Рабочая программа воспитания ДОУ

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной
программы
1.1. Цель и задачи Программы воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной
программы
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста
(от 1,5 до 3 лет)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания.
2.1.2. Социальное направление воспитания.
2.1.3. Познавательное направление воспитания.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
2.1.5.Трудовое направление воспитания.
2.1.6. Этико – эстетическое направление воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в детском саду.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ.
3.3. Организация предметно-пространственной среды .
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания.
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей.
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Основные понятия, используемые в Программе
Приложения.

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ ООШ п. Калининский – структурное
подразделение детский сад «Мишутка» Моздокского района РСО-Алания
(далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса
разработки рабочей программы воспитания на основе требований
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в
2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
МБДОУ № 18 предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к
реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию.
Программа воспитания является компонентом Образовательной программы
МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад
«Мишутка» Моздокского района РСО - Алания. В связи с этим структура
Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в МБОУ ООШ п. Калининский –
структурное подразделение детский сад «Мишутка» лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных достижений
ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с базовыми
духовно-нравственными ценностями.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, возможно раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы МБОУ ООШ п.
Калининский – структурное подразделение детский сад «Мишутка».
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с
другими организациями.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной
программы
1.1. Цель и задачи Программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад
«Мишутка» – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то
есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников,для каждого
возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет),будет
способствовать решение следующих основных задач:
 развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
 формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового
и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;

 развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
 организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
 воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
 воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
 объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;
установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей
психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической основой Примерной программы являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие
идеи отечественной педагогики и психологии:
- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в
деятельности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных
«специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие
принципы:

принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности Республики
Северная Осетия - Алания;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный
контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений
(воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками ДОУ.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и
всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в
семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в
ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание

условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного
развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг
другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детсковзрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и
задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает 8 понимать, что рядом с
ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с
желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и
привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений
ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.
Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как
старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам,
общими усилиями достигать поставленной цели.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность
планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;

улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда
оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.

1.2.5.Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации
цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и
культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы
ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от
взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на
основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной
программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какиелибо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые
ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования
не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей».

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего
возраста (от 1.5 до 3 лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Показатели
Проявляющий привязанность,
любовь к семье, близким,
окружающему миру
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий
сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство
удовольствия в случае одобрения и
чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении. Способный общаться
сдругими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств
общения.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в
поведении и деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и
т. д. Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности
в быту, в ДОУ, на природе.

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к
красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься продуктивными видами
деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Ценности
Родина, природа

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Показатели
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому,
семье, близким людям.
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства
долга: ответственность за свои
действия и поведение;
принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и
в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей
российского общества.
Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе
уважения к людям труда,
результатам их деятельности,
проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и
всамостоятельной деятельности.

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий
зачатками художественноэстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является
объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. Практическая реализация
направлений воспитательной работы МБОУ ООШ п. Калининский –
структурное подразделение детский сад «Мишутка» представлена в формах:
соревнования, праздники и развлечения, фольклорные мероприятия.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств,
чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные
компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего
края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального
народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;

 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от
их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям
хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому

человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в
обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами
дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале
истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы,
ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать
правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации
данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;  создавать
доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов
и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных
фильмов, чтения и просмотра книг;

 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для
экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе
всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в
виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей,
игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима
дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности
жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель
должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и
тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека,
но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну
из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое
пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; 
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков
должна вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только
при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное
воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств,
связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое
является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта
непременно сопряжена с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной
деятельности;

 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько
личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре
родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с
их делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в
общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности,
умении вести себя в общественных местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение
подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно
выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее
место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитиеэмоциональной сферы личности влияет на

становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира
ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь ДОУ;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного
слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в детском саду
В МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад
«Мишутка» образовательный процесс осуществляется в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и
воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью
педагогической работы МБОУ ООШ п. Калининский – структурное
подразделение детский сад «Мишутка» является формирования
общейкультуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни,развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Игровая деятельность является ведущей в воспитательном процессе
дошкольного образования. Игра широко используется в как самостоятельная
форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития,
воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные,
игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и
художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические,
интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта
детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого
воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских

способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы
работы обеспечивается как непосредственным, так и посредственным
руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в
дополнительном внимании и контроле, например, хуже усваивающими
учебный материал.
Воспитательный процесс в МБОУ ООШ п. Калининский – структурное
подразделение детский сад «Мишутка» организуется в развивающей среде,
которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных
условий и пространством обственного «Я» ребенка. Среда обогащается за
счет не только количественного накопления, но и через улучшение
качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и
динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко
всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и
пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МБОУ ООШ п. Калининский –
структурное подразделение детский сад «Мишутка» является физическое
воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от
правильной организации режима дня, двигательного, санитарногигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.
Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в
соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность
ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в
следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший
дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима
обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр,
упражнений, занятий физкультурой, организации детских спортивных
праздников, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как
части нравственного становления. Воспитательная деятельность
направлена на формирование эмоциональной готовности к труду,
элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей,
усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий,

объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация
детского труда.
Для МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад
«Мишутка» важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее
привлекать семьи к участию в учебно- воспитательном процессе. С этой
целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и
дискуссии, круглые столы, дни открытых дверей, просмотры родителями
отдельных форм работы с детьми, применяются средства наглядной
пропаганды (родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и
др.), проводятся традиционные совместные с родителями физкультурные
развлечения и досуги, привлекаются родители кпроведению праздников,
развлечений, экскурсий и др.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы
воспитания
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение
является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющимвозможность
оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного
учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общемРодительском
собраниии, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планаспортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинаре- практикуме, консультациях
и открытых мероприятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями

(законными представителями);
- повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит
сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей
принадлежит педагогу.
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника.
Знание ее особенностей в воспитании детей,воспитательных возможностей
семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом
дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители
вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей
среды в группе предполагает сотрудничество с родителями воспитанников.
Выставки детских работ являются интереснейшей формой
информированности родителей о возможностях их детей, но при условии,
если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям,
только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи
взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям
воспитателя.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью
повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы
является ознакомление родителей с особенностями реализации задач
образовательных областей.
Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья
детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы,
консультации, родительские собрания, круглые столы, игры.Родительские
собрания проводятся два раза в год. Организация уголка для родителей. В
родительском уголке помещаются информация краткого содержания.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании
своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и
ребенку в его развития как неповторимой индивидуальности.
Мероприятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок
совместных работ детей и родителей.
Родители — активные участники любого детского праздника, особенно
приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном
дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ
театра старшей подгруппой детей. Родители участвуют на детских
праздниках, досугов.
Доброжелательность между детьми — это всегда следствие
взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний особое
значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы

(чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый
родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им
демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным
продуктам их детской деятельности.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является
наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение
наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами,
содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической
помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера
- правила для родителей, распорядок дня, объявления различного
характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском
саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические
выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях,
экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным
помощникам и т.д.);
- папки–передвижки, (формируются по тематическому принципу)
и другие.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада,
отражающего готовность всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить
наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности. Уклад направлен на сохранение преемственности принципов
воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального
общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые,материальнотехнические, психолого-педагогические, нормативные, организационнометодические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими

пунктами организационного раздела Образовательной программы МБОУ
ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад «Мишутка»,
Моздокского района, РСО- Алания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и
свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
руководителей ДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного
персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями,
детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в
социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации
распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно- смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная идинамическая
характеристика уклада, которая определяет егоособенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
1) «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
2) «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные
качества ребенка в ходе специально организованногопедагогического
взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение
поставленных воспитательных целей;
3) «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает
опыт деятельности, в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого,
в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой
для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того,
чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослымобразовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагогпродумывает смысл
реальных и возможных действий детей и смысл своихдействий в контексте
задач воспитания. Событием может быть не толькоорганизованное

мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, илюбой режимный
момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие
дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной
работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видахдеятельности
(детско-взрослый спектакль, построениеэксперимента,
совместноеконструирование, спортивные игры идр.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество
и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для
детей и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный
годовой циклметодической работы на основе традиционных ценностей
российскогообщества. Это поможет каждому педагогу создать
тематическийтворческий проект в своей группе и спроектировать работу с
группой вцелом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда МБОУ ООШ п. Калининский –
структурное подразделение детский сад «Мишутка» отражает ценности, на
которых строится программа воспитания, способствует их принятию и
раскрытию ребенком.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры исовместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты
членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и
пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций осетинского народа.
Вся среда детского сада гармонична и эстетически привлекательна.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной
компетентности педагогов.
Уровень профессиональной квалификации педагогических кадров
обеспечивается системой методической работы ДОУ и включает в себя:
• Укомплектованность ДОУ педагогами, музыкальным руководителем
имеющими необходимую квалификацию.
• Уровень квалификации педагогических работников ( имеющих
соответствие занимаемой должности).
• Непрерывность профессионального развития педагогических работников:
- повышение квалификации,
- аттестация на квалификационные категории и соответствие занимаемой
должности,
- самообразование.
Повышение квалификации осуществляется 1 раз в 3 года по актуальным
программам дошкольного образования. Обучение педагогических
работников и учебно-вспомогательного персонала навыкам оказания первой
медицинской помощи проводится ежегодно, за исключением
административно-управленческого персонала и педагогов-специалистов (1
раз в 3 года). Прохождение повышения квалификации по программам с
учетом ФГОС ДО, инклюзивного образования и первой медицинской
помощи обязательно для всех педагогов ДОУ.
Важным механизмом повышения профессионального мастерства является
аттестация педагогических работников. Аттестация педагогических
работников ДОУ осуществляется в соответствии 1 раз в 5 лет:
на квалификационные категории - главной аттестационной комиссией
Министерства образования Республики Северная Осетия – Алания; на
соответствие занимаемой должности – аттестационной комиссией МБОУ
ООШ п. Калининский.
Самообразование педагогических кадров по актуальным вопросам
дошкольного образования осуществляется в течение всего учебного года
самостоятельно всеми педагогами на семинарах, консультациях,
вебинарах, и других методических мероприятиях.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся”.
Основные локальные акты:
1. Основная общеобразовательная программа Муниципального
бюджетного образовательного учреждения – основной общеобразовательной
школы п. Калининский – структурного подразделения детский сад
«Мишутка» Моздокского района РСО-Алания
2. Годовой план работы на учебный год

3. Календарный учебный график
4. Рабочие программы педагогов ДОУ.

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми
категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием
для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование,
являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной
образовательной организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня
педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей
с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества.
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
- праздничные мероприятия, традиции, развлечения и физкультурные
досуги;
- творческие соревнования и выставки;
- организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при
необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и
соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с
яркого события, после которого будет развертываться погружение и
приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цели
алгоритма действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей
в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В результате
педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла
конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного
процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной
ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого,
проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация
соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются
разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования,
объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в
конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся
способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения
целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого
объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессиональнородительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных
результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие
основные модели социального поведения, которыми руководствуется
человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни
человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства
как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации,
продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный
поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный
контекст.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный план воспитательной работы
МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад «Мишутка»
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ
Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Средняя группа

Старшая группа

Развлечение «Прощание с летом»
Ежемесячные физкультурные развлечения по плану.
Еженедельные развлечения по плану педагогов .
Праздник «День работников сельского хозяйства»
Праздник «Осенний бал»
Ежемесячные физкультурные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Развлечение «День матери»
Развлечение «Джеоргуба»
Физкультурные
Спортивные досуги с участием родителей
развлечения
«Папа, мама, я, спортивная семья»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Праздник «Новый год»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов

Январь

Февраль

Март
Апрель

Май

Июнь

Еженедельные развлечения по плану педагогов
Развлечение «Прощание с елочкой»
Зимний спортивный праздник
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Праздник «День защитника отечества»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Праздник «8 марта»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по планупедагогов
«День здоровья»
Праздник «Весеннее развлечение»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Музыкальная военно-спортивная игра «Зарничка»
Праздник «Выпуск из детского сада»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по плану педагогов
Еженедельные развлечения по плану педагогов
Праздник «День защиты детей»
Летний спортивный праздник «День Нептуна»

ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ И ВЫСТАВКИ
в МБОУ ООШ п. Калининский – структурное подразделение детский сад «Мишутка»
Мероприятие
Групповая выставка рисунка
« Прощания с Осенью»
Групповая выставка детских поделок
совместно с родителями из природного
материала
Групповая выставка детского творчества
совместно с родителями «Новогодние
украшения»
Ежегодный детский конкурс чтецов
по произведениям А. Барто
Тематическая выставка детских рисунков
по плану « Открытка для папы»,
«Поделка для мамы»
Тематическая выставка по годовому плану
работы
Ежегодный районный конкурс юных
художников «Войди в природу другом»
Групповые тематические выставки по
годовому плану работы

Уровень
ДОУ

Возрастная группа

Время проведения

Средняя, старшая
группы
Средняя, старшая
группы

Октябрь

ДОУ

Средняя, старшая
группы

Декабрь

ДОУ

Средняя
группа
Средняя, старшая
группы

Январь

Средняя, старшая
группы
Старшая группа

Апрель

Средняя, старшая
группы

В течение года

ДОУ

ДОУ
ДОУ
ДОУ
Муниципальный
ДОУ

Ноябрь

Февраль - Март

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».