Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс учебник А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева ОРКСЭ 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
7. Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО, ООО, по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» с
учетом авторской программы - автор: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. М.: Просвещение, 2012г., рекомендованной Министерством
образования и науки РФ.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в
Федеральном перечне
1.1.5.1.2.5.

Автор/Авторский
коллектив
Беглов А.Л, Саплина
Е.В., Токарева Е.С. и
др.

Название
учебника
Основы
религиозных
культур и
светской
этики

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

АО «Издательство
«Просвещение»»

Приказ № 254 от 20 мая 2020 г. «О
федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
Авторская программа ОРКСЭ 4 / А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной, Е. С. Токаревой предусматривает изучение ОРКСЭ в 4 классе в объеме 35 часов,
1 час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 35 часов.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего
образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых
и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной,
гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и
других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать
компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции
многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной
основе много-национального и многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и
распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по
отношению
к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных
сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и
этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам
истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации,
нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к
различным явлениям действительности.

Содержание курса
Блок 1. Основы религиозных культур. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и
религия.( 16 часов)
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий
завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской
церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские
храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства.
Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России.
Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров.
Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские
исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная
молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды.
Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных
религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира.
Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-бай рам).
Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода,
ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 2. Духовные традиции многонационального народа России (18 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Паломничества и святыни. Праздники и календари, Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд

Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

Название раздела (блока)

1.

Основы религиозных
культур
Духовные традиции
народов России
Итого

2.

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)
16
19
35

Формы организации учебной деятельности
1.Объяснительно-иллюстрированный
2.Репродуктивный
3.Частично-поисковой
4.Проблемное обучение
5.Исследовательский
Основные виды учебной деятельности
1. Лекция
2.Семинар
3.Беседа
4.Работа по карточкам
5.Групповая работа
6.Работа в парах
7.Тест
8.Контрольная работа

лабор.
раб.

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Дата
проведения
по
по
плану
факту

1

07.09

Тема урока

Россия – наша Родина.

Виды/
формы
контроля
Раздел (блок) 1 Основы религиозных культур 16 часов
Восстановление целостного представления о нашей Родине
России.
Формирование представления о духовном мире людей и
культурных традициях.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и учениками
Формирование основ гражданской идентичности личности,
осознания своей национальной и этнической принадлежности.

Индивидуальный опрос

2

14.09

Культура и религия

Формирование первоначального представления о мировых
религиях и традиционных религиях народов России.
Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: понимание
возможности существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с собственной ученика,
способности ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Индивидуальный опрос

3

21.09

Культура и религия

Формирование познавательных УУД: структурирование
знаний.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: понимание
возможности существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с собственной ученика,
способности ориентироваться на позицию партнёра в общении

Индивидуальный опрос

и взаимодействии.
Формирование понимания связи между культурой и религией.
4

28.09

Возникновение религий.
Древнейшие верования

Формирование знаний о древнейших верованиях и
возникновении веры в Единого Бога.
Формирование познавательных УУД: установление причинно
– следственных связей, построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи
Формирование образа мира как единого и целостного
при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов

Индивидуальный опрос

5

05.10

Возникновение религий.
Религии мира и их
основатели

Формирование знаний о возникновении религий мира и Их
основателях.
Формирование познавательных УУД:
установление причинно – следственных связей, построение
логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи

Фронтальный опрос

6

12.10

Священные книги религий
мира. Веды, Авеста,
Трипитака

Формирование представления о Священных книгах религий
мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.
Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание

Индивидуальный опрос

доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
7

19.10

Священные книги религий
мира. Тора, Библия, Коран

Формирование представления о Священных книгах религий
мира: Торе, Библии, Коране.
Формирование познавательных УУД: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Индивидуальный опрос

8

26.10

Хранители предания в
религиях мира

Формирование представления о преданиях в религиях мира и
их хранителях.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Индивидуальный опрос

9

09.11

Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.

Формирование знания о возникновении в мире зла.
Формирование познавательных УУД: подведение под понятие,
выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и
координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей .Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

10

16.11

Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.

Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».
Формирование познавательных УУД: построение логической
цепи рассуждений.

Индивидуальный опрос

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и
координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей.
11

23.11

Человек в религиозных
традициях мира

Формирование первоначального представления о религиозных
традициях мира, об отечественных религиозно – культурных
традициях как духовной основе многонационального,
многоконфессионального народа России.
Формирование познавательных УУД: построение логической
цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата
Формирование коммуникативных УУД: умение задавать
вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов

12

30.11

Священные сооружения

Формирование представления об архитектурных особенностях,
устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и
христианстве.
Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действия.
Формирование бережного
отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов. Развитие этических чувств как регуляторов
морального поведения

13

07.12

Священные сооружения

Формирование представления об архитектурных особенностях,
устройстве и назначении священных сооружений в исламе и
буддизме.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и
осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действия.
Формирование бережного отношения к материальным и
духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения
14

14.12

Искусство в религиозной
культуре

Формирование знания об особенностях искусства в
религиозных культурах христианства и ислама.
Формирование познавательных УУД: выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

15

21.12

Искусство в религиозной
культуре

Формирование знания об особенностях искусства в
религиозных культурах иудаизма и буддизма.
Формирование познавательных УУД: выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

16

28.12

Творческие работы ученика

Закрепление и расширение знаний об отечественных
религиозно – культурных традициях как духовной основе
многонационального, многоконфессионого народа России.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос, творческая работа

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение
необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования — определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

17

11.01

История религий в России

18

18.01

История религий в России

Блок (Раздел) 2 Духовные традиции народов России (19 часов)
Формирование знания о появлении христианства на Руси, об
исторической роли Православной церкви в становлении
российской государственности.
Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

Формирование знания о появлении на территории России
ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении
российской государственности.
Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

19

25.01

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и
обрядах в традиционных религиях России.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

Индивидуальный опрос

20

01.02

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и
обрядах в традиционных религиях России.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.

Индивидуальный опрос

21

08.02

Паломничества и святыни.

Формирование представления о главных святынях мировых
религий.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение

Индивидуальный опрос

формулировать собственное мнение и позицию.Воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.

22

23

24

15.02

22.02

01.03

Паломничества и святыни.

Формирование представления о главных святынях мировых
религий.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
формулировать собственное мнение и позицию.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов. Развитие этических чувств как регуляторов
морального поведения.

Праздники и календари

Формирование представления о главных праздниках в
традиционных религиях России
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию. Формирование образа мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов

Праздники и календари

Формирование представления о главных праздниках в
традиционных религиях России
Формирование познавательных УУД: самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию. Формирование образа мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов
25

26

15.03

29.03

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира.

Формирование понимания значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира.

Формирование понимания значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
Формирование познавательных УУД: формулирование
проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

27-28

29

30

31

05.04
12.04

19.04

26.04

03.05

Милосердие,
забота
слабых, взаимопомощь.

Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь.

Семья.

Семья.

о

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о
слабых», «взаимопомощь».
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать
речь для регуляции своего действия.
Воспитание доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний.
Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о
слабых», «взаимопомощь».
Формирование познавательных УУД: синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать
речь для регуляции своего действия.
Воспитание доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний.
Формирование понятия «семья», знаний об отношении
традиционных религий к семье.
Формирование познавательных УУД: подведение под понятие,
выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников.
Воспитание уважительного отношения, бережного хранения
семейных традиций.
Формирование понятия «семья», знаний об отношении
традиционных религий к семье.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие,
выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников.
Воспитание уважительного отношения, бережного хранения
семейных традиций.

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос

32

10.05

Долг, свобода,
ответственность, труд

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и
труда в разных религиозных культурах страны.
Формирование познавательных УУД: выдвижение
гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе. Формирование
мотивации к труду, работе на результат.

33

17.05

Долг, свобода,
ответственность, труд

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и
труда в разных религиозных культурах страны.
Формирование познавательных УУД: выдвижение
гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе. Формирование
мотивации к труду, работе на результат.

Творческие работы ученика

Закрепление и расширение знаний об отечественных
религиозно – культурных традициях как духовной основе
многонационального, многоконфессионого народа России.

34

24.05

Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос, творческая работа

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение
необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования — определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
35

31.05

Подведение итогов

Закрепление и расширение знаний об отечественных
религиозно – культурных традициях как духовной основе
многонационального, многоконфессионого народа России.
Формирование познавательных УУД: поиск и выделение
необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования — определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Творческая работа

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_______ОРКСЭ_______
Класс ___4 ___________
Учитель___Дадова А. К.___________
2021-2022 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина
корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».