рабочая программа 1 кл шахматы

Пояснительная записка
 Рабочая программа разработана в соответствии :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт .
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
8. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М. :
Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6.
9. Электронная форма учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
1. Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый Автор/Авторский Название Класс Издатель
номер
коллектив
учебника
учебника
учебника в
Федеральном
перечне
Е. А.
Шахматы
1
Издательство
Прудникова, Е.
в школе.
«Просвещение»,
И. Волкова.
2017

Нормативный документ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.05.2020 . № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
Авторская программа шахматы в школе 1 кл./ Е.А. Прудниковой, Е.И.Волкова предусматривает изучение шахмат в 1 классе в объеме 17 часов, 0,5
часов в неделю. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы
программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения детей
специалистами в области шахматного образования и спорта. Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4

годов обучения. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций и предназначена для использования в процессе преподавания
основ шахматной игры в начальной школе. УДК 372.8:794 ББК 74.26
Начальный
курс
по
обучению
игре
в
шахматы
максимально
прост
и
доступен
младшим
школьникам.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового"
периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур
на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Педагогические задачи:
а) Образовательная: расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости,
тренирует: логическое мышление, наблюдательность, внимательность, но самое главное, развивает память;
б) Воспитательная: вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, спокойствие,
способствует формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности;
в) Эстетическая: ребенок живет в мире сказок и превращения обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов,
шахматных комбинаций, доставляет истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном - необыкновенное обогащает детскую фантазию,
приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) Физическая: среди детей, учащихся, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «чтобы гроссмейстером стать, надо много знать,
постоянно заниматься физкультурой и спортом, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым. Но,
знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное,
шахматы – это каждодневный тяжелый труд, труд упорный и настойчивый. Жизнь своего рода игра в шахматы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов –
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения
программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся
начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного
материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны: – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья;
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры» (16 часов)
«Практико-соревновательная деятельность» (1 час)
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов
по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики
видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении
образовательной деятельности возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных
уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся
№
1

Раздел учебного курса
ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Компетенции
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,

2

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

3

НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА ФИГУР

4

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная
тема
учебного
курса).

5

ЦЕЛЬ
ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

6

ИГРА
ВСЕМИ
ФИГУРАМИ
ИЗ
НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых
упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно,
соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог.
Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления,
играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с
товарищами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
из них
уроков

1
2
3

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
1
Базовые понятия шахматной игры
15
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Соревнования
1
Общее количество часов
17

контроль
0
0
0
0

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным
методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы
ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического
мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество
ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать
свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках
решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
План
1а/1б

Факт

Тема урока

Основные
содержательные линии

Предметные
результаты

Метапредметные результаты
УУД

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Личностные

Форма
контроля

1

Из
истории
шахмат

Сведения о
возникновении шахмат
и появлении их на Руси,
первое знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и ведущими
шахматистами мира.

Легенды
и сказания
о возникновении
шахмат.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять свою мысль.

2

Шахматная
доска

Диагональ. Отличие
диагонали от
горизонтали и
вертикали. Количество
полей в диагонали.
Большая белая и
большая черная
диагонали. Короткие
диагонали.
Чтение-инсценировка
дидактической сказки из
книги И.Г.Сухина
«Приключения в
шахматной стране»
(с.132-135).
Дидактические
задания и игры
«Диагональ».

Диагональ. Отличие
диагонали от
горизонтали и
вертикали. Количество
полей в диагонали.
Большая белая и
большая черная
диагонали.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие
навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы из спорных ситуаций.

наблюдение

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей.

Фронт.опрос

3

Шахматная
доска.

Центр. Форма центра.
Количество полей в
центре. Расположение
черных и белых полей в
центре доски.

Сравнивать, находить
общее и различие.
Центр. Форма центра.
Количество полей в
центре. Расположение
черных и белых полей
в центре доски.

4

Шахматные
фигуры.

Белые и черные фигуры.
Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Дидактические
задания и игры
«Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка»,
«Секретная фигура»,
«Что общего»,
«Большая и маленькая».
Просмотр диафильма
«Приключения в
Шахматной стране.
Первый шаг в мир
шахмат».

Понимать
информацию,
представленную в виде
текста, рисунков, схем.
Центр. Форма центра.
Количество полей в
центре. Расположение
черных и белых полей
в центре доски.
Белые и черные
фигуры. Ладья, слон,
ферзь, конь, пешка,
король.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ учить
работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОМУНИКАТИВНЫЕ
Приобретение
теоретических знаний и
практических навыков
шахматной игре.

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.

Фронт.опрос

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

5

Сравнительная
сила фигур.

6

Начальная
позиция.

Сравнительная сила
шахматных фигур.
Ценность шахматных
фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф
= 9).
Дидактические
задания и игры «Кто
сильнее?», «Обе армии
равны». Расстановка
фигур перед шахматной
партией. Правило:
«Каждый ферзь любит
свой цвет». Связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальным положением
фигур.
Дидактические
задания и игры
«Мешочек», «Да или
нет», «Мяч».
Просмотр диафильма
«Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в
мир шахмат».
Сравнительная сила
шахматных фигур.
Ценность шахматных
фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф
= 9).
Дидактические
задания и игры «Кто
сильнее?», «Обе армии
равны». Расстановка
фигур перед шахматной
партией.

Сравнительная сила
шахматных фигур.
Ценность шахматных
фигур

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учиться совместно с
учителем и другими
воспитанниками давать
эмоциональную оценку
деятельности на занятии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Совместно договариваться
о правилах общения и
поведения в игре и
следовать им.

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Расстановка фигур
перед шахматной
партией. Правило:
«Каждый ферзь
любит свой цвет».
Связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальным
положением фигур.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учиться совместно с
учителем и другими
воспитанниками давать
эмоциональную оценку
деятельности на занятии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Совместно договариваться
о правилах общения и
поведения в игре и
следовать им.

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

7

Ладья.

8

Слон.

Место ладьи в
начальном положении.
Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(ладья против ладьи, две
ладьи против двух),
«Ограничение
подвижности»
(разновидность игры на
уничтожение, но с
«заминированными»
полями).
Место слона в
начальном положении.
Ход слона. Взятие.
Белопольные и
чернопольные слоны.
Разноцветные и
одноцветные слоны.
Качество. Легкая и
тяжелая фигура.
Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(слон против слона, два
слона против двух),
«Ограничение
подвижности»..

Понимать
информацию,
представленную в виде
текста, рисунков, схем.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе данного задания,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Освоение новых видов
деятельности
(дидактические игры и
задания, игровые
упражнения,
соревнования).

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.

Фронт.опрос

Грамотно располагать
шахматные фигуры.
Место слона в
начальном положении.
Ход слона. Взятие.
Белопольные и
чернопольные слоны.
Разноцветные и
одноцветные слоны.
Качество. Легкая и
тяжелая фигура.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Определять и
формулировать цель
деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее
самостоятельно.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Приобретение
теоретических знаний и
практических навыков
шахматной игре.

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

9

Ладья против
слона.

Термин «стоять под
боем».
Дидактические
задания «Перехитри
часовых», «Сними
часовых», «Атака
неприятельской
фигуры», «Двойной
удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на
уничтожение» (ладья
против слона, две ладьи
против слона, ладья
против двух слонов, две
ладьи против двух
слонов, сложные
положения),
«Ограничение
подвижности».

Термин «стоять под
боем».

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе данного задания,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

10

Ферзь.

Место ферзя в
начальном положении.
Ход ферзя. Взятие.
Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Просмотр диафильма
«Волшебные
шахматные фигуры.
Третий шаг в мир
шахмат».

Место ферзя в
начальном положении.
Ход ферзя. Взятие.
Ферзь – тяжелая
фигура

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе данного задания,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие этических чувств и
доброжелательности

Фронт.опрос

11

Конь.

Место коня в начальном
положении. Ход коня.
Взятие. Конь – легкая
фигура.
Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

Место коня в
начальном положении.
Ход коня. Взятие.
Конь – легкая фигура

12

Пешка.

Место пешек в
начальном положении.
Ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки. Ход
пешки. Взятие. Взятие
на проходе.
Превращение пешки.
Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Один в поле воин».
Дидактические игры
«Игра на уничтожение»
(пешка против пешки,
две пешки против одной,
одна пешка против двух,
две пешки против двух,
многопешечные
положения),
«Ограничение
подвижности».

Место пешек в
начальном положении.
Ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ Учиться
совместно с учителем и
другими воспитанниками
давать эмоциональную
оценку деятельности на
занятии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ Учить
высказывать своё
предположение (версию) на
основе данного задания,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Рост личностного,
интеллектуального и
социального развития
ребёнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.

Фронт.опрос

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально

Фронт.опрос

13

Король.

14

Шах

Место короля в
начальном положении.
Ход короля. Взятие.
Короля не бьют, но и
под бой его ставить
нельзя.
Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактическая игра
«Игра на уничтожение»
(король против короля).
Чтение-инсценировка
сказки «Лена, Оля и
Баба-Яга»
Шах – угроза королю.
Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха (3
способа).
Дидактические
задания «Шах или не
шах», «Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от
шаха».
Открытый (вскрытый)
шах. Двойной шах.
Дидактические
задания «Дай открытый
шах», «Дай двойной
шах»; игра фигурами из
начального положения
до первого шаха.

Грамотно располагать
шахматные фигуры
Место короля в
начальном положении.
Ход короля. Взятие

Шах – угроза королю.
Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем,
пешкой. Защита от
шаха (3 способа).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Определять и
формулировать цель
деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее
самостоятельно.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слушать и понимать речь
других.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ учить
работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

15

16

Мат.

Ничья. Пат.

Мат – цель игры. Мат
ферзем, ладьей, слоном,
пешкой.
Мат в один ход. Мат в
один ход ферзем,
ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые
примеры).
Дидактические
задания «Мат или не
мат», «Мат в один
ход».
Мат в один ход:
сложные примеры с
большим числом фигур.
Дидактическое
задание «Дай мат в
один ход».

Грамотно располагать
шахматные фигуры в
дебюте; находить
несложные
тактические удары и
проводить
комбинации; точно
разыгрывать
простейшие окончания

РЕГУЛЯТИВНЫЕ учить
работать по
предложенному учителем
плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно
планировать свою
деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.

КОММУНИКАТИВНЫЕ
Приобретение
теоретических знаний и
практических навыков
шахматной игре.
Пат. Отличие пата от
Пат. Отличие пата от
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
мата. Варианты ничьей.
мата. Варианты
Учить высказывать своё
Примеры патовых
ничьей. Примеры
предположение (версию) на
ситуаций.
патовых ситуаций.
основе данного задания,
Дидактическое
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
задание «Пат или не
Добывать новые знания:
пат», «Пат или мат.
находить ответы на
вопросы, используя разные
источники информации,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную
на занятии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Освоение новых видов
деятельности
(дидактические игры и
задания, игровые
упражнения,
соревнования).
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Фронт.опрос

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки

Фронт.опрос

17

Всего часов: 17

Шахматная
партия.

Игра всеми фигурами из
начального положения
(без пояснения о том,
как лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода».

Игра всеми фигурами
из начального
положения (без
пояснения о том, как
лучше начинать
шахматную партию).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе данного задания,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всей
команды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль.

Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

Наблюдение,
Самоконтроль,
взаимоконтроль

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2022-2023 учебный год

№
урока

Тема

Количество часов
по
дано
плану

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».