рабочая программа 2 кл шахматы

Пояснительная записка
 Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
8. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М. :
Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6.
9. Электронная форма учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
1. Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый Автор/Авторский Название Класс Издатель
номер
коллектив
учебника
учебника
учебника в
Федеральном
перечне
Е. А.
Шахматы
2
Издательство
Прудникова, Е.
в школе.
«Просвещение»,
И. Волкова.
2017

Нормативный документ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20.05.2020 . № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».

Авторская программа шахматы в школе 2 / Е.А. Прудниковой, Е.И.Волкова предусматривает изучение шахмат во 2 классе в объеме 35 часов, 1
час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы
программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения

детей специалистами в области шахматного образования и спорта. Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников
для 1–4 годов обучения. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций и предназначена для использования в процессе
преподавания основ шахматной игры в начальной школе. УДК 372.8:794 ББК 74.26
Начальный
курс
по
обучению
игре
в
шахматы
максимально
прост
и
доступен
младшим
школьникам.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной
игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством
фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Педагогические задачи:
а) Образовательная: расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости,
тренирует: логическое мышление, наблюдательность, внимательность, но самое главное, развивает память;
б) Воспитательная: вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, спокойствие,
способствует формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей
деятельности;
в) Эстетическая: ребенок живет в мире сказок и превращения обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов,
шахматных комбинаций, доставляет истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном - необыкновенное обогащает детскую
фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) Физическая: среди детей, учащихся, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «чтобы гроссмейстером стать, надо много знать,
постоянно заниматься физкультурой и спортом, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым. Но,
знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и
сложное, шахматы – это каждодневный тяжелый труд, труд упорный и настойчивый. Жизнь своего рода игра в шахматы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов
– личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения
программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра
(собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного
шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар,
мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры» (22 часа)
«Практико-соревновательная деятельность» (13 час)
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований,
конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида
спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в
осуществлении образовательной деятельности возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами
детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования
системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся
№
1

2

3

4

5

6

Раздел учебного курса
ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Компетенции
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении
общей цели. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их
исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция:
знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог
ШАХМАТНЫЕ
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
ФИГУРЫ
различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при
выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные
правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
НАЧАЛЬНАЯ
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в
РАССТАНОВКА ФИГУР освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их
исправлении. Метапредметная компетенция: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Коммуникативная
компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
ХОДЫ
И
ВЗЯТИЕ Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в
ФИГУР (основная тема освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их
учебного курса).
исправлении. Метапредметная компетенция: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Коммуникативная
компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
ЦЕЛЬ
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении
ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ общей цели. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их
исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция:
знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог.
ИГРА
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при
НАЧАЛЬНОГО
выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные
ПОЛОЖЕНИЯ
правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
из них
уроков

1
2
3
4
5

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
1
Базовые понятия шахматной игры
20
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
4
Соревнования
8
Шахматные праздники
2
Общее количество часов
35

контроль

0
0
0
0
0
0

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в
дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При
изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий
метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные
тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде
всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата

Тема урока

План Факт
2а/2б 2а/2б

Основные
содержательные
линии

Предметные
результаты

Метапредметные результаты
УУД

Личностные

Форма
контроля

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1

Из
истории
шахмат.
Повторение
пройденного
материала.

Сведения о
возникновении
шахмат и появлении
их на Руси, первое
знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и
ведущими
шахматистами мира.

Легенды
и сказания
о возникновении
шахмат.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ Учить
работать
по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь
самостоятельно
планировать
свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять свою мысль.

Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций.

наблюдение

2

Шахматные
фигуры

Повторение
материала первого
года обучения

Сравнительная сила
шахматных фигур. Ценность
шахматных фигур

РЕГУЛЯТИВНЫЕ Учить
работать
по
предложенному
учителем плану, а в
дальнейшем
уметь
самостоятельно
планировать
свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей.

3

Нападение
в
шахматной
партии. Шах и
защита от него.
Рокировка
(повторение)

Повторение
материала первого
года обучения

Получить возможность
сформировать
представление о
тактических приемах .
Научится создавать
«рокировку» наиболее
важными фигурами.
Научится применять
«рокировку» на примере
нескольких позиций.

Регулятивные:
использовать прием
«рокировка» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать прем
«рокировка» в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

текущий

4

Мат. Пат. Мат
одинокому
королю
королём
и
ладьёй. Мат в
один
ход
(повторение)

Повторение
материала первого
года обучения

Получить возможность
сформировать
представление о
тактических приемах.
Научится создавать «мат и
пат» наиболее важными
фигурами. Научится
применять «мат и пат» на
примере нескольких
позиций.

5

Защита
в
шахматной
партии:
уход
из-под
нападения,
уничтожение
атакующей
фигуры, защита
фигуры

Знакомство с
понятием «защита»
в шахматной партии
и такими
действиями против
угроз партнёра, как
уход из под
нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры

Изучить комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса, уничтожения защиты,
связки. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала».

Регулятивные:
использовать приемы
«мат и пат» в позициях
на демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
приемы «мат и пат» в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать
изученные приемы в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
приемы и в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

6

Защита
в
шахматной
партии:
перекрытие,
контрнападение

Знакомство с двумя
другими видами
защиты в
шахматной партии –
перекрытием,
контрнападением

Изучить комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса, освобождения
пространства, перекрытия,
контрнападение. Дидактические
игры и задания «Выигрыш
материала».

7

Конкурс
решения
позиций:
как
бы вы сыграли?

Отработка на
практике
тактических
приёмов,
пройденных на
уроках 5, 6

Дидактические игры и задания.
Игровая практика.

Регулятивные:
использовать
изученные приемы в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
приемы и в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать
изученные приемы в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
приемы и в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Развитие навыков
Текущий,
сотрудничества со
игра
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

8

Тактический
приём
«двойной удар»

Знакомство с
тактическим
приёмом «двойной
удар», способами
нанесения двойного
удара различными
фигурами

Получить возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«двойной удар» Научится
создавать «двойной удар»
наиболее важными
фигурами. Научится
применять «двойной удар»
на примере нескольких
позиций.

9

Тактический
приём «связка»

Знакомство с
тактическим
приёмом «связка»,
понятиями «полная»
и «неполная» связка,
«давление» на
связку

Получить возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«связка». Научится
создавать «связку»
наиболее важными
фигурами. Научится
применять «двойной удар»
на примере нескольких
позиций.

Регулятивные:
использовать прием
«двойной удар» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
прием «двойной удар»
в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать прием
«двойной удар» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать прем
«двойной удар» в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

10

Конкурс
решения
позиций:
как
бы вы сыграли?

Отработка на
практике
тактических
приёмов,
пройденных на
уроках 8, 9

11

Тактический
приём «ловля
фигуры»

Знакомство с новым
тактическим
приёмом «ловля
фигуры» и
способами его
применения

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Получить возможность
Регулятивные:
сформировать
использовать прием
представление о
«ловля фигуры» в
тактическом приеме
позициях на
«ловля фигуры ». Научится демонстрационной
создавать «ловлю фигуры» доске.
наиболее важными
Познавательные:
фигурами. Научится
демонстрировать
применять «ловлю
прием «ловля фигуры»
фигуры» на примере
в процессе
нескольких позиций.
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

12

Тактический
приём
«сквозной
удар»

Знакомство с новым
тактическим
приёмом «сквозной
удар» и способами
его применения

Получить возможность
сформировать представление о
тактическом приеме «сквозной
удар». Научится создавать
«сквозной удар» наиболее
важными фигурами. Научится
применять «сквозной удар» на
примере нескольких позиций.

13

Мат
на
последней
горизонтали

Слабость последней
горизонтали,
«форточка»

Получить возможность
ознакомиться с короткими
партиями. Научится
определять причины
проигрыша. Научится
нескольким видам
простейших матов.

Регулятивные:
использовать прием
«сквозной удар» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
прием «сквозной удар»
в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать слабость
последней горизонтали
для расширения
«шахматного
кругозора»
Познавательные:
моделировать прием
«форточка» в учебных
партиях
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.

текущий

14

Конкурс
решения
позиций:
как
бы вы сыграли?

Отработка на
практике
тактических
приёмов,
пройденных на
уроках 11–13

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

15

Тактический
приём
«открытый
шах»

Знакомство с новым
тактическим
приёмом «открытый
шах» и способами
его практического
применения

Получить возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«открытый шах» Научится
создавать «открытый шах»
наиболее важными
фигурами. Научится
применять «открытый
шах» на примере
нескольких позиций.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать прием
«открытый шах» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
прием «открытый
шах» в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

16

Тактический
приём
«двойной шах»

Знакомство с новым
тактическим
приёмом «двойной
шах» и способами
его практического
применения

Получить возможность
сформировать
представление о
тактическом приеме
«двойной шах». Научится
создавать «двойной шах»
наиболее важными
фигурами. Научится
применять «двойной шах»
на примере нескольких
позиций.

17

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать прием
«двойной шах» в
позициях на
демонстрационной
доске.
Познавательные:
демонстрировать
прием «двойной шах»
в процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:
соблюдать правила
безопасности.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие навыков
текущий
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

18

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

19

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

20

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

21

Основы игры в
дебюте:
дебютные
ловушки

Раскрытие основных
принципов игры в
дебюте, знакомство
с понятиями
«дебют», «детский
мат», «мат Легаля»

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи
компьютерной программы,
возможность решения
заданий. Научится
применять полученные
навыки в игре с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательные:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий

22

Основы игры в
дебюте: атака
на короля

Знакомство с таким
методом игры в
дебюте, как атака на
короля партнёра

Получить возможность
сформировать понятие о
простейших тактических и
позиционных приемах,
закрепить знания о
простейших тактических
приемах при помощи
шахматной игры.

23

Основы игры в
дебюте: атака
на короля

Знакомство с таким
методом игры в
дебюте, как атака на
короля партнёра

Получить возможность
сформировать понятие о
простейших тактических и
позиционных приемах,
закрепить знания о
простейших тактических
приемах при помощи
шахматной игры.

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
дидактических и
практических игр.
Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
дидактических и
практических игр.

Развитие этических
чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей.

Текущий
контроль

Развитие этических
чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей.

Текущий
контроль

24

Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества

Знакомство с
понятием
«реализация
преимущества» и
такими способами
реализации
преимущества, как
игра на мат, размен
одноимённых фигур
для увеличения
материального
перевеса

Получить возможность
сформировать понятие о
простейших тактических и
позиционных приемах,
закрепить знания о
простейших тактических
приемах при помощи
шахматной игры.

25

Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества

Знакомство с
понятием
«реализация
преимущества» и
такими способами
реализации
преимущества, как
игра на мат, размен
одноимённых фигур
для увеличения
материального
перевеса

Получить возможность
сформировать понятие о
простейших тактических и
позиционных приемах,
закрепить знания о
простейших тактических
приемах при помощи
шахматной игры.

Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
дидактических и
практических игр.
Регулятивные:
использовать приемы
нападения и защиты в
разборе позиций на
демонстрационной
доске.
Познавательные:.
демонстрировать
тактические приемы в
процессе
разыгрывания
позиций.
Коммуникативные:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
дидактических и
практических игр.

Развитие этических
чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей.

Текущий
контроль

Развитие этических
чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей.

Текущий
контроль

26

Основы
анализа
шахматной
партии

Просмотр и анализ
коротких
шахматных партий

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

27

Основы
анализа
шахматной
партии

Просмотр и анализ
коротких
шахматных партий

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать
взятия и ходы согласно
ценности фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать
взятия и ходы согласно
ценности фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

28

Основы
анализа
шахматной
партии

Просмотр и анализ
коротких
шахматных партий

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

29

Конкурс
решения
позиций:
как
бы вы сыграли?

Отработка на
практике материала
уроков 21–25

Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать ценность
фигур в практической
игре. Познавательные:
демонстрировать
взятия и ходы согласно
ценности фигуры и ее
местоположения на
шахматной доске.
Коммуникативные:
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Текущий,
игра

30

31

Шахматный
турнир

Игровая практика

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

игра

игра

32

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

33

Шахматный
турнир

Игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

игра

34

Шахматный
праздник
«Шахматный
квест»

Решение заданий,
игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

35

Шахматный
праздник
«Шахматный
квест»

Решение заданий,
игровая практика

Получить возможность
повысить уровень знаний
при помощи турнира.
Научится применять
полученные навыки в
игровых ситуациях с
программой различной
сложности.

Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.
Регулятивные:
использовать
полученные знания,
умения и навыки в
работе с
компьютерной
программой.
Познавательный:
демонстрировать
взятия и ходы в
практической игре
различного уровня
сложности К:.
взаимодействовать со
сверстниками в
процессе практической
игры.

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

игра

Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки

игра

Лист корректировки календарно-тематического планирования 2022-2023 учебный год
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
№
урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».