Рабочая программа по ИЗО 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЁЛКА КАЛИНИНСКИЙ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Изобразительное искусство
2021– 2022 учебный год
Учитель :Элесханова П.М.
Класс : 6
Всего часов в год : 92
Всего часов в неделю : 1
1

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса составлена на основе
следующих нормативно-правовых документов:
 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.;
 Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены
постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
 Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
 Авторской программы Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А. С. Питерских (Рабочие программы.
Предметная линия учебников Н. А. Горяева, О. В. Островская 6- класс: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2015г.).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления
учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного
художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения
художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего
мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития
способности сопереживания.
 развитие художественно-творческих способностей учащихся,
 образного и ассоциативного мышления,
 фантазии, зрительно-образной памяти,
2

 эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и
произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных
ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации
неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как
способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству
для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный
труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа
ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных
3

искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с
национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета
«Изобразительное искусство»
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую
программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение
художественных традиций и промыслов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству
направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4


развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
5

видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального
выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество
разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах
визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений
и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и
декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок — основа мастерства
художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением
любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное
6

графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды
и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий ритмическая организация листа. Роль ритма
в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в
изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое.
Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Основные и составные цвета.
Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Выразительные возможности объемного
изображения. Понятие объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре:
глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием
различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения
к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Многообразие форм
изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта.
Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в
истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского
7

изображения в древности и в XX веке. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные
формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и
сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как
способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие
ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи.
Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный
строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение
художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и
выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма
(матрица) и оттиски. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные
видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте
настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих
себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой
индивидуальности художника.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием
различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов).
8

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного
реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный
портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека,
его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Закономерности в
конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и
симметрия лица. Величина, и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Повороты и
ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и
детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции
костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные
возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Образ человека
в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности,
характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Правда жизни и язык искусства.
Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура.
Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия.
Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Цветовое решение
образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и
живописная фактура. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность
художника и его эпохи. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного
языка в произведениях великих художников. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ
человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук
в раскрытии образа портретируемого.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
9

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием
различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
4. Человек и пространство. Пейзаж (8 часов).
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в
изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры Вид
перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в
искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в
искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении
глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения.
Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота.
Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы
воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в
пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота
горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и
красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных
состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Пейзаж в русской живописи.
Доской пейзаж. Знаменитые русские художники-пейзажисты. Пейзаж в графике. Виды гравюры. Особенности образного
языка гравюры. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической
композицией «Городской пейзаж».
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
10

Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного
материала
№

Наименование разделов

Всего часов

Уроки

Практическая работа

1

Виды изобразительного искусства

7

7

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

7

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

8

2

4

Человек и пространство в изобразительном
искусстве.

9

7

2

34

29

8

Всего

11

Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Учащиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов,
мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например,
Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство
(художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)
связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения,
уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя
традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой
(предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства
в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

12

6 класс КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока

Кол Характеристика
деятельности
учащихся, виды
учебной
деятельности

Виды
Планируемые результаты освоения материала
контро Личностные
метапредме предметные
лятные
измер
ители

1четверть
1

Изобразительно
е искусство в
семье
пластических
искусств

2

Рисунок- основа 1
изобразительног
о творчества

1

Виды изобразительного искусства (8часов)
Найти и разобрать
Моделиров
открытки по
ание, поиск
видам
информаци
искусстваВиды
и, создание
пластических
алгоритма
искусств Виды
деятельнос
изобразительного
ти, анализ,
искусства:живопи
синтез,
сь, графика,
самостояте
скульптура.
льное
Художественные
создание
материалы, их
проблем
выразительные
творческог
возможности.
о
Зарисовка с
Фронтальн характера,
контроль,
натуры отдельных ый опрос.
растений или
Сравнение коррекция,
оценка,
веточек
и анализ
13

Ознакомле
ние с
видами
искусства

Расширение
представлений о
культуре прошлого и
настоящего, об
обычаях и традициях
своего народа.
Развитие умения
видеть не только
красоту природы, но
и красоту предметов,
вещей.

Дата
проведения
По
плану

Факт.

3

Линия и ее
выразительные
возможности.

1

4

Пятно, как
средство
выражения.
Композиция,
как ритм пятен

1

Материалы:
карандаш, уголь
фломастер
Выполнение
линейных
рисунков трав,
которые колышит
ветер (линейный
ритм, линейные
узоры
травянистых
соцветий,
разнообразие
линий Карандаш,
уголь.
Изображение
различных
состояний в
природе (Ветер,
дождь, тучи,
туман,) листа.

работ
обсужден.

планирован
ие
учебного
сотрудниче
Анализ
результато ства с
учителем и
в
собственно сверстника
ми, умение
й
художеств точно
выражать
енной
деятельнос свои
мысли.
ти

Сравнение
и выбор
лучших
работ

Развиваем
уч.
сопережива
ние и
взаимовыр
учка.

14

Освоение
Привитие любви к
основ
произведениям
декоративн искусства.
оприкладног
о
искусства.

Умение
отличать и
выполнять
тональные
соотношен
ия.

Привитие
аккуратности и
терпеливому
выполнению сложной
работы.

5

6

Цвет, основы
цветоведения.

Цвет в
произведениях
живописи

1

1

Фантазийное
изображении
сказочных царств
ограниченной па
литрой с показом
вариативных
возможностей
цвета («Царство
снежной
королевы»
«Изумрудный
город», «Страна
золотого солнца»
Изображение
букета с разным
настроением.
(Радостный,
грустный,
торжественный,
тихий).

Просмотр
и
обсуждени
е
выполненн
ых работ

Создание
проблем
творческог
о
характера,
контроль,
коррекция,
оценка

Понятие
«колорит»,
«гармония
цвета»
Механичес
кое
смешивани
е цветов.
Сравнить
умение и
оценить.

15

Знать
основы
языка
изобразите
льного
искусства(т
он,
выразитель
ные
возможнос
ти тона.

Уметь выполнять
цветовые растяжки,
плавные переходы от
одного цвета к
другому.

Сравнивать
литературн
ые
произведен
ия и
художестве
нные.
Высказыва
ть мнение.

Учиться передавать
эмоциональное
состояние средствами
живописи; активно
воспринимать
произведения
станковой живописи.

7- Объемные
изображения в
скульптуре

1

Изображение
объемных
изображений
животных .
Материалпластилин и стеки

Опрос,
просмотр и
анализ
работ.

Основы языка
изображения

1

Выполнение
конкурсных
заданий

Подведени
е итогов
конкурса.

8

Знать
понятие
«Анималис
тический
жанр»
Выразител
ьные
средства и
возможнос
ти
скульптуры
.

16

Связь
объема с
окружающ
им
пространст
вом и
окружение
м

Уметь использовать
выразительные
возможности
пластического
материала в
самостоятельной
работе.

Знать виды
пластическ
их и
изобразите
льных
искусств.

Знать имена и
произведения
выдающихся
художников,
творчество которых
рассматривалось на
уроке. Отличать
работы по видам
искусства.

2 четверть
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
9
Реальность и
1
Рассказ с
фантазия в
элементами
творчестве
беседы.
художника
Изобразить
окружающий мир,
показать свое
10
отношение к нему.

-

Изображение
предметного
мира

Оценить
творчество
рассказа об
окружающ
ем мире и
умение
передать
это в
рисунке.
Особеннос
Работа над
ти
натюрмортом из
пластическ
плоских
ой формы
предметов с
выполнить
акцентом на
так, чтобы
композицию, ритм было
Материалы: А4,
разумно
цветная бумага,
видно все
ножницы, клей.
предметы,
оценить
это
умение.

Понимать
значение
изобразитель
ного
искусства в
жизни
человека и
общества.

Формирова Привитие любви к
ние
произведениям
представле искусства.
ний о
ритме и
цвете.

Уметь
активно
воспринимат
ь и понимать
жанр
натюрморта

Натюрморт
в
живописи,
графике,
скульптуре

17

Творческое
обсуждение
выполненных работ,
работать, используя
выразительные
возможности
натюрморта.

11

Понятие
1
формы,
Многообразие
форм
окружающего
мира.

Конструирование
из бумаги простых
геометрических
форм (конус,
цилиндр, призма,
куб).

Вырезание
из бумаги
геометриче
ских форм
и
оценивани
е их.

12

Изображение
объема на
плоскости и
линейная
перспектива

1

Зарисовки
конструкции из
нескольких
геометрических
тел Карандаш
Формат А-4.

Просмотр
и анализ
работ.

13

Освещение.
Свет и тень.

1

Зарисовки
геометрических
тел из гипса или
бумаги с боковым
освещением.

Иметь
представлен
ие о
многообрази
ии
выразительн
ости форм.

Знать
правила
объемного
изображ.
геометричес
ких тел с
натуры,
основы
композиц. на
плоскости.
Фронтальн Знать
ый
выдающихся
опрос(устн художниково)
графиков.Тв
Самоанали орчество
з работ
Ф.Дюрера.В.
учащихся. Фаворского.
18

Конструкц
ия сложной
формы.
Правила
изображен
ия и
средства
выразитель
ности.
Творческое
обсуждени
е
выполненн
ых работ.

Научиться
выполнять
геометрические
тела, которые
составляют основу
всего многообразия
форм.

Знать
основы
изобразите
льной
грамоты:
светотень

Уметь видеть и
использовать в
качестве средства
выражения характер
освещения при
изображении с
натуры.

Перспектива, как
способ изображения
на плоскости
предметов в
пространстве.

14

Натюрморт в
графике.

1

Выполнение
натюрморта в
техники печатной
графики (оттиск с
аппликации на
картоне)

15

Цвет в
натюрморте

1

16

Выразительны 1
е
возможности
натюрморта.

Работа над
изображением
натюрморта в
заданном эмоц.
состоянии:
праздничный,
грустный,
таинственный.
Натюрморт в
заданном
эмоциональном
состоянии

Просмотр
и анализ
работ

Натюрморт,
как
выражение
художником
своего
отношения к
вещам,
окружающи
м его.
Анализ и
Знать
оценка
выразительн
процесса и ые
результато возможности
в собствен. цвета.
художеств
енного
творчества.
Анализ и
Предметный
оценка
мир в
результато изобразитель
в
ном
проектной искусстве.
деятельнос Выражение в
ти
натюрморте
переживаний
и мыслей
художника.
19

Понимать
роль языка
изо.
искусства в
выражении
худож.
своих
переживан
ий.
Цветовая
организаци
я
натюрморт
а- И.
Машков
«Синие
сливы»
Натюрморт
в искус. 1920 веков.
Натюрморт
и творчес.
индивидуа
льность
худож-ка.

Уметь составлять
натюрмотрную
композицию на
плоскости, работать
в техники печатной
графики.

Уметь передавать
настроение с
помощью форм и
цветов красок.

Знать жанр
изобразительного
искусства
(натюрморт. Уметь
анализировать
образный язык
произведений
натюрмортного
жанра.

3 ЧЕТВЕРТЬ
Вглядываясь в человека Портрет (10часов)
17 Образ
1
Беседа
человека,
Портрет,как образ
главная тема
определенного,
искусства
реального
человека. История
развития жанра.
Изображение
человека в
искусстве разных
эпох.
18

Конструкция
головы
человека и ее
пропорции.

1

Работа над
изображением
головы человека с
соотнесенными по
разному деталями
лица (Аппликация
из вырезанных из
бумаги форм).

19

Графический
портретный
рисунок и

1

Выполнение
автопортрета
Материал

Оценить
внимание
и
эрудирова
нное
участие в
беседе
.Фронталь
ный
устный
опрос.
Просмотр
и анализ
работ.

Выборочн
ый

Умение
видеть в
произведени
ях искусства
различных
эпох,
единство
материала,
формы и
декора.
Понимать
смысл слов:
образный
смысл
вещи,(ритм,
рисунок
орнамента,
сочетание
цветов,
композиция)
Уметь
творчески
работать над
20

Великие
художники
–
портретист
ы:
Рембрант,
И. Репин.,
РокотовФ.
В
Боровицкий
.
Умение
работать с
выбранным
материалом
.
Презентаци
я своих
работ.

Знать жанры
изобразительного
искусства

Найти и прочитать
материал в
исторической
литературе.

Творческое Эпоха и стиль в
обсуждение формировании
работ
культуры

выразительнос
ть образа.

Карандаш, уголь.

просмотр

20

Портрет в
графике.

1

Портрет соседа
Просмотр
по парте в технике анализ и
силуэта (профиль) оценка.
Материалы:
черная тушь,
гуашь, бумага.

21

Портрет в
скульптуре.

1

Работа над
изображением в
скульптурном
портрете
выбранного
литературного
героя с ярковыраженным
характером (Баба
Яга ,Кошей
бессмертный,

предложенно
й темой,
используя
выразительн
ые
возможности
художествен
ных
материалов
Поиск
информации,
создание
алгоритма
деятельности
.

Развитие
эстетическо
го
восприятия
мира,
художестве
нного
вкуса.
Презентац Знать
Характер
ия работы материалы и человека и
с
выразительн образ эпохи
произнесен ые
в
ием
возможности скульптурн
короткого ..
ом
монолога
портрете
от имени
вылепленн
ого героя.
Анализ и
21

изображения
портретов разных
людей.

Воспитание любви
и интереса к
Произведениям
худ. литературы.
Взаимосвязь
литературы и
изобразительного
искусства.
Человек основной
объект
изображения в
скульптуре
Материалы
скульптуры.Уметь
передать
пропорции лица.

22

Сатирические
образы
человека.

1

23

Образные
возможности
освещения в
портрете

1

24

Портрет в
живописи.

1

25

Роль цвета в
портрете.

1

Домовой
Изображение
сатирических
образов
литературных
героев.
Материалы:
черная акварель,
черная гелевая
ручка.

оценка
Тест.
Просмотр
и анализ
работ.

Наблюдение
натуры и
выполнение
набросков
(пятном) головы в
различном
освещении.
Ассоциат. портрет
в техники коллажа
мама, папа,
бабушка, дедушка,
групповая работа.
Анализ цветового
решения образа в
портрете
Материалы:

Понимание
правды
жизни и
язык
искусства.

Сатирическ Уметь работать
ие образы в графическими
искусстве.
материалами.
Карикатура
.
Дружеский
шарж.

Просмотр
и анализ
работ.

Постоянство
формы и
вариации
изменения ее
восприятия.

Понимать
роль света в
разных
видах
искусства.
Театр. кино

Уметь применять
полученные знания
при выполнении
работы.

Представл
ение работ.
Анализ и
оценивани
е.
Ответить
на вопрос
«Кому из
известных

Уметь
активно
работать в
технике
коллажа.
Цветовое
решение
образа в
портрете.

Знать
худож.
Портрет
Леонардо
да Винчи
Знать о
выразитель
ных
возможност

Роль живописного.
портрета в истории
искус Композиция
в портрете.

22

Уметь
анализировать
цветовой строй
произведения

гуашь, кисть.

26

Великие
портретисты.

1

Повторяем и
обобщаем.

тебе
художнико
в ты
заказал бы
себе
портрет?
Презентац
ия
проектов.

Цвет и тон
Понимание
живописной
фактуры.

ях цвета в
произведен
иях
живописи,
литературы
, искусства.
Выражение
Личность
творческой
героев
индивидуаль портрета и
ности.
творческая
интерприта
ция ее
художнико
м.

23

живописи.

Уметь активно
воспринимать и
анализировать
произведения
портретного жанра.

28

29

4 ЧЕТВЕРТЬ
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)
Жанры в
1
Просмотр
Сгруппиро Самостоятель
изобразительн
презентации на
вать
ное создание
ом искусстве.
тему Жанры.
предложен способов
дискуссия
ные
решения
произведен проблем
ия по
творческого
жанрам.
характера,
контроль.Спец
ифика языка
художественн
ых
материалов.
Правила
1
Изображение
Соотнести Знать правила
воздушной и
уходящей вдаль
репродукц воздушной и
линейной
аллеи с
ии
линейной
перспективы.
соблюдением
произведен перспективы.
правил линейной
ий разных
перспективы
жанров
Карандаш,
(Портрет,
акварель.
пейзаж,
натюрморт
)с
фамилиям
и
24

Развитие
интереса к
предмету
изобразитель
ного
искусстваФр
онтальный
опрос.

Работа в
художественноконструктивной
деятельности.

Уметь
организовать
пространство
на листе
бумаги.Выде
лить
горизонт и
точку зрения.

Уметь
использовать
правила
воздушной и
линейной
перспективы

30

Пейзаж большой мир.
Организация
пространства.

1

авторов.Пр
смотр,
анализ и
оценка.
Работа над
Подобрать
изображением
репродукц
большого
ии или
эпического
фото,
пейзажа «путь
отображаю
реки» Изображаем щие
уходящие планы и законы
наполняем их
линейной
деталями. Гуашь, перспектив
большие кисти
ыОценить.

Уметь
организовыват
ь
перспективное
пространство
пейзажа.

25

Уметь
использовать
выразительн
ые
возможности
материала.Ро
ль фыбора
формата.

Творческое
обсуждение раб
Принять участие
в беседе. Уметь
отличать работы
Рериха от
Левитана.

31

Пейзажнастроение.
Природа и
художник.

32- Городской
33 пейзаж
Графическая
композиция
города.

1
1

Создание
пейзажанастроения работа по
представлению и
памяти с
предварительным
выбором яркого
личного
впечатления от
состояния
природы.

Ответить
на вопрос:
почему о
картинах
Левитана
говорят6
«Мало но
много
музыки?»
Оценить
ответы и
рассужден
ия

Отметить
отличие и
красоту
разных
состояний в
природе: утро,
вечер, закат,
рассвет.

Понимать
роль
колорита.
Уметь
пользоваться
гуашью,
используя
основные
средства
художествен
ной
выразительн
ости.

Работа над
графической
композицией
«Мой город»
Акварель, гуашь.

Опрос.
Анализ и
оценка
процесса и
результато
в
собственно
й
художеств
енной
деятельнос
ти

Уметь
осознанно
говорить о
видах
искусства,
изученных в
пятом классе.

Эстетическая Остановить
оценка
внимание на
результатов
образцах
современного
искусства.
Жанры,
изученные в
этом году.

26

Привитие любви
к
изобразительном
у искусству
Знакомство с
художественным
и образцами.
Творчески
подойти к
составлению
композиции,
работе с цветом,
светотенью, и
перспективой.

34

Выразительны 1
е возможности
изобразительн
ого искусства.
Язык и смысл.

Поставить оценки
за конкурсные
задания. Подвести
итог за работу
учащихся в
течении учебного
года.

Обобщить
работу
всего
класса в
течении
года.

Знать виды и
жанры
художественн
ой
деятельности

27

Уметь
анализироват
ь
содержание,
образный
язык
произведени
й
портретного,
натюрмортно
ги
пейзажного
жанров.

Знать основы
изобразительной
грамотности и
уметь применять
приобретенные
знания на
практике.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».