Рабочая программа по_ технологии_ 4 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования по технологии и
авторской программы по технологии Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова для 4 класса.
Цели изучения курса технологии начального общего образования: овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями; освоение продуктивной проектной деятельности; формирование позитивного эмоционально-ценностного
отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
1. духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества,
отраженного в материальной культуре;
2. развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного
отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
3. формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности,
нести ответственность за результат своего труда;
4. формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с
ремеслами народов России;
5. развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание
толерантности к мнению и позиции других;
6. формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического
содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
7. развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового
и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
8. формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
9. гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
10. развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов
выполнения отдельных операций;
11. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической
картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
12. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого
мышления;
13. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
14. обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества
продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

15. формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в
практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
16. обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование
умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.
1. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане;
• умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи);

• умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области;
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• умение различать способ и результат действия;
• умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом
пространстве Интернета;
• умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
• умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения задач;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• умение основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
• умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на
основе выделения сущностной связи;
• умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• умение устанавливать аналогии;
• умение владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• умение задавать вопросы;
• умение контролировать действия партнёра;
• умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
 воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в
различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
 называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель,
прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
 бережно относиться к предметам окружающего мира;
 организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
 отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя
заменять их;
 проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
 проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
 осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
 определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической
картой.
2. Содержание учебного предмета
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим
школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при
этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на
основе продуктивной проектной деятельности.
Цель обучения в данном 4 классе - сформировать технологические навыки выполнения операций, необходимые не только для
выполнения изделий на уроке, но и активно использовать их во внеучебной деятельности.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых
личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Содержание курса технология представлено следующими разделами:
Человек и земля – 21 час, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Вагоностроительный завод: изготовление ходовой части вагона, цистерны, Работа с конструктором: изготовление буровой вышки,
КамАЗа, Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина, Монетный двор: изготовление медали, Фаянсовый завод: изготовление вазы,
Швейная фабрика: изготовление прихватки, новогодней игрушки, Обувная фабрика: изготовление модели детской обуви,
Деревообрабатывающее производство: лесенка – опора для растений, Кондитерская фабрика: изготовление шоколадного печенья и
пирожного «Картошка», Бытовая техника: изготовление настольной лампы и абажура, Тепличное хозяйство: выращивание цветов на
школьной клумбе.
Человек и вода – 3 часа, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Водоканал: изготовление фильтра для воды, Порт: изготовление канатной лестницы, Узелковое плетение; изготовление браслета.
Человек и воздух – 3 часа, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Самолетостроение: изготовление самолета из конструктора, изготовление ракеты-носителя, Летательный аппарат: изготовление
воздушного шара.
Человек и информация – 5 часов, в ходе изучения данного раздела изучаются следующие темы:
Издательское изделие: изготовление титульного листа, Программа MicrosoftWord: создание «Таблицы», содержания книги,
Переплетные работы: изготовление «Дневника путешественника».
3. Тематическое планирование по разделам
№
1
2
3
4
5
6

Название раздела

Количество часов
1
21
3
3
5
1
35

Знакомство с учебником
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Резерв
Итого
4. Календарно – тематическое планирование по технологии, 4 класс

№

Наименование разделов и тем
Знакомство с учебником (1ч)

1

Т.Б. на уроках технологии. Как работать с учебником
Человек и земля (21 ч)

2
3
4

Т.Б. при работе с ножницами. Вагоностроительный завод. «Ходовая часть вагона(тележка)».
Т.Б. при работе с ножницами. Вагоностроительный завод. «Цистерна»
Т.Б. при работе с конструктором..Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»

Дата по плану

Дата по факту

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»
Т.Б. при работе с конструктором. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»
Т.Б. при работе с конструктором. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»
Монетный двор. Изделие «Стороны медали»
Монетный двор. Изделие «Медаль»
Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы», «Ваза»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»
Т.Б. при работе с иглой. Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка»
Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»
Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»
Т.Б. при работе с древесиной. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для
растений»
Т.Б. при работе с древесиной. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для
растений»
Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка»
Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье»
Т.Б. при работе с ножницами и ножом. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»
Т.Б. при работе с ножницами и ножом. Бытовая техника. Изделие «Абажур»
Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы»
Человек и вода (3ч)

23
24
25

Водоканал. Изделия «Фильтр для воды»
Порт. Изделие « Канатная лестница»
Узелковое плетение. Изделие «Браслет»
Человек и воздух (3ч)

26
27
28

Т.Б. при работе с конструктором. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет»
Т.Б. при работе с ножницами. Изделие «Ракета-носитель»
Т.Б. при работе с шилом. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный шар»
Человек и информация (5ч)

29
30
31
32
33
34,35

Т.Б. при работе с компьютером. Издательское дело. Изделие «Титульный лист».
Программа MicrosoftWord. Создание «Таблицы» Промежуточная аттестация. Тест.
Программа MicrosoftWord. Создание содержания книги
Т.Б. при работе с иглой. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»
Т.Б. при работе с иглой. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»
Резервный урок

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной
деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для
самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ
устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.),
сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и
др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных
народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок,
простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению
изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование
на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».