ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
всег контрол
о
ьные
работы
Дата
Виды деятельности
изучения
практиче
ские
работы
Количество часов
Виды,
формы
контрол
я
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
2
0
2
01.09.2022 Экскурсия по школе, знакомство с
02.09.2022 помещениями;
Устный
опрос;
https://multiurok.ru/
1.2.
Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.
1
0
1
08.09.2022 Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в классе и в
школе»;
Практиче
ская
работа;
https://multiurok.ru/
1.3.
Рабочее место школьника.
1
Правила безопасной работы на
учебном месте, режим труда и
отдыха.
0
1
09.09.2022 Беседа по теме «Как содержать
рабочее место в порядке»;
Практиче
ская
работа;
http://nsportal.ru
1.4.
Россия Москва — столица
России. Народы России.
2
0
2
15.09.2022 Просмотр и обсуждение
16.09.2022 иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица России»,
«Экскурсия по Москве»;
Самооценк http://nsportal.ru,https://
multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценочн
ого
листа»;
Устный
опрос;
1.5.
Первоначальные сведения о
родном крае. Название своего
населённого пункта (города,
села), региона.
2
0
2
22.09.2022 Экскурсии, целевые прогулки,
23.09.2022 просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по вы бору) на тему
«Москва — столица России»;
Устный
опрос;
1.6.
Культурные объекты родного
края. Труд людей. Ценность и
красота рукотворного мира.
2
0
2
29.09.2022 Экскурсии, целевые прогулки,
30.09.2022 просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о родном крае, труде
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
https://multiurok.ru/
людей;
«Оценоч
ного
листа»;
1.7.
Правила поведения в социуме.
2
0
2
06.10.2022 Беседа по теме «Правила поведения Тестирован https://multiurok.ru/
07.10.2022 в учреждениях культуры — в театре, ие;
музее, библиотеке»;
1.8.
Моя семья в прошлом и
настоящем. Имена и фамилии
членов семьи, их профессии.
2
0
2
13.10.2022 Учебный диалог по теме «Что
14.10.2022 такое семья»; Рассказы детей по
теме «Как наша семья проводит
свободное время»;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
1.9.
Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
1
0
1
20.10.2022 Рассказы детей по теме «Как наша
семья проводит свободное время»;
Устный
опрос;
https://multiurok.ru/
1.10. Домашний адрес.
1
0
1
21.10.2022 Работа с иллюстративным
материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья»;
Устный
опрос;
https://multiurok.ru/
Итого по разделу
16
0
3
27.10.2022 Учебный диалог по теме «Почему
10.11.2022 люди должны оберегать и охранять
природу»;
Практиче
ская
работа;
https://multiurok.ru/
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Природа и предметы,
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к пред
метам, вещам, уход за ними.
3
2.2.
Неживая и живая природа.
3
0
3
11.11.2022 Работа с иллюстративным
18.11.2022 материалом: «Живая и неживая
природа»;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
Практиче
ская
работа;
2.3.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой своего
края. Сезонные изменения в
природе.
3
0
3
Практиче
ская
работа;
2.4.
Взаимосвязи между человеком
и природой. Правила
нравственного и безопасного
поведения в природе.
3
0
0
24.11.2022 Экскурсии по теме «Сезонные
01.12.2022 изменения в природе, наблюдение за
погодой»;
Практическая работа по теме
«Измеряем температуру»;
02.12.2022 Учебный диалог по теме «Почему
09.12.2022 люди должны оберегать и охранять
природу»;
Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в природе»;
2.5.
Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).
4
0
4
15.12.2022 Экскурсия;
23.12.2022 Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав; Определение
названия по внешнему виду дерева;
Практиче
ская
работа;
https://multiurok.ru/
2.6.
Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
культурные растения.
4
1
3
29.12.2022 Определение названия по внешнему
13.01.2023 виду дерева;
Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на две
группы — дикорастущие и
культурные;
Практиче
ская
работа;
Тестиров
ание;
http://kopilurokov.ru
2.7.
Части растения (называние,
краткая характеристика
значения для жизни
растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя.
4
1
3
19.01.2023 Рассматривание и зарисовка
27.01.2023 разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и
плоды, разные корни (по выбору);
Практиче
ская
работа;
Тестиров
ание;
http://kopilurokov.ru
https://multiurok.ru/
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
2.8.
Комнатные растения,
правила содержания и ухода.
3
0
3
02.02.2023 Практическая работа по теме
09.02.2023 «Учимся ухаживать за растениями
уголка природы»;
Практичес https://multiurok.ru/
кая
работа;
Самооценк
ас
использова
нием
"Оценочно
го листа";
2.9.
Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.).
4
1
3
10.02.2023 Игра-соревнование по теме «Кто
02.03.2023 больше назовёт насекомых (птиц,
зверей…)»;
Наблюдения за поведением
животных в естественных условиях:
повадки птиц, движения зверей,
условия обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых прогулок,
просмотра видеоматериалов);
Логическая задача: найди
ошибку в иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу
неправильно;
Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
2.10. Домашние и дикие животные
(различия в условиях жизни).
3
0
3
03.03.2023 Логическая задача: найди
10.03.2023 ошибку в иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу
неправильно;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
2.11. Забота о домашних питомцах.
3
0
3
16.03.2023 Рассказы детей по теме «Мой
30.03.2023 домашний питомец»;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
Итого по разделу
37
https://multiurok.ru/
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены.
2
0
2
31.03.2023 Беседа по теме «Что такое режим
06.04.2023 дня»: обсуждение режима дня
первоклассника;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
3.2.
Правила безопасности в быту: 2
пользование бытовыми электро
приборами, газовыми плитами.
0
2
07.04.2023 Практическое занятие в кабинете;
13.04.2023
Устный
опрос;
3.3.
Дорога от дома до школы.
2
Правила безопасного
поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
1
1
14.04.2023 Практическое занятие в кабинете;
20.04.2023
Тестирован https://multiurok.ru/
ие;
3.4.
Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и
электронные ресурсы школы)
в условиях контролируемого
доступа в Интернет.
0
1
21.04.2023 Практическое занятие в кабинете;
Самооценк https://multiurok.ru/
ас
использова
нием
«Оценоч
ного
листа»;
4
53
1
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
https://multiurok.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Вводный урок. Задавайте
вопросы!
1
0
1
01.09
Устный опрос;
2.
Что такое Родина?
1
0
1
02.09
Устный опрос;
3.
Что мы знаем о народах
России?
1
0
1
08.09
Практическая
работа;
4.
Что мы знаем о Москве?
1
0
1
09.09
Практическая
работа;
5.
Проект «Моя малая
Родина».
1
0
1
15.09
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
6.
Что у нас над головой?
1
0
1
16.09
Устный опрос;
7.
Что у нас под ногами?
Практическая работа
«Распознавание видов
камней».
1
0
1
22.09
Практическая
работа;
8.
Что общего у разных
растений? Практическая
работа «Распознавание
частей растений».
1
0
1
23.09
Практическая
работа;
9.
Что растет на
подоконнике?
Практическая работа
«Распознавание
комнатных
растений».
1
0
1
29.09
Практическая
работа;
10. Что растет на клумбе?
Практическая работа
«Распознавание растений
цветника».
1
0
1
30.09
Практическая
работа;
Тестирование;
11. Что это за листья?
Практическая работа
«Распознавание
лиственных
растений».
1
0
1
06.10
Практическая
работа;
12. Что такое хвоинки?
Практическая работа
«Распознавание хвойных
растений».
1
0
1
07.10
Практическая
работа;
Тестирование;
13. Кто такие насекомые?
1
0
1
13.10
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
14. Кто такие рыбы?
1
0
1
14.10
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
15. Кто такие птицы?
Практическая работа
«Строение пера птицы».
1
0
1
20.10
Практическая
работа;
16. Кто такие звери?
Практическая работа
«Строение шерсти
зверей».
1
0
1
21.10
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17. Что окружает нас дома?
1
0
1
27.10
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
18. Что умеет компьютер?
1
0
1
28.10
Тестирование;
19. Что вокруг нас может быть 1
опасным?
0
1
10.11
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
20. На что похожа наша
планета?
1
0
1
11.11
Практическая
работа;
21. Проверочная работа по
1
разделу «Кто и Что?».
Презентация проекта «Моя
малая родина».
1
0
17.11
Контрольная
работа;
22. Как живет семья? Проект
«Моя семья».
0
1
18.11
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
1
23. Откуда в наш дом
приходит вода и куда она
уходит? Практическая
работа «Фильтрование
воды».
1
0
1
24.11
Практическая
работа;
Тестирование;
24. Откуда в наш дом
приходит электричество?
Практическая работа
«Сборка электроцепи».
1
0
1
25.11
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
25. Как путешествует письмо? 1
0
0
01.12
Устный
опрос;
26. Куда текут реки?
Практическая работа
«Изготовление» морской
воды»
1
0
1
02.12
Зачет;
Практическая
работа;
27. Откуда берутся снег и
лед? Практическая работа
«Опыты со снегом,
льдом»
1
0
1
08.12
Практическая
работа;
28. Как живут растения?
Практическая работа
«Уход за комнатными
растениями».
1
0
0
09.12
Устный
опрос;
29. Как живут животные?
1
0
1
15.12
Тестирование;
30. Как зимой помочь
птицам? Практическая
работа «Изготовление
кормушки».
1
0
1
16.12
Зачет;
Практическая
работа;
31. Откуда берётся и куда
девается мусор?
Практическая работа
«Сортировка мусора».
1
0
1
22.12
Устный опрос;
32. Источник загрязнения
нашей планеты.
Практическая работа
«Опыты со снеговой
водой».
1
0
1
23.12
Практическая
работа;
33. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Как, откуда и
куда?» Презентация
проекта «Моя семья»
1
1
0
29.12
Контрольная
работа;
34. Когда учиться интересно?
1
0
0
30.12
Устный
опрос;
35. Проект «Мой класс и моя
школа».
1
0
1
12.01
Зачет;
Практическая
работа;
36. Когда придет суббота?
1
0
1
13.01
Устный опрос;
37. Когда наступит лето?
1
0
1
19.01
Устный опрос;
38. Где живут белые медведи? 1
Практическая работа
«Определение Северного
Ледовитого океана и
Антарктиды на глобусе».
0
1
20.01
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
39. Где живут слоны?
Практическая работа
«Определение жарких
районов на глобусе».
1
0
0
26.01
Устный
опрос;
40. Где зимуют птицы?
1
0
1
27.01
Практическая
работа;
41. Когда появилась одежда?
1
0
1
02.02
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
42. Когда изобрели
велосипед?
1
0
1
03.02
Практическая
работа;
43. Когда мы станем
взрослыми?
1
0
1
09.02
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой
класс и моя школа»
1
0
10.02
Контрольная
работа;
0
1
16.02
Устный опрос;
44.
45. Почему Солнце светит
днём, а звёзды - ночью?
1
46. Почему Луна бывает
разной?
1
0
0
17.02
Устный
опрос;
47. Почему идет дождь и дует
ветер?
1
0
1
02.03
Устный опрос;
48. Почему звенит звонок?
Практическая работа
«Опыты по передаче и
возникновению звуков».
1
0
1
03.03
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
49. Почему радуга
разноцветная?
1
0
1
09.03
Устный опрос;
50. Почему мы любим кошек
и собак? Практическая
работа «Уход за
домашними животными».
Проект «Мои домашние
питомцы»
1
1
0
10.03
Практическая
работа;
51. Почему мы не будем рвать 1
цветы и ловить бабочек?
0
1
16.03
Тестирование;
52. Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
1
0
1
17.03
Устный опрос;
53. Зачем мы спим ночью?
1
0
1
30.03
Зачет;
54. Почему нужно есть много
овощей и фруктов?
1
0
1
31.03
Тестирование;
55. Почему нужно мыть руки
и чистить зубы?
Практическая работа
«Правила гигиены».
1
0
0
06.04
Устный
опрос;
56. Зачем нам телефон и
телевизор?
1
0
1
07.04
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
57. Почему мы не будем рвать 1
цветы и ловить бабочек?
0
13.04
Практическая
работа;
58. Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
0
14.04
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
1
1
59. Зачем мы спим ночью?
1
0
1
20.04
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
Почему нужно есть много
овощей и фруктов?
1
0
1
21.04
Тестирование;
61. Почему нужно мыть руки
и чистить зубы?
Практическая работа
«Правила гигиены».
1
0
1
27.04
Практическая
работа;
62. Зачем нам телефон и
телевизор?
1
0
1
28.04
Зачет;
63. Зачем нужны автомобили? 1
0
1
04.05
Устный опрос;
64. Зачем строят корабли?
1
0
05.05
Устный
опрос;
65. Зачем строят самолеты?
1
0
1
11.05
Зачет;
66. Почему в автомобиле и
поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
1
0
0
12.05
Тестирование;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
4
53
60
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А.
"Просвещение" Москва 2018год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
сайт для учителей» 1-4 класс
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, учебный плакат "Живая и неживая природа,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, гербарий "Лиственные и хвойные деревья", гербарий "Кустарники"