Рабочая программа по изо 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОСЁЛ
КА КАЛИНИНСКИЙ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Изобразительное искусство
2021– 2022 учебный год
Учитель :Элесханова П.М.
Класс : 7
Всего часов в год : 92
Всего часов в неделю : 1

1

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с :
1.
.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
3.
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству в 5-7 классах.
4.
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
5.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ п. Калининский
6.
Учебный план МБОУ ООШ п. Калининский на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к
авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство».
Цели и заачи :
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных
средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с
образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные
виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
7 класс - следующая ступень, посвященная изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей
жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

2

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);

4

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4

Всего:

Наименование раздела
Художник – дизайн архитектура
Художественных язык конструктивных
искусств. В мире вещей и зданий
Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры в жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ жизни и индивидуальное
проектирование

Всего часов
9
10

Уроки
8
8

Практическая работа
1
2

7

6

1

8

6

2

34

28

6

Содержание учебного предмета, курса.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (9ч)
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Визуально-пластический язык и эстетическое
содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным
искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых,
общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом определяющей образ
5

жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели,
посуды до машин, станков и т. д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной
среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Художественный язык конструктивных искусств В мире вещей и зданий. (10 ч)
От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа»
пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных
технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности.
Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус
вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Город и человек.(7ч)
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального
градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно - стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей
эпохи.
Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных
пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.
Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ человека и индивидуальное проектирование (8 ч)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая
природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары
в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует
современный мир.
6

№
п/п

Тема

Колво
часо
в

1

Изобразительное
искусство. Семья
пространственных
искусств.

1

2

Основы
композиции в
конструктивных
искусствах.
Гармония,
контраст и
эмоциональная
выразительность
плоскостной
композиции.

1

3

Прямые линии и
организация
пространства.

1

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс.
Элементы содержания
УУД
Планируемы результаты

Форма
контрол
я.

Предметн Метапред Личностн
ые
метные
ые
Дизайн и архитектура в жизни человека (34 часа)
Художник – дизайн архитектура (9 часов)
Мир, который создает
Беседа. Знакомство
Знакомство с многообразным
Текущий
человек. Конструктивные с многообразным миром
миром конструктивных
искусства – архитектура
конструктивных искусств.
искусств.
и дизайн. Основа
архитектуры и дизайна.
Семья пространственных
искусств.
Основа композиции –
Построение композиций из
Освоение основных типов
Текущий
основа дизайна и
прямоугольников и кругов
композиций: симметричная,
архитектуры.
разного размера.
асимметричная, фронтальная и
Гармония, контраст и
Поиск зрительного
глубинная. Изучение
выразительность
равновесия масс,
плоскостной композиции.
плоскостной композиции. динамического равновесия в Развитие интуитивного чувства
Симметрия. Асимметрия композиции, гармонии
композиционной гармонии,
и динамическое
сгущенности и
ритма, динамического или
равновесие.
разреженности форм.
статического соединения
Движение и статика.
элементов в целое.
Ритм.
Освоение понятий ритм и
движение, разрежённость и
сгущённость.
Образно-художественная
осмысленность простейших
плоскостных композиций.
Решение с помощью
Построение композиций из
Освоение понятий
Текущий
простейших
прямых линий разной
сближенность цветов и
композиционных
толщины
контраст. Цветовой акцент,
элементов художественноритм цветовых форм,
эмоциональных задач.
доминанта.

Дата
проведения
план

факт

7

4

Цвет — элемент
композиционного
творчества.

1

5

Свободные формы:
линии и пятна.

1

Прямые линии:
соединение элементов
композиции и членение
плоскости.
Цвет - мощное
художественновыразительное средство.
Законы цветовой
композиции.
Композиционное
сочетание цветов.
Основы цветоведения.
Спектр. Тёплые и
холодные цвета.
Цветовой контраст.
Локальный цвет.
Цветовая гамма.
Эмоциональная и
психологическая роль
цвета в плоскостной
композиции.
Свободные формы –
важный элемент дизайна.
Свойства свободных
форм – неожиданные
цветовые сочетания,
декоративность пятен и
графическая
прихотливость линий.
Свободная линия,
цветовой или тоновый
мазок. Абстрактная
композиция.
Её смысл и образная
выразительность.

Приобретение знаний и навыков
индивидуального
конструирования.
Создание композиций, в
которых:
- выделена акцентирующая
роль цвета (из 2-3
прямоугольников, 3-4
прямых линий и небольшого
цветного кружка)
- ритмическая организация
пространства цветовыми
элементами (из цветных
линий,
прямоугольников и кругов
(теплая или холодная
гамма));
– применен принцип
цветовой гармонии или
контраста (из произвольного
количества фигур)

Формирование навыков по
Текущий
монтажности соединений
элементов, порождающей
новый образ.
Приобретение знаний и навыков
индивидуального
конструирования.

Характером мазка, линией,
цветом, ритмом в абстрактной
композиции передать
событие, состояние или
ощущение, предварительно
сформулировав название
работы («Шум дождя»,
«Суматоха», «Тишина»,
«Жаркая музыка карнавала»,
«Нежное дыхание щенка»
ит.д.)

Формирование навыков по
монтажности соединений
элементов, порождающей
новый образ.
Приобретение знаний и
навыков индивидуального
конструирования

Текущий

8

6

Буква — строка
— текст.
Искусство
шрифта.

1

7

Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне.

1

Шрифт. Искусство
шрифта. Восприятие
шрифта.
Характер шрифта:
тяжелый, приземистый,
легкий, ажурный, а также
скругленный или
рубленый, ясно читаемый
или декоративный.
Любая буква или иероглиф
как изобразительный
элемент или цветовой
акцент, организующий
композицию.
Изобразительные
возможности шрифта.
Эмблемно-знаковая
графика. Обобщенность и
лаконизм выразительных
средств, создающих знак.
Эмблема или товарный
знак.
Основа графического
дизайна – искусство
композиции.
Композиционные основы
макетирования в
полиграфическом дизайне.
Текст и изображение как
элементы композиции.
Стилистическое и
цветовое единство шрифта
и изображения.
Плакат. Изобразительный
язык плаката.
Взаимодействие текста и
изображения. Синтез
изображения и слова.

Создание композиций,
- в которых буква –
изобразительный элемент
композиции (из
прямоугольников, линий,
круга и буквы, являющейся
композиционной и цветовой
доминантой).
- в которой роль линий
разной толщины и длины
будут выполнять строки,
составляющие единое
графическое целое с другими
элементами.
(Работу можно выполнять
на компьютере)

Понимание печатного слова,
типографской строки как
элементов плоскостной
композиции.
Приобретение знаний и
навыков индивидуального
конструирования.

Текущий

Основываясь на правилах
композиции, выполнить
упражнения, объединяющие
в себе изображения и текст:
а) вместо прямоугольников –
фото, вместо линий – строки
текста («рыба»).
б) вместо пятен –
изображения (фото или
рисунок), вырезанные по
контуру, вырастающие, как
строки, из фона;
в) фотография служит фоном
для текста («рыба») и других
композиционных элементов.

Реализация понимания
учащимися формотворчества
как композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции.
Стилистика изображения и
способы их композиционного
расположения в пространстве
плаката и поздравительной
открытки.
Получение новых знаний:
Изображения, используемые в
плакате (рисунок, фотография).
Дизайн плаката. Мини-плакаты
(открытки).

Текущий

9

8

В бескрайнем
море книг и
журналов.
Многообразие
форм
графического
дизайна
(обобщение
темы).

1

Задача искусства плаката и
сферы его применения.
Композиционные
принципы макетирования
плаката.
Монтаж в плакате –
соединение изображения
и текста по принципу
образно-смысловой
значимости.
Многообразие видов
полиграфического
дизайна: от визитки до
книги. Соединение текста
и изображения. Книга как
синтетическое искусство.
Единство литературы,
графики и дизайна.
Элементы книги:
переплёт, форзац,
титульный лист,
шмуцтитул, разворот.
Обложка (переплет) книги
или журнала. Дизайн
книги и журнала.
Изобразительный стиль
книги или журнала.
«Мелочи», которые
участвуют в ритмической
организации композиции:
номера страниц, цветовые
плашки фона, цвет шрифта
в заголовках, стрелки у
подписей к иллюстрациям
и т. д.

Графическое макетирование.
Деловая игра «Коллективное
макетирование книги
(журнала)».
Дополнительное задание (по
желанию)
1.Создать «тематический »
алфавит (буквы-животные,
буквы-растения, буквыобитатели моря, буквыклоуны, буквыметаллоконструкции, буквы
- архитектурные элементы).

Реализация понимания
учащимися формотворчества
как композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Освоение работы над
коллажной композицией:
образность и технология.

Текущий

Художественных язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (10 часов)
10

9

Объект и
пространство. От
плоскостного
изображения к
объемному
макету.
Соразмерность и
пропорционально
сть.

1

10

Архитектура —
композиционная
организация
пространства.
Макетные
упражнения.

1

Представление о
пространственной
композиции, о ее
восприятии с разных
точек зрения.
Соразмерность и
пропорциональность
объемов в пространстве.
Главное мерило всему в
архитектуре и дизайне –
человек.
Прочтение плоскостной
композиции как
схематического
изображения объёмов в
пространстве при виде на
них сверху. Композиция
пятен и линий как чертёж
объектов в пространстве.
Формирование
понимания учащихся
проекционной природы
чертежа.
Условность и
метафоричность
выразительных средств,
участвующих в сочинении
пространства макета.
Рельеф. Разновысокие,
горизонтальные и
вертикальные плоскости
как элементы
композиционного
творчества. Гармония и
разнообразие в
ритмической организации
пространства. Композиция
макетов: ориентированная

Выполнение
упражнений на
соразмерность и
пропорциональность
объемов в пространстве

Понимание учащимися
Текущий
формотворчества как
композиционно-стилевого единства
формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного
мышления.
Композиция плоскостная и
пространственная. Понятие чертежа
как плоскостного изображения
объёмов, когда точка – вертикаль,
круг – цилиндр или шар, кольцо –
цилиндр и т.д.
Формирование художественного
отношения к вещи как
материальному отражению времени и
человека.

Макетные упражнения
(выполнение
подготовительных
эскизов с
трансформацией в
пространстве
различного типа
прямых линий).

Понимание учащимися
Текущий
формотворчества как
композиционно-стилевого единства
формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного
мышления.
Вспомогательные соединительные
элементы в пространственной
композиции. Понятие рельефа
местности и способы его обозначения
на макете.

11

11

Взаимосвязь
объектов в
архитектурном
макете.

1

12

Конструкция:
часть и целое.
Взаимосвязь
объектов.

1

13

Здание как
сочетание
различных
объемных форм.
Модуль.

1

на центр или разомкнутая,
построенная по принципу
сгущенности и
разреженности масс. Ритм
вертикалей. Цвет фактура
в макете.
Конструирование их в
объёме и применение в
пространственномакетных композициях.
Композиционная
взаимосвязь объектов в
макете.
Композиционная
взаимосвязь объектов в
макете. Прослеживание
структур зданий
различных
архитектурных стилей и
эпох. Выявление простых
объёмов, образующих
дом. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний
на образный характер
постройки.
Выявление простых
объёмов, образующих
дом. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний
на образный характер
постройки.

Создание объемнопространственного
макета из 2-3 объемов,
стоящих на
разноуравневых
горизонтальных
плоскостях.

Понимание учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого единства
формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного
мышления. Дизайн проекта: введение
монохромного цвета.

Текущий

Создание объемнопространственного
макета из 2-3 объемов,
стоящих на
разноуравневых
горизонтальных
плоскостях.

Понимание учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого единства
формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного
мышления. Дизайн проекта: введение
монохромного цвета.

Текущий

Соединение объёмных
форм в единое
архитектурное
сооружение.

Понимание учащимися
Текущий
формотворчества как композиционностилевого единства формы, цвета и
функции. Развитие образноассоциативного мышления.
Баланс функциональности и
художественной красоты здания.
Деталь и целое. Достижение
выразительности и целостности
постройки и домостроительной
индустрии.
12

14

Важнейшие
архитектурные
элементы здания.

1

15

Вещь: красота и
целесообразность.
Единство
художественного и
функционального.

1

16

Форма и
материал.

Цвет в
архитектуре и
дизайне.

17

Рассмотрение различных
типов зданий, выявление
горизонтальных,
вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их
структуру. Использование
элементов здания в макете
проектируемого объекта.
Многообразие мира
вещей. Внешний облик
вещи. Выявление
сочетающихся объёмов.
Функция вещи и
целесообразность
сочетаний объёмов.
Красота – наиболее
полное выявление
функции вещи.

Проектирование
объёмнопространственного
объекта из важнейших
элементов здания.

Возникновение и историческое
развитие главных архитектурных
элементов здания (перекрытия,
стены, окна, двери, крыша, а также
арки, купола, своды, колонны и т.д.)

Текущий

Создание образнотематической
инсталляции.

Текущий

1

Взаимосвязь формы и
материала. Влияние
функции вещи на
материал, из которого
она будет создаваться.

Проект «Из вещи –
вещь»

Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь
как образ действительности и
времени. Сочетание образного и
рационального.
Освоение композиционнометафорических принципов
в инсталляции («деталь вместо
целого», смысловая крупность
планов, монтажный контрапункт
и др.) при оформлении витрин,
спектаклей, фотоколлажей и
плакатов.
Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы
вещи (например, бытовая
аудиотехника – от деревянных
корпусов к пластиковым обтекаемым
формам и т.д.)

1

Эмоциональное и
формообразующее
значение цвета в дизайне
и архитектуре. Влияние
цвета на восприятие
формы объектов
архитектуры и дизайна.
Цвет как

Выполнить комплект
упаковок из 3
предметов

Текущий

Реализация понимания учащимися
Текущий
формотворчества как композиционностилевого единства формы, цвета и
функции.
Понимать отличие роли цвета в
живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и
окраска. Преобладание локального
13

конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции. Влияние на
восприятие цвета: его
нахождение в
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а
также мягкого или
резкого его очертания,
яркости цвета.

цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей.
Фактура цветового покрытия.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (7 часов)
18

19

Город сквозь
времена и страны.
Образно-стилевой
язык архитектуры
прошлого.

1

Художественноаналитический обзор
развития образностилевого языка
архитектуры как этапов
духовной,
художественной и
материальной культуры
разных народов и эпох.

Выполнение
композиции на тему
«Архитектурные
образы прошлых эпох»

Город сегодня и
завтра. Пути
развития
современной
архитектуры и
дизайна.

1

Архитектурная и
градостроительная
революция 20 века. Её
технологические и
эстетические
предпосылки и истоки.

Создание образа
современного города и
архитектурного стиля
будущего.

Воплощение умения «образного
Текущий
проживания» создаваемой среды
города, соотносимой с человеком.
Обращение внимание детей и на
разнообразные виды изобразительного
творчества (рисунки и живописные
эскизы городов, скульптурное
моделирование из глины,
бумагопластика и др.). Образ и стиль.
Смена стилей как отражение эволюции
образа жизни, сознания людей и
развития производственных
возможностей. Архитектура народного
жилища. Храмовая архитектура.
Частный дом.
Социальный аспект «перестройки» в Текущий
архитектуре. Отрицание канонов и
одновременно использование
наследия с учётом нового уровня
материально-строительной техники.
.
14

Живое
пространство
города. Город,
микрорайон,
улица.

1

21

Вещь в городе.
Роль
архитектурного
дизайна в
формировании
городской среды.

1

22

Интерьер и вещь в
доме. Дизайн
интерьера.

1

20

Приоритет
функционализма.
Проблемы урбанизации
ландшафта, безликости и
агрессивности среды
современного города.
Современные новой
эстетики архитектурного
решения в
градостроительстве.
Исторические формы
планировки городской
среды и их связь с
образом жизни людей.
Схема-планировка и
реальность. Организация
и проживание
пространственной среды
как понимание образного
начала в конструктивных
искусствах. Роль цвета в
формировании
пространства.
Неповторимость
старинных кварталов и
кварталы жилья. Роль
малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и
индивидуализации
городской среды, в
установке связи между
человеком и
архитектурой.
Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета
в интерьер. От

Макетно-рельефное
моделирование
фрагмента города.

Различные композиционные виды
планировки города: замкнутая,
радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричная,
прямоугольная и др. Цветовая среда

Текущий

Создание рисункапроекта фрагмента
пешеходной зоны с
городской мебелью,
информационным
блоком, скульптурой,
бетонными вазонами и
т.д.

Создание информативного комфорта
городской среды: устройство
пешеходных зон в городах, установка
городской мебели (скамьи, диваны и
пр.), киосков, информационных
блоков, блоков локального
озеленения и т.д.

Текущий

Эскиз-проект
мебельного гарнитура
или отдельного

Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность
интерьера.

Текущий

15

23

Природа и
архитектура.

1

24

Ты – архитектор.
Проектирование
города.

1

унификации к
индивидуализации
подбора вещного
наполнения интерьера.
Мебель и архитектура:
гармония и контраст.
Дизайнерские детали
интерьера. Зонирование
интерьера. Интерьеры
общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис,
школа)
Город в единстве с
ландшафтно-парковой
средой. Развитие
пространственноконструктивного
мышления.

предмета мебели

Создание макета
ландшафтногородского фрагмента
среды (сквер с
фонтаном и
памятником, детский
парк, городской сад с
беседкой и т.д.)
Единство эстетического и Проектирование
функционального в
архитектурного образа
объёмногорода «Сказочный
пространственной
город»
организации среды
жизнедеятельности людей.
Реализация в
коллективном
макетировании чувства
красоты и архитектурносмысловой логики.

Обучение технологии макетирования Текущий
путём введения в технику
бумагопластики различных материалов
и фактур (проволока, ткань, фольга,
древесина, стекло и т.д.) для создания
архитектурно-ландшафтных объектов
(лес, водоём, дорога, газон и т.д.)
Природно-экологические, историкосоциальные и иные параметры.
Влияющие на композиционную
планировку города.

Текущий

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)
25

Мой дом – мой
образ жизни.

1

Мечты и представления о
своём будущем жилище,
реализующиеся в их

Индивидуальное
проектирование.
Создание плана-

Приобретение знаний и навыков
индивидуального конструирования.
Принципы организации и членения

Текущий

16

26

Интерьер
комнаты –
портрет её
хозяина. Дизайн
вещнопространственн
ой среды.

1

27

Дизайн и
архитектура
моего сада.

1

архитектурнодизайнерских проектах.
Мой дом – мой образ
жизни. Учёт в проекте
инженерно-бытовых и
санитарно-технических
задач.
Стиль и эклектика.
Функциональная красота
или роскошь предметного
наполнения интерьера
(мебель, бытовое
оборудование). Дизайн
интерьера. Роль
материалов, фактур и
цветовой гаммы.
Отражение в проекте
дизайна интерьера
образно-архитектурного
замысла и
композиционно-стилевых
начал.
Сад (английский,
французский, восточный)
и традиции русской
городской и сельской
усадьбы. Искусство
аранжировки. Икебана
как пространственная
композиция в интерьере.
Планировка сада,
огорода, зонирование
территории. Организация
палисадника, садовых
дорожек. Малые
архитектурные формы
сада: беседка, бельведер,
пергола, ограда и пр.

проекта «Дом моей
мечты»

Фантазийный или
реальный проект
«Портрет моей
комнаты»
(фотоколлажная
композиция или
инсталляция)

Макетирование
фрагмента сада из
природных материалов

пространства на различные
функциональные зоны: для работы,
отдыха, спорта, хозяйства, для детей
и т.д. Формирование способности
активно применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике.
Формирование способности активно
Текущий
применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике.

Формирование способности активно
применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике:
при выборе костюма, прически или
создании интерьера своей комнаты

Текущий

17

28

Мода, культура
и ты.

1

29

Мой костюм –
мой облик.
Дизайн
современной
одежды.

1

30

Грим,

1

Водоёмы и минипруды.
Сомасштабные сочетания
растений сада.
Альпийские горки,
скульптура, керамика,
садовая мебель,
кормушка для птиц и т.д.
Спортплощадка и многое
другое в саду мечты.
Соответствие материала
и формы в одежде.
Технология создания
одежды.
Целесообразность и мода.
О психологии
индивидуального и
массового. Мода – бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия,
фасон.
О психологии
индивидуального и
массового. Мода – бизнес
и манипулирование
массовым сознанием.
Возраст и мода. «Быть или
казаться?»
Самоутверждение и
знаковость в моде.
Философия «стаи» и её
выражение в одежде.
Молодёжная субкультура
и подростковая мода.
Стереотип и китч.
Лик или личина?

Создание своего
собственного проекта
вечернего платья
(спортивного костюма)

Формирование способности активно
применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике:
при выборе костюма, прически или
создании интерьера своей комнаты.

Текущий

Создание живописного
панно с элементами
фотоколлажа на тему
современного
молодёжного костюма
«Мы на дискотеке»

Формирование способности активно
применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике:
при выборе костюма, прически или
создании интерьера своей комнаты.

Текущий

Изменение образа

Формирование способности активно

Текущий
18

визажистика и
причёска в
практике
дизайна.

31

Имидж. Сфера
имидж-дизайна.

1

Искусство грима и
причёски. Форма лица и
причёска. Макияж
дневной, вечерний и
карнавальный. Грим
бытовой и сценический.
Лицо в жизни, на экране,
на рисунке и на
фотографии. Азбука
визажистики и
парикмахерского
стилизма. Боди-арт и
татуаж как мода.
Человек как объект
дизайна. Понятие имидждизайна как сферы
деятельности,
объединяющей
различные аспекты моды
и визажистику, искусство
грима, парикмахерское
дело (или стилизм),
ювелирную пластику,
фирменный стиль и тд,,
определяющей форму
поведения и контактов в
обществе. Связь имидждизайна с «паблик
рилейшенс», технологией
социального поведения,
рекламой, общественной
деятельностью и
политикой.
Материализация в
имидж-дизайне
психосоциальных
притязаний личности на
публичное

средствами внешней
выразительности.

применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике:
при выборе костюма, прически или
создании интерьера своей комнаты

Коллективное задание:
создание
имиджмейкерского
сценария-проекта
«Лучший спортсмен
года» или «Мисс
Европы»

Формирование способности активно
применять полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной практике:
при выборе костюма, прически или
создании интерьера своей комнаты.

Текущий

19

32-34

Моделируя себя
– моделируешь
мир.

1

моделирование
желаемого облика.
Человек – мера вещного
мира. Он или его хозяин
или раб. Создавая
«оболочку» - имидж,
создаёшь и «душу».
Моделируя себя,
моделируешь и создаёшь
мир и своё завтра.

Обобщение темы года.
Урок-беседа.

Текущий

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».