рабочая программа 3 кл шахматы

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
8. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М. :
Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6.
9. Электронная форма учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
1. Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый Автор/Авторский Название Класс Издатель
номер
коллектив
учебника
учебника
учебника в
Федеральном
перечне
Е. А.
Шахматы
3
Издательство
Прудникова, Е.
в школе.
«Просвещение»,
И. Волкова.
2017

Нормативный документ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20.05.2020 . № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».

Авторская программа шахматы в школе 3кл / Е.А. Прудниковой, Е.И.Волкова предусматривает изучение шахмат в 3 классе в объеме 35 часов, 1
час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы
программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения
детей специалистами в области шахматного образования и спорта. Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников
для 1–4 годов обучения. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций и предназначена для использования в процессе
преподавания основ шахматной игры в начальной школе. УДК 372.8:794 ББК 74.26
Начальный
курс
по
обучению
игре
в
шахматы
максимально
прост
и
доступен
младшим
школьникам.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной
игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством
фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Педагогические задачи:
а) Образовательная: расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости,
тренирует: логическое мышление, наблюдательность, внимательность, но самое главное, развивает память;
б) Воспитательная: вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, спокойствие,
способствует формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей
деятельности;
в) Эстетическая: ребенок живет в мире сказок и превращения обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов,
шахматных комбинаций, доставляет истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном - необыкновенное обогащает детскую
фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) Физическая: среди детей, учащихся, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «чтобы гроссмейстером стать, надо много знать,
постоянно заниматься физкультурой и спортом, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым. Но,
знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и
сложное, шахматы – это каждодневный тяжелый труд, труд упорный и настойчивый. Жизнь своего рода игра в шахматы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов
– личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения
программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра
(собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного
шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар,
мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры» (21 часов)
«Практико-соревновательная деятельность» (14 час)
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований,
конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида
спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в
осуществлении образовательной деятельности возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами
детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования
системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Планируемые результаты изучения предмета
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.

Требования к уровню подготовки учащихся
№
1

Раздел учебного курса
ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Компетенции
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,
соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в

2

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

3

НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА ФИГУР

4

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная
тема
учебного
курса).

5

ЦЕЛЬ
ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

6

ИГРА
ВСЕМИ ФИГУРАМИ
НАЧАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ

ИЗ

диалог
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия
с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,
соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в
диалог.
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия
с товарищами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов из них
уроков

1
2
3
4
5

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
1
Базовые понятия шахматной игры
20
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
4
Соревнования
8
Шахматные праздники
2
Общее количество часов
35

контроль
0
0
0
0
0
0

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в
дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При
изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий
метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные
тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде
всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

1

Дата
План

Тема урока

Факт

Из
истории
шахмат.
Повторение
пройденного
материала.

Основные
содержательные
линии

Предметные
результаты

Метапредметные результаты
УУД

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения о
Легенды
возникновении шахмат
и сказания
и появлении их на Руси, о возникновении
первое знакомство с
шахмат.
чемпионами мира по
шахматам и ведущими
шахматистами мира.

Личностные

Развитие
навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы из спорных ситуаций.

Форма
контроля

наблюдение

2

Матование
одинокого
короля
разными
фигурами
(повторение)

Повторение материала
второго года обучения.
Разыгрывание позиций,
решение позиций на мат
в два хода

Получить
возможность
сформировать понятие
о простейших
тактических и
позиционных
приемах,
закрепить знания о
простейших
тактических приемах
при помощи
шахматной игры.

3

Тактические
комбинации и
приёмы:
«связка»,
«сквозной
удар»,
«двойной
удар», «ловля
фигуры»
(повторение)
Тактические
комбинации и
приёмы
«двойной
шах»,
«открытый
шах»
(повторение)
Конкурс
решения
позиций: как
бы
вы
сыграли?

Повторение материала
второго года обучения

Получить
возможность
выполнить прием
взятие на проходе в
различных позициях
на демонстрационной
доске, а также в
игровых ситуациях

Повторение материала
второго года обучения

Получить
возможность
выполнить прием
взятие на проходе в
различных позициях
на демонстрационной
доске, а также в
игровых ситуациях
Получить
возможность
повысить уровень
знаний при помощи
компьютерной
программы,
возможность решения
заданий. Научится
применять
полученные навыки в
игре с программой
различной сложности.

4

5

Отработка на практике
материала уроков 2–4

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
дидактических и
практических игр.
Регулятивные:
использовать прием взятие
на проходе в практических
позициях Познавательные:
демонстрировать взятие на
проходе на шахматной
доске.

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей.

Текущий
контроль

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.

Текущий
контроль

Регулятивные:
использовать прием взятие
на проходе в практических
позициях Познавательные:
демонстрировать взятие на
проходе на шахматной
доске.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
контроль

Регулятивные:
использовать полученные
знания, умения и навыки в
работе с компьютерной
программой.
Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы в практической игре
различного уровня
сложности

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

игра

6

Тактический
приём
«завлечение».

Знакомство с новым
тактическим приёмом
«завлечение фигур под
тактический удар»

Получить
возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«завлечение фигур
под тактический удар»
Научится создавать
«завлечение фигур
под тактический удар»
наиболее важными
фигурами.

7

Тактический
приём
«отвлечение»

Знакомство с новым
тактическим приёмом
«отвлечение фигур от
защиты»

Получить
возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«отвлечение фигур от
защиты»
Научится создавать
прием «отвлечение
фигур от защиты»
наиболее важными
фигурами.

8

Тактический
приём
«уничтожение
защиты»

Знакомство с новым
тактическим приёмом
«уничтожение защиты»,
способом его
применения в
практической игре;
рассмотрение и анализ
типичных позиций на
данную тему

Получить
возможность
ознакомиться с
короткими партиями.
Научится определять
причины проигрыша.
Научится нескольким
видам простейших
матов.

Регулятивные:
использовать прием в
позициях на
демонстрационной доске.
Познавательные:
демонстрировать прием
«завлечение фигур под
тактический удар» в
процессе разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать прием
«отвлечение фигур от
защиты» в позициях на
демонстрационной доске.
Познавательные:
демонстрировать прем
«отвлечение фигур от
защиты» в процессе
разыгрывания позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать партииловушки для расширения
«шахматного кругозора»
Познавательные:
моделировать приемы
ловушек в учебных
партиях
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.

Фронт.опрос

9

Тактический
приём
«спёртый мат»

10

Сочетание
тактических
приёмов

11

Конкурс
решения
позиций:
бы
сыграли?

как
вы

Знакомство с новым
понятием «спёртый
мат», разбор
классической партии на
применение приёма
«спёртый мат»

Научится
руководствоваться
простейшими
правилами оппозиции.
Получить
возможность при
помощи доски решать
задачи на мат в одиндва хода.

Регулятивные:
использовать оппозицию
другие простейшие
принципы для достижения
цели шахматной игры.
Познавательные:
применять основные
правила проведения пешки
в ферзи в различных
игровых ситуациях.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.
Просмотр партий на
Научится
Регулятивные:
тему «сочетания
использовать
использовать правило
различных тактических
тактичекие приемы:
квадрата простейшие
приёмов».
открытое нападение.
принципы геометрии
открытый шах.
шахматной доски.
двойной шах.
Познавательные:
применять тактичекие
приемы: Открытое
нападение. Открытый шах.
Двойной шах.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

Отработка на практике
материала уроков 6–9

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Научится
самостоятельно
принимать. Научится
определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

12

Борьба
за
инициативу

Информирование
учащихся о том, как
начинать атакующие
действия в шахматной
партии

Научится
самостоятельно
принимать. Научится
определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

13

Основы
дебюты: атака
на
нерокировавш
егося короля

Знакомство со
способами атаки на
короля, который не
успел сделать
рокировку: вскрытие
центральных линий,
быстрое развитие,
мобилизация фигур

14

Атака
на
рокировавшег
ося короля

Знакомство со
способами атаки на
короля, который сделал
рокировку: жертва
фигуры с целью
вскрытия пешечного
прикрытия короля,
уничтожение защиты

Научится цели
шахматной игры.
Получить
возможность
ознакомиться с
оценкой позиций
сильнейших
шахматистов и
мастеров. Научится
понимать, что
материального
перевеса не
достаточно для
выигрыша в партии.
Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные: применять
теоретические и
практические знания в
решении шахматных
«головоломок» и ребусов.
Познавательные:
демонстрировать
различные способы
ведения шахматной игры.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.
Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы согласно ценности
фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности.

Текущий

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

текущий

15

16

Конкурс
решения
позиций:
бы
сыграли?

Отработка на практике
материала уроков 12–14

Грамотно располагать
шахматные фигуры в
дебюте; находить
несложные
тактические удары и
проводить
комбинации; точно
разыгрывать
простейшие
окончания

Игровая практика

Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно ли
сделать рокировку?»,
« В какую сторону
можно рокировать.?»,
«Поставь мат в один
ход рокированному
королю», «Поставь
мат в два хода
рокированному
королю».

как
вы

Шахматный
турнир

Регулятивные: учить
работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
Познавательные:
перерабатывать
полученную информацию,
делать выводы в
результате совместной
работы всей команды.
Коммуникативные:
приобретение
теоретических знаний и
практических навыков
шахматной игре.
Регулятивные:
использовать примеры
шахматных партии,
объяснять простейшие
комбинации и принципы
ведения игры.
Познавательные:
применять игровые в
начале, середине игры,
окончаниях.

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Текущий
,игровая
практика

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Текущий
,игровая
практика

17

Шахматный
турнир

Игровая практика

18

Шахматный
турнир

Игровая практика

19

Шахматный
турнир

Игровая практика

Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно ли
сделать рокировку?»,
« В какую сторону
можно рокировать.?»,
«Поставь мат в один
ход рокированному
королю», «Поставь
мат в два хода
рокированному
королю».
Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно ли
сделать рокировку?»,
« В какую сторону
можно рокировать.?»,
«Поставь мат в один
ход рокированному
королю», «Поставь
мат в два хода
рокированному
королю».
Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.
Дидактические
задания «Можно ли
сделать рокировку?»,
« В какую сторону
можно рокировать.?»,
«Поставь мат в один
ход рокированному
королю», «Поставь
мат в два хода
рокированному
королю».

Регулятивные:
использовать полученные
знания, умения и навыки в
работе с компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать взятия и
ходы в практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,игровая
практика

Регулятивные:
использовать полученные
знания, умения и навыки в
работе с компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать взятия и
ходы в практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,игровая
практика

Регулятивные:
использовать полученные
знания, умения и навыки в
работе с компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать взятия и
ходы в практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
практической игры.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,игровая
практика

20

Основы
анализа
шахматной
партии:
выбери ход и
найди план

Знакомство с основами
анализа шахматной
партии, разбор партий
чемпионов мира и
ведущих шахматистов
мира

21

Основы
пешечного
эндшпиля:
проходная
пешка,
правило
квадрата

Знакомство c
элементарными
пешечными
окончаниями: пешка
против короля, пешка
проходит в ферзи без
помощи своего короля,
правило квадрата

22

Основы
пешечного
эндшпиля:
крайняя
пешка,
«отталкивание
плечом»

Знакомство c
элементарными
пешечными
окончаниями: крайняя
пешка, пешка проходит
в ферзи при помощи
своего короля,
отталкивание плечом

Научится цели
шахматной игры.
Получить
возможность
ознакомиться с
оценкой позиций
сильнейших
шахматистов и
мастеров. Научится
понимать, что
материального
перевеса не
достаточно для
выигрыша в партии.
Дидактические
задания “Чем бить
черную фигуру?”,
“Сдвой противнику
пешки”.

Дидактические
задания “Чем бить
черную фигуру?”,
“Сдвой противнику
пешки”.

Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы согласно ценности
фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие этических чувств и
доброжелательности.

текущий

Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы согласно ценности
фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы согласно ценности
фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие этических чувств и
доброжелательности.

Текущий
,тактические
приемы.

Развитие этических чувств и
доброжелательности.

Текущий
,тактические
приемы.

23

Основы
пешечного
эндшпиля:
оппозиция
ключевые
поля

и

Повторение материала:
игра пешки против
короля, пешка проходит
в ферзи без помощи
своего короля, пешка
проходит в ферзи при
помощи своего короля;
введение новых
понятий «оппозиция»,
«ключевые поля»

24

Основы
пешечного
эндшпиля:
король
с
пешкой
против короля
с пешкой

Введение и раскрытие
новых понятий:
«взаимоблокируемые
пешки», «позиция
взаимного цугцванга»,
«ключевые поля».

25

Основы
пешечного
эндшпиля:
король против
пешек,
правило
блуждающего
квадрата

Знакомство с правилом
блуждающего квадрата,
раскрытие
особенностей
разрозненных пешек, их
сильных и слабых
сторон

Дидактические
задания “Можно ли
сделать рокировку?”,
“В какую сторону
можно рокировать?”,
“Поставь мат в 1 ход
нерокированному
королю”, “Поставь
мат в 2 хода
нерокированному
королю”, “Не получат
ли белые мат в 1 ход,
если рокируют?”.
Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать взятия и
ходы согласно ценности
фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в процессе

Развитие этических чувств и
доброжелательности.

Текущий
,тактические
приемы.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,тактические
приемы.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Текущий
,тактические
приемы.

26

Теоретические
позиции
пешечного
эндшпиля:
ферзь против
пешки

Знакомство с
теоретическими
позициями пешечного
эндшпиля: король и две
пешки против короля,
особенности
проведения пешек в
ферзи по вертикалям b и
g

Получить
возможность
сформировать понятие
о позициями
пешечного эндшпиля:
король и две пешки
против короля,
особенности
проведения пешек в
ферзи по вертикалям b
и g.

27

Конкурс
решения
позиций:
бы
сыграли?

Отработка на практике
материала уроков 20–26

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

как
вы

28

Сыграй
как
чемпион мира.
Партия
В.
Крамник
–
Д.Садвакасов

Анализ шахматных
партий чемпионов мира,
угадывание ходов

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

29

Сыграй
как
чемпион мира.
Партия
В.
Ананд – М.
Карлсен

Анализ шахматных
партий чемпионов мира,
угадывание ходов

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в процессе
дидактических и
практических игр.
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей.

Текущий
,тактические
приемы.

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

30

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

31

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

32

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

33

Шахматный
турнир

Игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий
,игровая
практика

34

Шахматный
праздник

Решение заданий,
игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

35

Шахматный
праздник

Решение заданий,
игровая практика

Научится
самостоятельно
принимать решения.
Научится определять
правильное решение,
согласно простейших
планов.

Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии
Регулятивные:
использовать правила и
простейшие принципы в
начале, середине и
окончании партии
Познавательные:
демонстрировать
тактические навыки в
начале, середине и
окончании партии

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Текущий,
игровая
практика

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________

2022-2023 учебный год

№
урока

Тема

Количество часов
по
дано
плану

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».