода (3ч)
23
24
25
Водоканал. Изделия «Фильтр для воды»
Порт. Изделие « Канатная лестница»
Узелковое плетение. Изделие «Браслет»
Человек и воздух (3ч)
26
27
28
Т.Б. при работе с конструктором. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет»
Т.Б. при работе с ножницами. Изделие «Ракета-носитель»
Т.Б. при работе с шилом. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный шар»
Человек и информация (5ч)
29
30
31
32
33
34,35
Т.Б. при работе с компьютером. Издательское дело. Изделие «Титульный лист».
Программа MicrosoftWord. Создание «Таблицы» Промежуточная аттестация. Тест.
Программа MicrosoftWord. Создание содержания книги
Т.Б. при работе с иглой. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»
Т.Б. при работе с иглой. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»
Резервный урок
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной
деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для
самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ
устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.),
сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и
др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных
народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок,
простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению
изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование
на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.