рабочая программа 4 кл шахматы

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальн ого
общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
8. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение,
2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6.
9. Электронная форма учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержани ю
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
1. Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый Автор/Авторский Название Класс Издатель
номер
коллектив
учебника
учебника
учебника в
Федеральном
перечне
Е. А.
Шахматы
2
Издательство
Прудникова, Е.
в школе.
«Просвещение»,
И. Волкова.
2017

Нормативный документ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20.05.2020 . № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».

Авторская программа шахматы в школе 4кл. / Е.А. Прудниковой, Е.И.Волкова предусматривает изучение шахмат в 4 классе в объеме 35 часов, 1
час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег о
образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы
программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обуч ения детей
специалистами в области шахматного образования и спорта. Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4
годов обучения. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций и предназначена для использования в п роцессе преподавания
основ шахматной игры в начальной школе. УДК 372.8:794 ББК 74.26
Начальный
курс
по
обучению
игре
в
шахматы
максимально
прост
и
доступен
младшим
школьникам.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур,
блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсц енировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Педагогические задачи:
а) Образовательная: расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости,
тренирует: логическое мышление, наблюдательность, внимательность, но самое главное, развивает память;
б) Воспитательная: вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, споко йствие,
способствует формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности;
в) Эстетическая: ребенок живет в мире сказок и превращения обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов,
шахматных комбинаций, доставляет истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном - необыкновенное обогащает детскую фантазию,
приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) Физическая: среди детей, учащихся, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «чтобы гроссмейстером стать, надо много знать,
постоянно заниматься физкультурой и спортом, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоров ым. Но,
знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное,
шахматы – это каждодневный тяжелый труд, труд упорный и настойчивый. Жизнь своего рода игра в шахматы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результ атов –
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения
программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;

– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе осв оения
учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся
начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахм атного
материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат
на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры» (23 часов)
«Практико-соревновательная деятельность» (12 час)
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов
по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны харак теристики
видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении
образовательной деятельности возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования систем ы шахматных
уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Планируемые результаты изучения предмета
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
 владеть основными шахматными позициями,
 владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,
 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,
 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,
 уметь реализовывать материальное преимущество,



принимать участие в шахматных соревнованиях.

Требования к уровню подготовки учащихся
№

Раздел учебного курса

1

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

2

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

3

НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА ФИГУР

4

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная
тема
учебного
курса).

5

ЦЕЛЬ
ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

6

ИГРА
ВСЕМИ ФИГУРАМИ
ИЗ
НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Компетенции
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,
соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,
соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог.
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
из них
уроков

1
2

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
1
Базовые понятия шахматной игры
22
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

контроль

0
0

3
4
5

Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматные праздники
Общее количество часов

3
6
3
35

0
0
0
0

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовы х
положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формирует ся следующий
алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным
методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы
ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования та ктического
мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество
ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребен ку выработать
свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках
решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
План
4а/4б

Факт
4а/4б

Тема урока

Основные
содержательные
линии

Предметные
результаты

Метапредметные результаты
УУД

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Личностные

Форма
контроля

1

История
появления
шахмат
на
Руси.
Зарождение
шахматной
культуры в
России

Беседа о важности
соблюдения правил
техники безопасности
на занятиях по
шахматам.
Знакомство с
материалом об
истории появления
шахмат на Руси, о
том, как в России
начала формироваться
шахматная культура
Дополнение знаний об
игре в дебюте новыми
в сведениями: роль
центра, создание
численного
превосходства

Легенды
и сказания
о возникновении
шахмат.

Развитие
навыков наблюдение
сотрудничества
со
взрослыми и сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать конфликтов и
находить
выходы
из
спорных ситуаций.

2

Основные
принципы
игры
дебюте

Получить
возможность
сформировать
понятие о
простейших
тактических и
позиционных
приемах,
закрепить знания о
простейших
тактических приемах
при помощи
шахматной игры.

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей.

Текущий
контроль

3

Перевес
развитии
фигур

Формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств.

Текущий
контроль

в Раскрытие понятия
«мобилизация фигур
для получения
численного
превосходства»

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске. Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
дидактических и
практических игр.
«Мобилизация
Регулятивные:
фигур для получения использовать приемы в
численного
практических позициях
превосходства»
Познавательные:
на
демонстрировать
демонстрационной
мобилизацию фигур на
доске, а также в
шахматной доске.
игровых ситуациях

4

Атака
короля

на Раскрытие плана
атаки на короля при
односторонней и
разносторонней
рокировках, а также
плана атаки на короля,
оставшегося в центре

5

Перевес
в Способы игры при
пространстве пространственном
перевесе, способы
достижения
пространственного
перевеса

6

Оценка
позиций

Рассказ о том, что
необходимо делать
для того, чтобы
правильно оценить
позицию во время
шахматной партии

Получить
возможность
выполнить атаки на
короля при
односторонней и
разносторонней
рокировках, а также
на короля,
оставшегося в
центре на
демонстрационной
доске, а также в
игровых ситуациях
Получить
возможность
повысить уровень
знаний при помощи
компьютерной
программы,
возможность
решения заданий.
Научится применять
полученные навыки
в игре с программой
различной
сложности.
Получить
возможность
сформировать
представление о
необходимости
правильно оценивать
позицию во время
шахматной партии

Регулятивные:
использовать приемы
атаки в практических
позициях
Познавательные:
демонстрировать атаки
на проходе на
шахматной доске.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с компьютерной
программой.
Познавательные:
демонстрировать взятия
и ходы в практической
игре различного уровня
сложности
Регулятивные:
использовать прием в
позициях на
демонстрационной
доске. Познавательные:
демонстрировать
приемы в процессе
разыгрывания позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Текущий
контроль

игра

Фронт.опрос

7

План игры

Разбор схемы
моделирования плана
игры, раскрытие цели
планирования

Получить
возможность
сформировать
представление о
схемах
моделирования
плана игры и цели
планирования

8

Выбор хода

Алгоритм выбора
хода, форсированные
и нефорсированные
варианты,
профилактика.
Учимся думать за
партнёра

Получить
возможность
ознакомиться с
короткими
партиями. Научится
определять причины
проигрыша.
Научится
нескольким видам
простейших матов.

9

Открытые
дебюты

Многообразие
открытых дебютов.
Итальянская партия,
защита двух коней

Научится
руководствоваться
простейшими
правилами
оппозиции.
Получить
возможность при
помощи доски
решать задачи.

Регулятивные:
использовать прием в
позициях на
демонстрационной
доске. Познавательные:
демонстрировать
приемы в процессе
разыгрывания позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать партииловушки для
расширения
«шахматного кругозора»
Познавательные:
моделировать приемы
ловушек в учебных
партиях
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
Регулятивные:
использовать оппозицию
другие простейшие
принципы для
достижения цели
шахматной игры.
Познавательные:
применять основные
правила проведения
пешки в ферзи в
различных игровых
ситуациях.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств.

Фронт.опрос

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Фронт.опрос

10

Полуоткрыты
е дебюты

Многообразие
полуоткрытых
дебютов.
Сицилианская защита,
Французская защита

11

Закрытые
дебюты

Многообразие
закрытых дебютов.
Славянская защита

Научится
использовать
тактичекие приемы:
сицилианская
защита, французская
защита

Регулятивные:
использовать правило
квадрата простейшие
принципы геометрии
шахматной доски.
Познавательные:
применять тактичекие
приемы: Открытое
нападение. Открытый
шах. Двойной шах.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.
Научится
Регулятивные:
самостоятельно
использовать правила и
принимать.
простейшие принципы в
Научится определять начале, середине и
правильное решение, окончании партии
согласно
Познавательные:
простейших планов. демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

12

Гамбиты

Королевский гамбит

Научится
самостоятельно
принимать.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

13

Тактический
прием
«мельница»

Знакомство с
тактическим приёмом
«мельница». Решение
дидактических
заданий

Научится цели
шахматной игры.
Получить
возможность
ознакомиться с
оценкой позиций
сильнейших
шахматистов и
мастеров. Научится
понимать, что
материального
перевеса не
достаточно для
выигрыша в партии.

Регулятивные:
применять
теоретические и
практические знания в
решении шахматных
«головоломок» и
ребусов.
Познавательные:
демонстрировать
различные способы
ведения шахматной
игры.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.
Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия
и ходы согласно
ценности фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности.

Текущий

14

Тактический
прием
«перекрытие
»

Знакомство с
тактическим приёмом
«перекрытие».
Решение
дидактических
заданий

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

15

Тактический
прием
«рентген»

Знакомство с
тактическим приёмом
«рентген». Решение
дидактических
заданий

Грамотно
располагать
шахматные фигуры
в дебюте; находить
несложные
тактические удары и
проводить
комбинации; точно
разыгрывать
простейшие
окончания

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные: учить
работать по
предложенному
учителем плану, а в
дальнейшем уметь
самостоятельно
планировать свою
деятельность.
Познавательные:
перерабатывать
полученную
информацию, делать
выводы в результате
совместной работы всей
команды.
Коммуникативные:
приобретение
теоретических знаний и
практических навыков
шахматной игре.

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

текущий

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Текущий
,игровая
практика

16

Конкурс
решения
позиций: как
бы вы
сыграли?

17

Анализ
шахматной
партии:
выбери ход

Отработка на
практике материала
уроков 13–16

Принципы игры в
Регулятивные:
дебюте. Безопасное
использовать примеры
положение короля.
шахматных партии,
Рокировка.
объяснять простейшие
Дидактические
комбинации и принципы
задания «Можно ли
ведения игры.
сделать
Познавательные:
рокировку?», « В
применять игровые в
какую сторону
начале, середине игры,
можно
окончаниях.
рокировать.?»,
«Поставь мат в один
ход рокированному
королю», «Поставь
мат в два хода
рокированному
королю».
Разбор и анализ
Принципы игры в
Регулятивные:
партий чемпионов
дебюте. Безопасное
использовать
мира и ведущих
положение короля.
полученные знания,
шахматистов мира
Рокировка.
умения и навыки в
Дидактические
работе с компьютерной
задания «Можно ли
программой.
сделать
Познавательный:
рокировку?», « В
демонстрировать взятия
какую сторону
и ходы в практической
можно
игре различного уровня
рокировать.?»,
сложности К:.
«Поставь мат в один взаимодействовать со
ход рокированному
сверстниками в процессе
королю», «Поставь
практической игры.
мат в два хода
рокированному
королю».
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Текущий
,игровая
практика

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,игровая
практика

18

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

19

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

20

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

21

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

текущий

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,тактические
приемы.

22

Простейшие
ладейные
эндшпили:
ладья с
пешкой и
королем
против ладьи
и короля

23

Простейшие
ладейные
эндшпили:
ладья с
пешкой и
королем
против ладьи
и короля

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знакомство с
Дидактические
Регулятивные:
простейшими
задания “Чем бить
использовать ценность
ладейными
черную фигуру?”,
фигур в практической
эндшпилями;
“Сдвой противнику
игре. Познавательные:
способами защиты за
пешки”.
демонстрировать взятия
слабейшую сторону и
и ходы согласно
способами игры на
ценности фигуры и ее
выигрыш за
местоположения на
сильнейшую сторону;
шахматной доске.
изучение приёмов
Коммуникативные:
«построение моста»,
взаимодействовать со
«отталкивание
сверстниками в процессе
плечом», знакомство с
позицией Филидора и
позицией Лусены
Знакомство с
Дидактические
Регулятивные:
простейшими
задания “Можно ли
использовать ценность
ладейными
сделать
фигур в практической
эндшпилями;
рокировку?”, “В
игре. Познавательные:
способами защиты за
какую сторону
демонстрировать взятия
слабейшую сторону и можно рокировать?”, и ходы согласно
способами игры на
“Поставь мат в 1 ход ценности фигуры и ее
выигрыш за
нерокированному
местоположения на
сильнейшую сторону; королю”, “Поставь
шахматной доске.
изучение приёмов
мат в 2 хода
Коммуникативные:
«построение моста»,
нерокированному
взаимодействовать со
«отталкивание
королю”, “Не
сверстниками в процессе
плечом», знакомство с получат ли белые
позицией Филидора и мат в 1 ход, если
позицией Лусены
рокируют?”.

Развитие этических чувств
и доброжелательности.

Текущий
,тактические
приемы.

Развитие этических чувств
и доброжелательности.

Текущий
,тактические
приемы.

24

Простейшие
ладейные
эндшпили:
ладья с
пешкой и
королем
против ладьи
и короля

25

Простейшие
ладейные
эндшпили:
ладья с
пешкой и
королем
против ладьи
и короля

Знакомство с
простейшими
ладейными
эндшпилями;
способами защиты за
слабейшую сторону и
способами игры на
выигрыш за
сильнейшую сторону;
изучение приёмов
«построение моста»,
«отталкивание
плечом», знакомство с
позицией Филидора и
позицией Лусены
Знакомство с
простейшими
ладейными
эндшпилями;
способами защиты за
слабейшую сторону и
способами игры на
выигрыш за
сильнейшую сторону;
изучение приёмов
«построение моста»,
«отталкивание
плечом», знакомство с
позицией Филидора и
позицией Лусены

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,тактические
приемы.

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,тактические
приемы.

26

Простейшие
ладейные
эндшпили:
мат двумя
слонами
одинокому
королю

Знакомство с
простейшими
легкофигурными
окончаниями: техника
матования двумя
слонами

Получить
возможность
сформировать
понятие о технике
матования двумя
слонами.

27

Простейшие
легкофигурн
ые
окончания:
мат конем и
слоном
одинокому
королю

Знакомство с
простейшими
легкофигурными
окончаниями: техника
матования слоном и
конём

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

28

Конкурс
решения
позиций: как
бы вы
сыграли?

Отработка на
практике материала
уроков 22–27

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске. Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
дидактических и
практических игр.
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей.

Текущий
,тактические
приемы.

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

29

Роль шахмат
в жизни
человека. Как
стать
сильным
шахматистом

30

Шахматный
турнир

31

Шахматный
турнир

Советы чемпионов
мира юным
шахматистам. Зачем
учиться шахматной
игре

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Игровая практика
Научится
Регулятивные:
самостоятельно
использовать правила и
принимать решения. простейшие принципы в
Научится определять начале, середине и
правильное решение, окончании партии
согласно
Познавательные:
простейших планов. демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Игровая практика
Научится
Регулятивные:
самостоятельно
использовать правила и
принимать решения. простейшие принципы в
Научится определять начале, середине и
правильное решение, окончании партии
согласно
Познавательные:
простейших планов. демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

32

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

33

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

34

Шахматный
праздник

Решение заданий,
игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

35

Шахматный
праздник

Решение заданий,
игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно
простейших планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств
и доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________

2022-2023 учебный год

№
урока

Тема

Количество часов
по
дано
плану

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».